Когнитивно-коммуникативные подвижные игры как средство обеспечения активной жизни и сохранения здоровья у пожилых людей

Бесплатный доступ

Цель: разработать инновационное содержание локальной двигательно-игровой технологии и апробировать на практике входящие в неё блоки специализированных подвижных игр, направленных на повышение работоспособности, сохранение когнитивных функций и коммуникативную социализацию лиц пожилого возраста. Материалы и методы. Эксперимент проходил в течение 9 месяцев в форме специализированных игровых занятий на основе подвижных игр, направленных, с одной стороны, на сохранение и повышение уровня физической работоспособности и когнитивных способностей, с другой – поддержку и формирование социальной взаимосвязи и игровых коммуникаций между людьми пожилого возраста. Исследование проходило на базе Педагогического института Иркутского государственного университета, занятия проводились два раза в неделю и имели продолжительность 60 мин. Общее количество принявших участие в эксперименте составило 44 человека. Результаты. Анализ результатов комплексного обследования уровня сохранности когнитивных способностей и коммуникативной социализации у лиц пожилого возраста, проведенный после эксперимента, показал высокую эффективность использования специально подобранных игровых форм физической культуры, выстроенных на предметной основе подвижных игр: уровень когнитивных способностей имел статистически высокую динамику (p < 0,01). Заключение. Результатом проведенного эксперимента стало создание игровой технологии, основанной на определении и констатации специфических организационно-методических требований, которым должна отвечать двигательная игровая деятельность пожилых людей.

Еще

Пожилые люди, когнитивные способности, коммуникативная социализация, двигательно-игровые технологии, подвижная игра

Короткий адрес: https://sciup.org/147250888

IDR: 147250888   |   DOI: 10.14529/hsm25s113

Текст научной статьи Когнитивно-коммуникативные подвижные игры как средство обеспечения активной жизни и сохранения здоровья у пожилых людей

A.A. Rusakov1, ,

V.R. Kuzekevich1, ,

E.A. Tkachuk2,3, ,

Введение. Проблема сохранения здоровья нации в целом и увеличение продолжительности жизни в частности является глобальной и стратегически значимой для любого развитого общества.

Оптимизация и сохранение жизненного потенциала пожилых людей требуют комплексного решения, в котором создание и разработка простых, не затратных и доступных и в то же время практико-ориентированных средств имеют первостепенное значение [3, 4].

Выход видится в организации и создании, в том числе и со стороны государства, условий и возможностей для занятий оздоровительной физической культурой, ориентированной по формам и содержанию именно на пожилых людей, подготовке специально обученных для этого педагогических кадров, научно обоснованной разработке организационно-методических рекомендаций и практического содержания [1, 7–9].

Доказано, что, взрослея и старясь, человек не утрачивает интереса к игре, просто формы и содержание видоизменяются и ста- новятся другими, меняется место, значение и роль игры. В пожилом возрасте игра может быть эффективно использована как средство досуга, позволяющее занять освободившееся от работы время для саморазвития, решения возникающих возрастных проблем, прежде всего с психикой и здоровьем, недостающего общения и коммуникации [2, 5, 11].

Несмотря на то что в литературе приводится содержание отдельных игр и развлечений для пожилых людей, проблема систематического и комплексного использования адаптированных под конкретный возраст двигательно-игровых технологий как инструмента повышения качества и продолжительности жизни разработана совершенно недостаточно как в методическом, так и содержательном аспектах [6, 10].

Цель исследования: разработать содержание двигательно-игровой технологии, дифференцировать и определить перечень подвижных игр и игровых упражнений, творческих заданий для работы с пожилыми, разработать методические рекомендации по их применению.

Методы и организация исследования. Наше исследование проходило на базе Педагогического института Иркутского государственного университета как инновационный проект педагогического взаимодействия, ориентированного на саморазвитие личности пожилого человека: «Народная школа», занятия проходили 2 раза в неделю по 60 мин. В эксперименте приняли участие пожилые люди в количестве 44 человек (35 женщин и 9 мужчин) в возрасте от 65 до 77 лет.

Мы рассматривали подвижные игры когнитивно-коммуникативной направленности как универсальный инструмент, одновременно и комплексно решающий три задачи:

  • 1)    оптимизация двигательной активности, поддержание уровня развития двигательных качеств и физической работоспособности на должном для данного возрастного контингента уровне;

  • 2)    повышение и сохранение когнитивных (память, мышление, речь, интеллект) и мне-мических , включающих компоненты познавательной активности, функций с учётом возрастной адекватности подобранных игровых средств;

  • 3)    развитие коммуникативной социализации за счёт применения игровых средств, направленных на сферу эмоционально насыщенной совместной деятельности, способной объединять, независимо от социального статуса и профессии.

Для решения поставленных задач нами было изучено, адаптировано и разработано содержание специализированных подвижных игр, где наряду с двигательными решались и задачи когнитивно-коммуникативной направленности. Методическое сопровождение игр представлено в специально разработанном для данного возрастного контингента методическом пособии

Организация и методика проведения подвижных игр для пожилых значительно отличается от традиционной рядом специфических особенностей, учет и соблюдение которых во многом будет определять успешность проведения как отдельной игры, так и целого оздоровительного мероприятия [3, 12].

Отбор и разработка содержания подвижных игр в нашем эксперименте опирались на органичное сочетание принципов:

– возрастной адекватности, учитывающей психофизические особенности данного возраста;

– безопасности для здоровья, включая содержание и используемый инвентарь;

– простоты и доступности, предполагающих в случае необходимости упрощение содержания и правил игры;

– комфортности, основанный на том, что участнику должно быть по-домашнему уютно в данном коллективе, имелись все необходимые условия, включая места для отдыха;

– социальной взаимосвязи и коммуникации в процессе игровой деятельности, основанной на общности интересов и возможности общения непосредственно в процессе игровой деятельности;

– эмоциональной привлекательности деятельности, дающей возможность использования игр в досуговой деятельности в семье.

В процессе занятий мы дополняли игры «не двигательными» конкурсами и творческими заданиями (чтение стихов, отгадывание двигательных загадок и др.), так как смена видов деятельности повышает качество восприятия содержания занятия в целом.

Поскольку специально подобранные подвижные игры, направленные на развитие психической сферы личности – памяти, восприятия, воображения, внимания, – создают благоприятные возможности для тренировки всех функций головного мозга, одновременно задействуя различные анализаторы, с их помощью мы стремились создавать предпосылки к успешному овладению элементами и содержанием игровой деятельности.

Мы учитывали, что память бывает разных видов: на движения, словесная, эмоциональная, образная (ассоциативная); мы стремились не сводить игровую практику к развитию какого-либо одного вида памяти, а стремились целенаправленно воздействовать на все из них. В качестве примера можно привести игры: «Что изменилось?», «У кого воздушный шарик?»; «Кто вышел?»; «Здравствуй, друг!» и т. п.

Развитие воображения в жизни пожилого человека имеет значительно большее значение, чем это можно себе представить. Его нужно рассматривать как способ расширения личного опыта, непременное условие творчества. Двигательное воображение мы развивали в играх: «Морская фигура»; «Зеркало»; «Спортивный магазин»; «Я не знаю, кто же я?»; «Снежинки»; «Треугольник, круг, квадрат» и т. п.

Внимание является важной психической функцией, сохранение которой во многом способствует успешности процесса адаптации пожилых к окружающему миру, и особенно важно для пожилого человека и проявляется повсюду: при переходе улицы, выполнении домашних поручений, сравнении различных предметов и явлений, формулировке выводов. Примеры игр на внимание: «Потопали – похлопали!»; «Будь внимателен!»; «Оркестр»; «Делай так, как твой сосед!»; «Флюгер»; «Убери лишнее!».

Совершенствование и улучшение социальных связей было основано на том, что все игры проводились в групповом формате, что способствовало развитию и созданию новых дружественных отношений, которые при благоприятном развитии начинают выходить за узкие рамки игровой деятельности.

Результаты. В начале и в конце эксперимента нами было проведено обследование уровня развития и сохранности когнитивных функций и коммуникативной социализации, которое осуществлялось комплексно и обрабатывалось при помощи компьютерной программы на базе кафедры геронтологии, гериатрии и клинической фармакологии Иркутского государственного медицинского университета.

Когнитивные функции оценивались с позиции анализа уровня:

  • 1)    внимания: распределения внимания (методики «Расстановка чисел» и «Поиск чисел»); концентрации внимания (методика «Перепутанные линии»); объема и устойчивости внимания (методики «Корректурная проба (Тест Бурдона)» и «Таблицы Шульте»); оценка переключаемости внимания (методика Шульте – Горбова «Красно-черная таблица»);

  • 2)    памяти: диагностика оперативной памяти (методика «Оперативная память»); объема кратковременной памяти по методу Джекобса; ассоциативная и эмоциональная память (методика «Пиктограмма») и активизация памяти через возрождение эмоций (методика С.А. Гарибяна); объем механической памяти при зрительном восприятии (методика «Таблица двузначных чисел»);

  • 3)    восприятие изучалось с позиции (измерение объема, иллюзии установки и восприятия, константность и организация восприятия, иллюзии восприятия сложных объектов).

В табл. 1 приведены результаты оценки уровня когнитивных функций пожилых людей в начале и конце эксперимента, представленные в виде суммы составляющих каждой отдельной функции.

Поскольку показатели отдельных характеристик уровня когнитивных способностей пожилых людей не имели достоверных различий, приводим средне-выверенные результаты, полученные на начало и конец исследования.

После окончания эксперимента результаты по всем исследуемым параметрам имели высокую достоверную положительную динамику. Значение критерия χ2 составляет 69,212. Критическое значение χ2 при уровне значимости p = 0,01 составляет 11,345. Уровень значимости между факторным и результативным признаками p < 0,01.

С целью определения уровня долговременной социальной коммуникации было проведено анкетирование. Критерием оценки служило количество социальных контактов

Таблица 1

Table 1

Итоговые результаты уровня когнитивных функций пожилых людей в начале и конце эксперимента (n = 44)

Baseline and post-intervention cognitive performance in older adults (n = 44)

Когнитивные функции Cognitive performance

Входное / Baseline

Итоговое / Post-intervention

ОН

Н

С

В

ОН

Н

С

В

1

Внимание / Attention

59

66

45

6

32

56

56

32

2

Память / Memory

35

61

64

16

14

54

62

46

3

Восприятие / Perception

29

71

55

21

11

45

77

43

Факторный признак Independent variable

Результативный признак Dependent variable

Сумма / Sum

ОН

Н

С

В

Входное тестирование / Baseline

123

198

164

43

528

Итоговое тестирование / Post-intervention

57

155

195

121

528

Всего / Total

180

353

359

164

1056

Примечание: ОН – очень низкий; Н – низкий; С – средний; В – высокий. Note: ОН – very low; Н – low; С – medium; В – high.

Таблица 2

Table 2

Итоговые результаты уровня социальной коммуникации пожилых людей (n = 44)

Baseline and post-intervention social communication outcomes in older adults (n = 44)

Критерии / Criteria

1

2

3

1

Количество коммуникаций за рамками занятий / Social interactions (frequency)

44

2

Эмоциональный фон общения / Emotional tone of social exchange

5

39

3

Желание двигаться / Physical engagement motivation

2

42

4

Желание общаться / Social interaction motivation

3

41

5

Возможность общаться / Perceived social capacity

44

Примечание: 1 – уменьшилось; 2 – не изменилось; 3 – увеличилось.

Note: 1 – decreased; 2 – unchanged; 3 – increased.

Таблица 3

Table 3

Итоговые результаты уровня двигательной активности пожилых людей в начале и конце эксперимента (n = 44)

Baseline and post-intervention physical activity levels in older adults (n = 44)

Показатели / Parameter Входное / Baseline Итоговое / Post-intervention р Т6МХ / 6MWT 376,5 ± 12,1 456,2 ± 9,6 < 0,01 Шкала ШОКС (балл) / SHOCK clinical severity score (points) 4,1 ± 0,5 3,4 ± 0,2 < 0,05 с окружающими (без учёта семейной коммуникации). Респондентам предлагалось ответить на вопрос, как изменилась их коммуникация в конце эксперимента (табл. 2).

Результаты анкетирования показали, что практически все респонденты отметили значительное улучшение количественных и качественных характеристик социальной коммуникации по всем представленным критериям.

Считаем, что занятия с пожилыми людьми, проводимые в игровой форме, не только создают интерес, но и формируют желание, предоставляют возможность для продуктивного и долговременного общения.

Уровень двигательной активности пожилых людей определялся с помощью общепринятых тестов: 6-минутной ходьбы (Т6МХ) и шкалы ШОКС (табл. 3).

В результате у пожилых людей, участвующих в эксперименте, уровень двигательной толерантности имел статистически высокую динамику. Так, в тесте «6-минутная ходьба» (Т6МХ) среднее значение повысилось на 79,7 м; результат теста «Шкала ШОКС» улучшился на 0,7 балла.

Выводы

  • 1.    Организация и проведение когнитивносохранных подвижных игр требуют большой предварительной подготовки, заключающейся в адаптации содержания подвижных игр под возраст, и целенаправленное выделение 110

  • 2.    Проведение игры должно выстраиваться таким образом, чтобы играющие получали только положительные эмоции, для чего в случае необходимости возможно облегчение и упрощение содержания игры, изменение её правил, адаптация содержания под имеющиеся возможности, отказ от прямой и открытой соревновательной деятельности.

  • 3.    Для данной группы игр нами были разработаны или выделены критерии, которым они должны соответствовать:

  • –    всеобщая доступность, что позволяет привлекать к игре максимальное количество играющих;

  • –    коллективность, поскольку полноценная коммуникация и общение возможны только в коллективе;

  • –    создание атмосферы доброжелательности и участия;

  • –    возможность выхода из игры в любой момент её проведения;

  • –    интересное и увлекательное содержание, опирающееся на уже имеющийся жизненный опыт участников;

  • –    умеренная двигательная интенсивность, поскольку игра не должна вызывать переутомление;

  • –    индивидуализация или трансформация содержания с учётом реальных возможностей каждого из играющих;

  • -    учёт мнения каждого участника относительно выбора игры или её конкретного содержания;

  • -    полная безопасность игрового пространства, простота и доступность применяемого в игре инвентаря и оборудования.

в каждой используемой игре когнитивной составляющей.

Заключение. Результатом проведенного эксперимента стало создание игровой технологии, основанной на определении и констатации специфических организационнометодических требований, которым должна отвечать двигательная игровая деятельность пожилых людей.

Для её успешной реализации очень важно поддерживать постоянство игрового коллек- тива, поскольку двигательно-игровая деятельность, осуществляемая совместно, намного продуктивнее и эффективнее, чем реализуемая в одиночку. Отдавая предпочтение групповым и командным играм, целесообразно использовать различные приёмы мотивации участников, включая постоянные похвалы и поощрения, регулярно проводить последовательную оценку результатов игр с их обязательной рефлексией. При этом важно понимать, что реализуемая в процессе игры коммуникация не менее важна, чем сама деятельность. Предложенная нами игровая технология не только формирует желание заниматься и общаться, но и даёт для этого прекрасную возможность.

Статья научная