Коммуникативная культура российского военнослужащего: исторический аспект (на примере особенностей речей русских военачальников)
Автор: Родина Надежда Андреевна
Журнал: The Newman in Foreign Policy @ninfp
Статья в выпуске: 57 (101), 2020 года.
Бесплатный доступ
В настоящей статье раскрывается значение речевой культуры в профессиональной деятельности офицера. Предпринята попытка на основе диахронического анализа проследить особенности речевой культуры российского военнослужащего. На основе текстов речей великих русских полководцев выводы о роли значении использования обращений в публичных выступлениях военнослужащих. Материал исследования может найти применение как в военном образовании, так и в факультативном курсе культуры речи в гражданском вузе.
Военный социум, российский военнослужащий, языковая личность, коммуникативная культура, ораторское искусство, особенности речей
Короткий адрес: https://sciup.org/14124145
IDR: 14124145 | УДК: 81'276.1
Текст научной статьи Коммуникативная культура российского военнослужащего: исторический аспект (на примере особенностей речей русских военачальников)
Сегодня ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что профессия офицера многогранна. Военнослужащий является и командиром, и педагогом, и, безусловно, оратором. Языковая личность военнослужащего находит отражение в различных видах его речевой деятельности, поскольку представитель военного социума находится в непрерывной коммуникации.
Военное красноречие прошлого дает много выдающихся примеров использования средств красноречия, направленных на убеждение и воодушевление войска. Исследователь военной риторики Я.В. Толмачев отмечал, что «знаменитые полководцы, постигая всю важность нравственных сил человека, старались узнать наклонность войска, предводительствуемого ими, дабы в нужных случаях, пользуясь сими сердечными пружинами, побудить его к речи русских полководцев XIV-XVIII веков. В настоящей статье материалом для анализа являются письменно зафиксированные сохранившиеся тексты речей Дмитрия Донского, Иоанна IV Грозного, Петра I, а также А.В. Суворова.
Известно, что публичная речь использует символы, в которых находят отражение особенности культуры, самосознания народа. Чтобы речь была успешной, необходимо выбирать символы, созвучные менталитету: оратор должен уметь затронуть нужную струну в этом сознании [1]. Один из таких символов – обращение, однако в каждой стране оно имеет свою специфику, обусловленную культурным пространством.
В широком смысле обращение понимается как этикетная форма. Так, Н.И. Формановская дает следующее определение понятия «этикет». Этикет – явление, «регулирующее правила речевого поведения, систему национально-специфичных, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддерживания и прерывания контакта в избранной тональности [2]. Однако при этом необходимо напомнить, что воинский речевой этикет как специальный имеет свои особенности, главной из которых выступает стандартизированность. Элементы воинского этикета подлежат изменениям с течением времени, сейчас они закреплены в уставах.
В качестве демонстрации роли обращений в успешности профессиональной коммуникации рассмотрим упомянутые фрагменты речей, обращенных к войскам.
Как известно, отношения между Русью и Ордой начали осложняться с третьей четверти XIV века, поскольку князья почувствовали собственную силу, в которой видели возможность дать отпор грозному врагу, на протяжении многих лет разорявшему их земли. Дмитрий Иванович, не признавая власти Мамая, в 1374 году разорвал отношение с Ордой, которая, судя по слухам, прошедшим через 4 года, направила крупное войско с целью покарать непокорных. Эти события требовали от Великого князя Дмитрия решительных действий – собрать сильное войско, способное дать отпор врагу. Им стало
объединенное войско, включившее в себя дружины из 30 городов. Многотысячный отряд, возглавляемый самим Дмитрием Ивановичем, выдвинулся на Дон, где было решено дать отпор Мамаю.
8 сентября 1380 года, едва только рассеялся туман, Великий князь, несмотря на свой статус, надел доспехи простого воина и встал во главе большого полка. Своим мужеством князь вдохновлял солдат на предстоящий подвиг. Так, проезжая с князьями перед рядами, он говорил каждому полку: «Братья мои милые, сыны христианские от мала до велика! Станьте крепко противу неприятеля, который уже близко нас на реке Непрядве; Господь силен во брани, Господь заступник наш!... Зане щедр и милостив Господь, спасет во время скорби». И когда все воины, возведя суровые очи к небу, единогласно воззвали: «Боже Святый, призри на нас и даруй православному Князю нашему победу, яко великому Царю Константину, и покори под ноги его врага того Мамая …» [3, С. 24]. Полководец, используя обращение «братья мои милые, сыны христианские», подчеркивает единство веры всех воинов – от князя до дружинника. Все «братья, сыны христианские» должны в битве отстоять свою веру, а значит, свой язык, свои традиции, свою землю. Князь Дмитрий дополняет это обращение эпитетом «милые», выражая таким образом любовь к своим воинам.
В момент, когда армия Мамая, прорвав оборону русичей, начала совершать маневр с целью зайти им в тыл, основными силами в бой вступил засадный полк, неожиданно и сильно ударивший в тыл самим ордынцам и тем самым вызвавший панику в стане противника. Уверенные в том, что уничтожили всех позади себя, татаро-монголы говорили, что это мертвые русские восстают для сражения, и в таком состоянии не могли больше сражаться, в итоге проиграв Куликовскую битву.
Обращение Дмитрия Донского к войску перед одной из важнейших в отечественной истории битвой имело большое значение, поскольку вызвало в воинах решимость победить, убеждение в том, что высшие силы помогут русскому войску в праведной битве.
Уже в XVI веке, летом 1552 года русское войско во главе с Иваном IV Грозным выступило из Москвы и двинулось на Казань – сильную крепость того времени. В августе началась долгая и трудная осада, а 11 октября войска Ивана Грозного приступили к штурму города. В результате жестоких уличных боев столица ханства пала. По взятии Казани царь Иван Васильевич Грозный стал перед войском и произнес: «Воины мужественные, бояре, воеводы, чиновники! В сей знаменательный день страдания за имя Божие, за Веру, Отечество и Царя вы приобрели славу неслыханную в наше время. Никто не оказывал такой храбрости; никто не одерживал такой победы! Вы новые македоняне, достойные потомки витязей, которые с великим князем Дмитрием сокрушили Мамая! <…> Теперь успокойтесь, победители!» [3,С.24].
В речи Ивана Грозного, произнесенной после сражения, превозносится несравнимая храбрость воинов, царь сопоставляет их с македонянами, с победителями Мамая. В качестве обращения используется следующее: «воины мужественные, бояре, воеводы, чиновники». Оратор, называя чины, указывает, с одной стороны, на причастность каждого слоя общества к этой победе, с другой – говорит об общности воинов, бояр, воевод, чиновников, которая позволила одержать победу. Эпитет «мужественные» указывает на оценку подвига воинов, которая должна еще более воодушевить войско после победы во имя будущих свершений.
Полутора столетиями позднее, 28 сентября 1708 года у деревни Лесная произошло сражение между русскими войсками под командованием Петра I и шведским корпусом Левенгаупта, который с большим обозом продовольствия и боеприпасов перемещался из Риги на Украину, чтобы соединиться с армией короля Карла XII. Решив разбить врага, Петр I ударил настолько быстро, что успел нанести противнику потери прежде, чем тот успел построиться. После атаки русских шведы начали быстро отступать и были окончательно разгромлены.
Эту победу Петр I назвал «первой солдатской пробой» и матерью Полтавской баталии. Сыграв большую роль в укреплении морального духа русской армии, она показала выдающиеся полководческие качества Петра I. Проявлением этих качеств является речь Петра I во время сражения, в которой он говорил: «Я приказываю вам стрелять на всякого, кто бежать будет, и даже убить меня самого, если я буду столько малодушен, что стану ретироваться от неприятеля!» [3, С. 24]. Слова Петра показывают его самого как очень смелого, бесстрашного воина. Царь становится образцом для солдат.
Через полгода, в апреле 1709 года, шведские войска Карла XII начали осаду Полтавы. Ее гарнизон под командованием полковника А. С. Келина успешно отразил ряд штурмов. В конце мая в район Полтавы подошли главные силы русской армии под командованием Петра I, позднее на военном совете было решено дать генеральное сражение.
Поскольку отличительным и постоянным чувством российских воинов всегда были ревность к вере и любовь к государю, привязанность к Отечеству и народное честолюбие, именно эти чувства хотел пробудить Петр Великий, выступая перед сражением с речью: «Воины! Пришел час, который должен решить судьбу Отечества; и вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь! Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога, поборающего по вас; на того единого яко всесильного во бранях, уповайте, а о Петре ведайте, что ему жизнь его недорога; только бы Россия жила, благочестие, слава и благосостояние ее» [3, С. 25]. Обращение, использованное в этой речи, лаконично, не распространено синонимами или эпитетами. Очевидно, пафос основной части текста, возвышенность его, выразившаяся в использовании слов Отечество, государство, Россия и др., определила строгость и торжественность обращения к войскам.
В 9 часов завязался рукопашный бой, русская конница охватила фланги противника, и шведы начали отступление, превратившееся в бегство. Русская конница их преследовала остатки вражеской армии и взяла в плен. В результате этой битвы военная мощь Швеции была поставлена под сомнение и в войне произошел перелом в пользу России.
Также в XVIII веке, но в его конце Россия в союзе с Австрией воевала против Османской империи. В 1789 году российско-австрийские армии нанесли поражение турецкому корпусу Осман-паши в сражении при Фокшанах, а затем на реке Рымник разгромили турок, имевших армию, вчетверо превышающую союзную по численности. Во время сражения при Рымнике предводитель российского войска А.В. Суворов, напав на 100-тысячную армию янычаров и увидев в их глазах ярость и бешенство, выступил перед своими подчиненными со следующей речью: «Друзья! Не смотрите в глаза неприятелю, смотрите на грудь его; в нее колите штыками!» [3, С. 25]. Использованное обращение друзья является показательным, так как известно, что А.В. Суворов на равных общался с солдатами, делил с ними все тяготы военных походов. Текст, следующий за обращением, воспринимается не как приказ, а как мудрый совет друзьям, которым нужна поддержка. Мы считаем, что для русского войска в такой сложной обстановке в преддверии ожесточенного сражения с превосходящей армией противника слова великого русского полководца А.В. Суворова сыграли немаловажную роль, во многом обеспечив одержание победы.
Таким образом, можно сделать вывод, что коммуникативная культура языковой личности российского военнослужащего имеет значение не только в повседневном общении, но и во время боевых действий, что становится наиболее заметным в публичных выступлениях командиров. Проведенный анализ речей эксплицирует тот факт, что победа в сражении может зависеть не только от того, насколько могущественно и сильно войско, важное значение имеет то, сможет ли командир настроить свое войско перед битвой. Содержащие обращения речи военачальника помогают установить контакт с бойцами, выразить уважение к ним, веру в их личностные качества, объединяет полководца и вверенное войско в одно целое.
Список литературы Коммуникативная культура российского военнослужащего: исторический аспект (на примере особенностей речей русских военачальников)
- Демьянков В.З. Эффективность аргументации как речевого воздействия // Проблемы эффективности речевой коммуникации. М.: ИНИОН АН СССР, 1989. С. 13-40. (Электронный ресурс) // Язык СМИ и тексты политического дискурса. Режим доступа: narod.ru/text12/09.htm.
- Кимпалу Ж. Русское обращение в деловой письменной речи (с позиции носителей языка китуба): автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2009. 24 с.
- Тарасова Е. Н., Селедцова В. Н. Военное красноречие. Хрестоматия. Смоленск: Редакционно-издательский отдел Военной академии войсковой ПВО ВС РФ, 2006. 56 с.