Когнитивные маркеры гражданской идентичности жителей Крыма
Автор: Сенченко Наталья Анатольевна
Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp
Рубрика: Социология
Статья в выпуске: 1, 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье идет речь об особенностях гражданской идентичности жителей Крыма. Утверждается, что для крымчан характерен высокий уровень советской, российской и региональной идентичности. Отмечается, что гражданская идентичность жителей полуострова реализуется через когницию, ценности, смыслы и поступки личности. Автором исследуется когнитивная составляющая гражданской идентичности - представления жителей Республики Крым о своей гражданской принадлежности. По итогам исследования выделены основные направления развития гражданской идентичности населения Крыма: государственная символика, национально-историческая символика и архетипы, активная гражданская позиция, формальная принадлежность к государству, моральные качества. В структуре гражданской идентичности крымчан выявлены преобладание ориентированности на государственную и национально-историческую символику, низкая формализация отношения к родине и высокий нравственный потенциал.
Гражданская идентичность, крым, крымчане, интенции, государственная символика, национально-историческая символика и архетипы, активная гражданская позиция, формальная принадлежность к государству, моральные качества
Короткий адрес: https://sciup.org/149133407
IDR: 149133407 | DOI: 10.24158/spp.2020.1.3
Текст научной статьи Когнитивные маркеры гражданской идентичности жителей Крыма
«Крымская весна» не только разрешила ряд противоречий, обусловленных территориальной и политической принадлежностью республики, но и высветила проблемы, связанные с необходимостью формирования гражданской идентичности у новых поколений и ее изучения как социокультурного феномена и как индивидуального переживания личностью своей гражданской принадлежности. Преобладание региональной и российской идентичности у жителей на момент 2014 г. стало решающим в российском выборе Крыма. Однако последующие годы показали необходимость изучения динамики становления и вариантов наполняемости структуры гражданской идентичности крымчан.
Географическая расположенность Крыма, родственные связи крымчан на Украине, агрессивность отдельных объявленных вне закона группировок, провокационная деятельность некоторых зарубежных политиков переводят полуостров в режим прифронтовой зоны прежде всего в области идеологии. Именно поэтому процесс становления гражданской идентичности жителей Крыма приобретает особую актуальность. Именно осознание себя гражданином определенной страны становится главным в выстраивании отношения личности к будущему, к преобразованию и расцвету этой страны. Поэтому исследование гражданской идентичности жителей Крыма, ее места в структуре личностных идентичностей чрезвычайно актуально.
Цель исследования – описать когнитивные маркеры гражданской идентичности жителей Крыма.
В научной литературе можно выделить несколько основных подходов к исследованию феномена гражданской идентичности: социально-философский, социально-психологический, социологический.
Основной идеей социально-философского подхода в изучении проблемы гражданской идентичности стали представления Г. Тэджфела о единстве когнитивного, эмоционального и ценностного элементов в ее структуре, а также выделение им деятельностного компонента. При этом когнитивный элемент гражданской идентичности включает в себя знания о своем месте в обществе, его законах и правилах. Эмоциональный элемент реализуется личностью через переживание своей принадлежности к гражданскому обществу. Основной маркер – патриотизм. Ценностный элемент содержит гражданские ценности и добродетели [1, p. 325–329]. Нам интересен этот подход, однако считаем неполной характеристику компонентов гражданской идентичности.
В рамках социально-психологического подхода исследователи акцентируют внимание на са-моотождествлении личности с государством из-за ее естественной заинтересованности в собственной социальной самореализации [2]. По мнению А.Г. Асмолова, гражданская идентичность имеет глубокий личностный смысл и может быть рассмотрена как собственно гражданская, этническая и общекультурная идентичность [3]. Это совпадает с мнением Д.А. Леонтьева, рассматривавшего гражданскую идентичность по следующим уровням: этнический, общероссийский, общекультурный [4]. В этом направлении внимание исследователей было обращено на внутриличностные механизмы становления гражданской идентичности, ее особенности [5]. В этом подходе также делается акцент на когнитивных установках личности относительно своей гражданской принадлежности.
Социологический подход к исследованию проблемы гражданской идентичности позволяет рассмотреть этот феномен как некий социальный конструкт, который можно эмпирически исследовать. В результате этого возможно выявить влияние внешних факторов (социальных институтов) на процесс гражданской идентификации личности. При этом ученые анализируют различные типы гражданской идентичности и ее составляющие: общегражданскую, государственную, национальную, российскую, государственно-гражданскую идентичность. Сама гражданская идентичность определяется через отождествление субъекта с группой или группами на когнитивном и эмоциональном уровнях. По сути, гражданская идентичность в междисциплинарном подходе рассматривается как самоотождествление личности с гражданином государства, с ее гражданским сообществом независимо от своих этнических корней и национального происхождения [6]. В работах И.М. Кузнецова анализируются поведенческий и интенциональный фокус ценностных ориентаций, их роль в формировании определенного типа общества на шкале «традиционалистское – модернистское общество» [7]. Ученый предлагает анализировать гражданское общество на основании ценностных моделей Ш. Шварца и Г. Хофстеде.
В рамках нашего исследования ориентация на когнитивные установки, с которыми могут быть связаны ценности, является ведущей. В более ранних исследованиях мы отмечали, что в социокультурной общности Крыма преобладают коллективные ценности, которые базируются на социальных потребностях личности [8].
Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования позволил прийти к выводу, что гражданская идентичность является показателем одновременно и принадлежности индивида гражданскому обществу, и его идентификации с государством. Т. е. процесс гражданской идентификации разворачивается на индивидуальном и групповом уровнях под влиянием различных факторов. Основными маркерами гражданской идентичности становятся знания, ценности и смыслы личности. При этом, по мнению исследователей, когнитивная составляющая выражается через осознание своей принадлежности к государству в качестве его гражданина и сообщества граждан, через знания и образно-символические представления о государстве, гражданстве и гражданах [9].
Поскольку Крым относительно недавно вошел в состав Российской Федерации, неудивительно, что гражданская идентичность его населения находится в процессе постепенного становления. Это означает наличие большого количества разновидностей и вариантов гражданской идентичности жителей Крыма [10].
Дальнейшее исследование было направлено на выявление когнитивных маркеров гражданской идентичности жителей Республики Крым.
Вначале с помощью авторской анкеты были определены группы респондентов разного возраста, пола, национальности, направления образования. Анкета давала возможность получить общую информацию и не была направлена на изучение гражданской идентичности. Далее был исследован когнитивный компонент гражданской идентичности посредством фокусированного индивидуального интервью и интент-анализа.
Использование названных методов было направлено на выявление основных интенций образно-символических представлений о государстве, гражданстве и гражданах. Респондентам предлагалось представить десять ассоциаций на утверждение «Я гражданин России», полученный массив слов проходил через процедуру интент-анализа для выявления основных ассоциативных групп. Всего в ходе метода фокусированного индивидуального интервью выделено 186 показателей (подкатегорий анализа), которые в результате смысловой категоризации (интент-анализа) объединены в десять категорий по близости ассоциаций: государственная символика, национальноисторическая символика и архетипы, активная гражданская позиция, чувства, моральные качества, юридическая принадлежность к государству, территория России, принадлежность к гражданскому сообществу, желания, принадлежность к нации. Наиболее представленными из названных категорий оказались: государственная символика, национально-историческая символика и архетипы, активная гражданская позиция, моральные качества, формальная принадлежность к государству, территория России.
Единицей счета являлась частота употребления ассоциации.
Выборка составила 240 человек, среди них 136 женщин и 104 мужчины. В исследование принимали участие респонденты наиболее многочисленных этнических групп (русские, украинцы, крымские татары) в возрасте от 17 до 55 лет в равном количестве.
В процессе исследования когнитивного компонента гражданской идентичности в рамках фокус-группы были выявлены основные представления респондентов о государстве, идентификации с государством и гражданским обществом. В рамках каждой отдельно взятой группы соблюдался принцип однородности участников по возрасту, полу и национальности. Использовались неструктурированные вопросы для прояснения идентификации индивида с государством.
Распределение интенций в высказываниях респондентов по частоте встречаемости пред-

Рисунок 1 - Основные интенции представлений респондентов о государстве, гражданстве и гражданах, %
Раскроем подробнее содержание каждой категории интенций.
Государственная символика (29,4 %) – выделены такие подкатегории, как герб (33,3 %), флаг (31,7), белый, синий, красный цвет (25,2), гимн (8,2), государственная символика (1,6 %).
Активная гражданская позиция (23,6 %) - проявляется в борьбе за государство (воспринимается как ценность), участии в развитии государства и борьбе за гражданские ценности. В первой подкатегории выделены такие показатели, как борьба за государство (72,4 %) и готовность его защищать (27,6 %). Во второй отметим преданность государству и его развитие (63 %), ответственность за него (25,9), неравнодушие к политическим событиям (8), заботу о государстве (3,1 %). В третью подкатегорию вошли «Крымская весна» (30 %), борьба за права (15), справедливость и социальная защищенность (20), свобода (25), активная гражданская позиция (10); территория России (2,4), в частности с контуром государства на карте (80), регион (20); принадлежность к гражданскому сообществу (1,9), включая совокупность граждан – людей разного возраста, профессий, национальностей (86), солидарность (10), единение (4); принадлежность к нации (1,2), в частности знаток национального языка (84), национальность (16 %).
Формальная принадлежность к государству (8,8 %) – ассоциации с паспортом (83,3 %) и свидетельством о рождении (16,7 %).
Моральные качества (16 %) – законопослушность, соблюдение законов (42 %), компетентность и сознание (20,9), высокодуховность (13,6), честность (10), долг перед государством (13,5 %)
и т. д.; чувства (7,2 %), такие как гордость (20), патриотизм (20), вера в государство (20), беспомощность (16,7), незащищенность (13,5), стыд (6,7), злость (3,3), вина (3,3), грусть (3,3), надежда (3,3), оптимизм (3,3), разочарованность (3,3 %); желания (1,7 %) лучшего будущего (14,3 %), вырваться из «клетки» (28,6), гордости за страну (14,3), «мира» (28,5), «падения в пропасть» (14,3 %).
Следует отметить, что наиболее выраженной интенцией в целом по выборке стала «государственная символика». Эти результаты вполне объясняются необходимостью переноса эмоционального состояния на символ, знак. Не менее существенный вес имеют интенции «активная гражданская позиция» и «национально-культурная символика». Включение людей всех возрастов в социально-политические процессы, доступность власти вызывают чувство сопричастности в процессе развития Крыма.
При этом группа респондентов, тяготеющих к государственной символике, больше стремится к дихотомии «хорошо – плохо», «друг – враг» при описании гражданского общества республики.
Респонденты, у которых наиболее выражена интенция «национально-историческая символика и архетипы», склонны к метафорам в описании государства в целом, стремятся к сравнению событий и их причин в настоящем и прошлом.
Для респондентов с активной жизненной позицией характерно деятельностное отношение к жизни. Более 50 % респондентов этой группы являются волонтерами различных просоциаль-ных движений.
Респонденты, выбирающие интенцию «формальная принадлежность к государству», не проявляли активности в обсуждении, чаще склонялись к дихотомии «свой – чужой».
Для респондентов, выбравших интенцию «моральные качества», характерно глубокое переживание чувства гражданственности.
В национальном разрезе данные представлены на рисунке 2.

■ Крымские татары ■ Украинцы ■ Русские
Рисунок 2 – Национальная специфика представлений респондентов о государстве, гражданстве и гражданах, %
Как видно на рисунке 2, имеют место отличия в присоединении к указанным интенциям у респондентов разных национальных групп. Достоверные отличия отмечены при выборе интенций «государственная символика» (при p ≥ 0,5) и «активная гражданская позиция» (при p ≥ 0,5).
В возрастном разрезе данные представлены на рисунке 3. Существуют достоверные отличия в выборе интенции «национально-историческая символика и архетипы» для старшей возрастной группы (46–55 лет). Мы связываем это с ориентацией данной группы респондентов на советскую идентичность.
Наиболее активную жизненную позицию проявляют респонденты 26–35 лет. Однако и респонденты возрастных групп 17–25, 36–45 лет демонстрируют высокую гражданскую активность. Можно объяснить это теми глобальными процессами в развитии Крыма, в которые вовлечены все жители полуострова.
На формальное отношение к государству ориентируется незначительное количество респондентов всех возрастных групп, за исключением группы 46–55 лет.

Рисунок 3 – Возрастная специфика представлений о государстве, гражданстве и гражданах, %
Вызывает интерес ориентация на моральные ценности молодежи 17–25 лет, что может быть результатом патриотического воспитания детей, подростков и молодых людей.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Особенностями гражданской идентичности жителей Крыма являются:
-
– ориентированность на государственную символику (герб, флаг, сочетание красного, синего, белого цветов);
-
– второстепенный ассоциативный ряд по национально-исторической символике: герои России, выдающиеся люди и памятные даты представлены малым массивом высказываний;
-
– низкая формализация отношения к Родине и высокий нравственный потенциал.
Имеются отличия в специфике представлений о государстве, гражданстве и гражданах у респондентов разных возрастных групп по шкалам «государственная символика», «национально-историческая символика», «активная гражданская позиция», «моральные принципы», а также у респондентов разных национальностей по шкалам «государственная символика» и «активная гражданская позиция».
Исследование показало необходимость разработки комплекса мер по формированию гражданской идентичности жителей Крыма с учетом когнитивных особенностей восприятия ими гражданственности.
Ссылки:
Список литературы Когнитивные маркеры гражданской идентичности жителей Крыма
- Tajfel H. Social Identity and Intergroup Relations. Cambridge; N. Y., 1982. 546 p
- Арутюнова Е.М. Формирование государственно-гражданской идентичности молодежи (на примере московских студентов): автореф. дис. … канд. социол. наук. М., 2007. 22 с.
- Иванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 83-93.
- Кожекiна Л.Ю. Iнституцiональнi змiни в полiтичнiй системi пострадянського суспiльства України як чинник ресоцiалiзацiї "середнього" поколiння // Український соцiум. 2013. № 1 (44). С. 63-74. DOI: 10.15407/socium2013.01.063
- Конода И.В. Становление гражданской идентичности россиян в процессе политической социализации: автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2007. 29 с.
- Петровська I.Р. Розробка та психометрична перевiрка опитувальника "Громадянська iдентичнiсть" // Науковий вiсник Херсонського державного унiверситету. Серiя: Психологiчнi науки. 2016. Т. 1, № 1. С. 70-75.
- Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики // Лидеры образования. 2007. № 7-8. С. 4-10
- Леонтьев Д.А. Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека // Философские науки. 2009. № 10. С. 5-10
- Гришина Е.А. Гражданская идентичность российской молодежи: опыт мониторинговых исследований 90-х гг.: дис. … д-ра социол. наук. М., 2000. 320 c.
- Иванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 83-93.
- Лукашевич О.М. Громадянськiсть як результат громадянського розвитку особистостi: психологiчний дискурс // Проблеми сучасної психологiї. 2014. Вып. 24. С. 467-477.
- Хотинец В.Ю. Моделирование ментальности на основе религиозно-мифологических представлений и культурных ценностей удмуртов // Социологические исследования. 2011. № 2. С. 99-108.
- Абушенко В.Л. Проблема идентичностей: специфика культур-философского и культур-социологического видения // Вопросы социальной теории. М., 2010. Т. IV. С. 128-146.
- Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии / пер. с англ. Л.Л. Галкиной // Политические исследования. 1992. № 4. C. 122-134.
- Андреева Г.М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2011. № 6 (20). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n6-20/580-andreeva20.html (дата обращения: 23.03.2019).
- Безгина Н.В. К вопросу о построении структурной модели гражданской идентичности // Психосфера: сборник научных трудов. Вып. VII / под ред. Е.Е. Сапоговой. Тула, 2013. С. 8-14.
- Еталонна модель особистостi громадянина / М.Й. Боришевський, М.I. Алексеєва, В.В. Антоненко [та iн.] // Психологiчнi закономiрностi розвитку громадянської свiдомостi та самосвiдомостi особистостi: у 2 т. Киiв, 2001. Т. 1. С. 39-46.
- Кузнецов И.М. Ценностные маркеры культурно-исторической идентичности россиян // Вестник Института социологии. 2017. Т. 8, № 3 (22). C. 12-31. DOI: 10.19181/vis.2017.22.3.466
- Сенченко Н.А. Ценностно-культурный анализ институтов гражданского общества в информационном пространстве // Общество: философия, история, культура. 2018. № 12 (56). С. 169-173. DOI: 10.24158/fik.2018.12.33
- Безгина Н.В. К вопросу о построении структурной модели гражданской идентичности // Психосфера: сборник научных трудов. Вып. VII / под ред. Е.Е. Сапоговой. Тула, 2013. С. 8-14.
- Данилова Е.Н. Изменения в социальных идентификациях россиян // Социологический журнал. 2000. № 3-4. С. 76-86.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2-е изд. М., 2011. 24 с.
- Хазратова Н.В. Психологiя вiдносин особистостi й держави: монографiя. Луцьк, 2004. 276 с.
- Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. № 3-4. С. 158-181.
- Tajfel H. Social Identity and Intergroup Relations. Cambridge; N. Y., 1982. 546 p.