Кокандское восстание 1873-1876 гг. в трудах досоветских авторов
Автор: Баитова Ф.Т.
Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki
Рубрика: Социальные и гуманитарные науки
Статья в выпуске: 5 т.11, 2025 года.
Бесплатный доступ
В дореволюционной историографии возникновение, ход и причины поражения Кокандского восстания, происходившего в 1873‒1876 гг. изучались представителями русской историографии, в том числе военными востоковедами, исследователями-востоковедами и русскими путешественниками. Некоторые из этих авторов были свидетелями исторических событий 1870-х годов и написали произведения различного содержания и жанров. Отличительной чертой произведений данного периода является тот факт, что почти все авторы были непосредственными участниками событий и находились на передовой боевых действий. Информация в работах детально отображает ход событий в хронологическом порядке и содержит конкретные факты о лицах, принимавших участие в нападениях, названиях городов и деревень, подвергшихся нападениям, а также вооруженных силах.
Средняя Азия, Российская империя, Кокандское восстание, народное движение, дореволюционная эпоха, Пулат-хан, зимний поход
Короткий адрес: https://sciup.org/14132467
IDR: 14132467 | DOI: 10.33619/2414-2948/114/82
Текст научной статьи Кокандское восстание 1873-1876 гг. в трудах досоветских авторов
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 11. №5 2025
УДК 903.033.64
Среди военных востоковедов, изучавших данный период, можно выделить К. Абазу, А. Г. Серебренникова, М. А. Терентьева, А. И. Макшеева и др. [1, 7, 12, 15]. Значительный вклад в изучение народного движения в Кокандском ханстве 1873‒1876 гг., а также биографии его лидера, Исхака Асан уулу Пулат-хана, и его исторической роли внес Н. Корытов, автор статьи «Самозванец Пулат-хан» [5].
В этих трудах подробно рассматриваются народные выступления 1873‒1876 годов против власти кокандского хана и экспансионистской политики Российской империи. Ключевыми событиями, описанными в трудах дореволюционных авторов о восстании Пулат-хана 1873‒1876 гг., являются «зимний поход», начавшийся в декабре 1875 года, а также сражения в районе Андижана и междуречье Эки-Суу. Согласно этим источникам, местное население городов Ош, Андижан и междуречье Эки-Суу организованно сопротивлялось войскам Российской империи, ведя активные боевые действия. Цель данной работы — проанализировать степень изученности народного движения в Кокандском ханстве 1873‒1876 гг. в дореволюционной историографии. В качестве источников исследования использованы материалы военных сборников, периодических изданий, а также труды местных исследователей второй половины XIX‒начала XX века. При написании, опираясь на принцип историчности, были применены методы периодизации и историкосравнительного анализа. Также использовался хронологический метод, поскольку восстание под предводительством Пулат-хана относится ко второй половине XIX века. Одним из ключевых методов, является историко-сравнительный метод. Сопоставляя взгляды исследователей указанного периода, этот метод позволяет выявить основные научные концепции в историографии восстания под предводительством Пулат хана.
Восстание в 1873‒1876-х годах под предводительством Пулат-хана нашло отражение в историографии дореволюционной эпохи во многих источниковедческих и историографических трудах, связанных с политикой Российской империи в отношении Средней Азии. В дореволюционной историографии краткие сообщения, объемные статьи под названием «Кокандская война» опубликованы на страницах печати [3-5, 9, 12, 13], как раздел самостоятельных трудов [1, 7, 11, 14-16]. Авторы, обращавшиеся к «Кокандской войне», ссылаясь на ее причины, отмечали, что «англо-русское соперничество» и «народные движения», «беспорядки», привели к усилению военных действий к борьбе с ханством. В то же время причиной возникновения народных движений нередко считалось ужесточение налоговой политики в последние годы существования Кокандского ханства.
«Кокандская война», а точнее антиколониальное восстание Пулат-хана 1875‒1876 гг. в Южном Кыргызстане, а также процесс присоединения Средней Азии к Российской империи подробно описаны в трудах известных военных чиновников, таких как М. А. Терентьев, А. И. Макшеев, А. Г. Серебренников, К. Абаза и Н. И. Павлов. Указанные труды, по сути, оправдывали завоевательную политику Российской империи и способствовали укреплению колониального режима, возлагая всю ответственность за конфликт на местное население и ханское управление. При этом в них формировалось представление о «цивилизационной миссии» царского правительства. К примеру, труд военного историка М. Терентьева «История завоевания Средней Азии» является одним из многотомных, в полной мере отражающих процесс завоевания Средней Азии Российской империей. В разделе «Кокандская война» второго тома данного труда описан ход восстания в 1873‒1876-х годах под предводительством Пулат-хана. По данным М. Терентьева, одной из основных причин восстания в ханстве было усиление налоговой политики. Царская Россия выждала удобное время, и в 1875 году войска полковника М. Д. Скобелева были отправлены в Кокандское ханство под руководством Г. Вейнберга. Как отмечает М.А. Терентьев в своей книге, воинская часть под командованием Г. Вейнберга под предлогом, что едет для переговоров в Кашгаре с Жакыпбек (Якуббек) ханом отправляется в Кокандское ханство. Он отмечает, что для этого был отправлен конвой из двух топографов и 22 казаков [15].
Несмотря на то, что работа автора отражает официальную точку зрения, описывается не только расположение городов, крепостей, сопротивление местного населения, но и материально-технические средства русской армии, численность армии, вооружения и др. подробная информация о военной технике. Биография Исхака Асан уулу, как он возглавил восстание под именем Пулат-хана, материалы о ходе восстания охвачены в статье Н. Корытова «Самозванец Пулат-Хан» [5].
Обратимся к вышеуказанной статье, политические события в Кокандском ханстве 70-х годов XIX века, особенно после восстания Сохских кыргызов 1871 года, поставили перед кыргызами вопрос о смене хана, о поиске достойного наследника из ханского рода. Как отмечает Н. Корытов, кыргызские властители остановились на Пулат-беке, сыне Ибрагим-бека, внука Алим-хана, который был имамом в медресе Самарканда. Скромный по природе, воспитанный в уединении, знавший грустную историю своего отца, добивавшегося ханского престола, Пулат бек испугался, предложенной ему авантюры и категорически отказал кокандским депутатам следовать за ними [5].
После этого случая встал вопрос о поиске другого наследника. Описывая ход дальнейших событий, Н. Корытов описывает, как делегация, возвращавшаяся из Самарканда, посетила дом Абдымомуна в Ташкенте. В доме Абдымомуна обращают внимание на Исхака, похожего на Пулат-бека. Исхак, который следил за словами гостей, под влиянием Абдымомуна, согласился взять имя Пулат-бека. Услышав это, гости обрадовались, и вскоре Исхак Асан уулу отправился в сторону Аксы под именем «Пулат-Хан», — пишет Н. Корытов [5].
А один из местных авторов, написавших историю Коканда, Мирза Алим, Азиз бин Мухаммад Риза Маргиани, упоминал, что летом 1873 г, 29-летнего Исхака под именем «Пулат-Хана» в Сафид-Булане Аксы, где в 1842 году Шерали провозглашен ханом [8], в присутствии тысяч представителей племен кутлук-сейит, найман, китай, саруу посадили на белый войлок, и провозгласили ханом [2].
Н. Корытов отмечает, что число сторонников Исхака стало быстро увеличиваться. «Дела Пулат хана пошли успешнее и скопища его пополнились многими людьми из разбитых и бежавших в разные стороны кокандских войск» — пишет Н. Корытов, — к нему присоединились влиятельные кыргызы, кыпчаки, проживавшие в восточных и южных районах ханства. Восставшие, не признавая Насриддин — хана, поставленного русскими, собрались в деревне Ботокара, близ города Андижан, где, следуя старой традиции, посадили его на белый войлок и провозгласили Пулата ханом [5]. Данный труд Н. Корытова является одним из первых, описывающих историю жизни Исхака Асан уулу. Описывая эти события, В. Наливкин и Н. Павлов писали следующее: «Весной 1873 года в Аксы прибыл Исхак-Пулат бек в сопровождении Шер-Датки, Мусулманкула, Мусабека, Сулеймана удайчи и Абдымомуна вместе с 200 кыргызских джигитов. Знатные люди из Чаткала, Ала-Буки, Ак-Тама, Наная, Кок-Жара, Мамая, Каравана, Падша-Аты, Сафид-Булана и других сел и деревень давали Пулат-хану войска и согласились выступить против Кудаяра» [10, 11, 17].
В переведенном на узбекский язык варианте рукописной книги «Ансоб-ус-салатин таворих ул-хавоқин» в авторстве Мирзоолима Мушрифа говорится, что «кыргызы во главе с Мусулманкулом кыргыз-кыпчаком привели Исхака и присоединились к войскам в Чусте, и в радости и веселье провозгласили его ханом на белом войлоке» [2].
С весны 1873 г восстание возглавил Пулат-хан, о чем свидетельствуют многие исторические источники. Обратившийся к биографии неизвестного Пулат-хана М. А. Терентьев пишет: «В 1873 году вспыхнул новый бунт, в ходе которого никому не известный человек по имени Пулат-хан, убедив народ, что он младший сын Алим-хана, начал
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 11. №5 2025 призывать всех желающих к грабежу. Кыргызы из Намангана мгновенно отреагировали на это» [15]. Таким образом, вместо сына Ибрагим-бека Пулата, отрекшегося от ханского престола, возглавил восстание под именем Пулат-Хана, Исхак Асан уулу, и вошел в историю как последний кокандский хан. Одним из авторов, подробно описавших восстание под руководством Пулат-хана, является А. Серебренников. Под названием «К истории Кокандского похода» в свое время опубликовал статью в журнале «Военный сборник». Автор делит восстание в 1875‒1876-х годах на следующие четыре периода:
-
а) I период — период от начала военного похода восставших до взятия города Кокан;
-
б) II период — действия Наманганского отряда;
-
в) III период — зимняя экспедиция, с 25-декабря 1875 года период до создания Ферганской области;
-
г) IV период — период от образования Ферганской области до Алайского восстания [12].
В объемном публицистического характера труде автора отражены последовательный ход восстания под предводительством Пулат-хана, организация «Алайской экспедиции», ее ход, боевые действия. Одним из важнейших событий, отраженных в трудах дореволюционных авторов, стала «зимняя экспедиция», начавшаяся в декабре 1875 г, а также сражения в Андижане и междуречье Эки-Суу. Следует отметить, что авторы, отражающие покорение Кокандского ханства, А. И. Макшеев, К. Кауфман, К. Абаза подробно остановились на битве при Андижане против русских войск в декабре 1875 г и январе 1876 г. К примеру, А. Г. Серебренников вот как описывает столкновение в городе Андижан в декабре 1875 г: «Столкновение в городе Андижан было настолько кровавым, что даже после ухода русских войск местное население не смогло потушить огонь, исходящий из города» [11. 12].
А описавший события в Андижане К. Абаза вспоминал: «повсюду в городе бушевали пожары и горели костры. На улицах, внутри мечетей стреляли местные жители» [1].
А. И. Макшеев, описывавший ту же «зимнюю экспедицию», пишет: «Пулат хан как руководитель восстания придавал особое значение городу Андижан. В его понимании город рассматривался как надежная сила против русской власти. Отряд Пулат-хана усиленно готовился к этой „зимней экспедиции“» [7].
Описывая столкновение в Андижане, Н. Корытов пишет: «На рассвете в городе началась перестрелка. Внутри города шли ожесточенные бои. На улицах Андижана местное население оказало яростное сопротивление русским войскам» [5].
Однако восставшие, не выдержав оружия русских войск, были вынуждены покинуть город и двинуться к городам Асаке и Маргелан. Абдырахман-аптабачи почувствовал недостаток своей силы и подчинился русским властям.
А в статье «Военные действия против Кокандцев» автор статьи описал оборону города Андижан следующим образом: «Для защиты города собралось от 60 000 до 70 000 человек. Руководил обороной города Абдырахман-аптабачи, а для нанесения удара с тыла Пулат-Хан расположился за городом с 15000 кыргызами» [4].
24 января 1876 г встретились М. Д. Скобелев и Абдырахман аптабачи. Подчинение Абдырахмана-аптабачи русской власти расценено кыпчаками как предательство. В журнале «Военный сборник» об этом дается такая характеристика: «После этого инцидента Пулат-хан со своими джигитами был вынужден покинуть город Маргелан» [4].
После этих событий встал вопрос о поимке Пулат-хана русскими властями. По данным А. Г. Серебренникова, в селе Уч-Коргон произошло ожесточенное столкновение с отрядом Пулат-хана. После этого столкновения Пулат-Хан, находившийся в Маргелане, был вынужден оставить город и двинуться в сторону Алая. Как пишет А. Г. Серебренников, два жителя города Маргелан сообщили, что Пулат хан был вынужден бежать со своим пятитысячным войском и другим имуществом в сторону алайских гор [12].
Описывая это событие, М. Корытов пишет: «Пулат-Хан, находящийся в Маргелане, собрал свой совет и обсудил, что делать дальше. Некоторые кыргызы предлагали бежать в горы близ города Ош, некоторые кыргызы — перейти на сторону Уч-Коргона, занять Каратегин, некоторые — собрать новый отряд и совершить поход на Фергану, а некоторые — напасть на город Коканд и взять город» [5].
Как свидетельствуют вышеуказанные материалы, кыргызские отряды под командованием Пулат-хана ставили своей целью борьбу с царской Россией до конца. В то же время русские власти придерживались мнения, что пока Пулат-Хан будет на свободе, в Ферганской долине не будет мира. Поэтому генерал М. Д. Скобелев поручил Меллер-Закомельскому разбить силы Пулат-хана, а сам 26 января 1876 г отправился в сторону Намангана. Следовательно, дореволюционные авторы А. Г. Серебренников, К. Абаза, А. И. Макшеев, М. А. Терентьев и др. в своих трудах подробно описывает восстание под предводительством Пулат-хана, направленное против русских войск. Как свидетельствуют материалы в трудах указанных авторов, в исторических источниках видно, что местное население городов Ош, Андижан вело боевые действия против русских войск.
Как отмечает А. Г. Серебренников, русские войска во главе с М. Д. Скобелевым усиленно готовились к «зимней экспедиции». Ее основную цель генерал М. Д. Скобелев объяснял так: «Между Кара-Дарьей и Нарыном (между Эки-Суу) живут в основном кипчаки и кыргызы. Они составляют основу восставшего населения и постоянно ведут борьбу с ханом и с нами. Во время „зимней экспедиции“ полукочевое население уедет на зимние зимовки, в тяжелом снегу, укрываясь от холода, они не будут иметь возможности убежать через горы. Связи между селами, расположенными в горах, также прекращаются. В таких условиях зимняя экспедиция нанесет тяжелый удар по восстанию, поставив их в невыносимо тяжелые условия для второго восхождения» [12-14].
С этой целью М. Д. Скобелев начал подготовку к «зимней экспедиции». Он собрал армию из 2821 человек. Эта весть доходит до Пулат-хана, который тоже начинает готовиться к военным действиям. В середине декабря он собрал около восьмидесяти тысяч человек под Маргеланом, в том числе три тысячи вооруженных [12].
Во время экспедиции последовали самые жестокие наказания со стороны царской власти. 27 декабря группа во главе с полковником Меллером-Закомельским сожгла и полностью разрушила поселок Кожабад. В результате пожара погибло 50 человек сельчан, и ограблено множество имущества и скота [12].
Согласно историческим источникам, войско, отправленное М. Д. Скобелевым, 18‒19 февраля захватило Пулат-хана, бежавшего в Алайские горы. 1 марта 1876 г он был казнен через повешение в городе Маргелан.
Подводя итог, можно сказать, что восстание в 1873‒1876-х годах под предводительством Пулат-хана широко отражено в трудах дореволюционных военных. Особенностью работ указанного периода является то, что почти все авторы являются непосредственными участниками событий, стоявшими во главе боевых действий. Указанными авторами приводятся сведения, хронологически точно показывающие ход конкретных событий, приводятся конкретные факты по лицам, участвовавшим в них, названия городов и поселков, по военным силам. Исходя из указанной формулировки, труды дореволюционных авторов представляют большую ценность как исторические источники.