Компаративистский анализ особенностей регулирования труда инвалидов в РФ и Финляндии
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются вопросы правового регулирования труда инвалидов в Российской Федерации и Финляндии. Делается вывод о фундаментальном различии в подходах к социальной и трудовой реабилитации инвалидов в данных государствах. Высказываются критические соображения по поводу текущего состояния правового регулирования труда инвалидов в Российской Федерации.
Лицо с ограниченными возможностями здоровья, правовое регулирование, положительная дискриминация, инклюзия
Короткий адрес: https://sciup.org/140288626
IDR: 140288626
Текст научной статьи Компаративистский анализ особенностей регулирования труда инвалидов в РФ и Финляндии
Вопрос об обеспечении инвалидов рабочими местами, а также реальной возможности трудиться давно занимает важное место среди основной повестки дня законодателей и правоприменителей во многих зарубежных странах. Однако, Российская Федерация таким вниманием к правам лиц с ограниченными возможностями здоровья похвастаться не может. К сожалению, социальная и трудовая сферы в нашей стране всегда приносились в жертву более важным для государства сферам обороны и правоохраны, несмотря на провозглашение РФ социальным государством в рамках ч. 1 ст. 7 Конституции РФ1.
Разумеется, в соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ инвалидам полагается государственная поддержка, а также пенсии и пособия в связи с инвалидностью. Однако тут мы и подходим к основной проблеме обеспечения инвалидов трудом, а также интеграции их в общество – существование этих пенсий и пособий. Очевидно, что лишаясь трудоспособности лицо испытывает определенные проблемы ментального плана, связанные с потерей смысла жизни, либо же чувствую себя брошенными, ненужными, обузой и т.д. Таким образом, лица с ограниченными возможностями зачастую закрываются от общества, никоим образом не участвуя в общественной жизни, что для государства является крайне существенной проблемой. Инвалиды не только не осуществляют трудовую деятельность с целью получения заработка, но и наоборот, получают пенсии и пособия из государственного бюджета, по сути являясь простыми иждивенцами, не приносящими никакой пользы.
Необходимо отметить, что действующие рычаги привлечения инвалидов к труду являются неэффективными и не способствуют решению проблемы безработицы инвалидов. Например, в ст. 5.42 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непринятие на работу инвалида в соответствии с установленной квотой2. Тем не менее, штраф за совершение указанного нарушения достаточно низкий, в связи с чем работодателю зачастую проще заплатить штраф, нежели принимать на работу инвалида, производительность труда которого может быть ниже, чем работника без стойких нарушений функционирования организма.
Кроме того, ТК РФ3 предоставляет инвалидам ряд дополнительных гарантий при осуществлении трудовой деятельности, таких как дополнительные дни отпуска. Очевидно, что ни один работодатель не заинтересован в найме работника, который будет работать меньше и с меньшей производительностью, в связи с чем инвалидам зачастую закрыта дорога в высокооплачиваемые и интенсивные сферы деятельности.
Таким образом, мы обозначили некоторые проблемы правового регулирования осуществления трудовой деятельности инвалидами (и устройства на работу). Однако, проблемы находятся гораздо глубже, еще на этапе признания лица инвалидом. Если мы обратимся к российской модели правовой регламентации сферы социального обеспечения инвалидов, то налицо следующие тенденции: медицинские структуры, функционирующие в процессе проведения МСЭ (установление причин и групп инвалидности, составление ИПР, назначение и определение ТСО и др.) устанавливают и анализируют именно критерии снижения трудоспособности, назначают конкретные ограничения, занимающие доминантное положение в этом процессе. Уже на медико-экспертной стадии происходит оценка физиологических ограничений конкретными медицинскими специалистами, определение степени «остаточной трудоспособности» человека здесь практически невозможна в силу ряда причин: в РФ нет сложившейся практики функционирования расширенной комиссии при ВТЭК с участием реабилитологов, инженеров по охране труда и др. специалистов; используются «шаблонные» формулировки при описании ограничений: хроническая форма, соматические изменения - «может выполнять конкретный вид трудовой деятельности, без выраженных физических и психических нагрузок; уменьшение объема трудовой деятельности в 2 раза, либо указание на уменьшение часов рабочего времени»4.
Отрицательная динамика в подобного рода отношениях, базируется на принципе: установление ограничений как средства наибольшего благоприятствования в защите инвалидов, их прав от действия негативных факторов внешней среды, исходя из медицинских заключений.
Таким образом, действующая система социальной и трудовой защиты инвалидов построена на принципе «работай меньше, получай пенсию, отдыхай дома», что никак не соответствует ни интересам государства, ни интересам общества, ни интересам самих инвалидов. Получая пенсию, инвалид зачастую не задумывается о иных возможностях получения дохода, отпуская жизнь на самотек, постепенно угасая и печально оканчивая свою жизнь. Проблема заключается в отсутствии развитых механизмов именно общественной и трудовой реабилитации инвалидов, в связи с чем ни инвалиды, ни их потенциальные работодатели не заинтересованы в осуществлении лицами с ограниченными возможностями трудовой деятельности. Итак, мы сталкиваемся с отрицательными эффектами концепции «положительной дискриминации», распространявшейся начиная с 50-х годов XX века по всему миру. К сожалению, нынешняя РФ недалеко ушла от установлений прошлого века.
Тем не менее, многие зарубежные страны постепенно уходят от концепции «положительной дискриминации» в сторону концепции «общественной и трудовой реабилитации». Рассмотрим сущность указанной концепции на примере Финляндии.
Суть концепции заключается в максимально возможной интеграции инвалидов в общественную и трудовую жизнь, начиная с момента признания их инвалидами. При этом максимально убрана возможность получения инвалидами пенсий и пособий на проживание (за исключением тех инвалидов, которые уже никогда и никаким образом не смогут осуществлять трудовую деятельность). Например, в Финляндии постоянно производятся открытые мероприятия с участием работодателей, существующие для предложения работы инвалидам. При этом работодатели участвуют в данных мероприятиях на общественных началах, понимая свою ценность для государства и общества, а также для жизней инвалидов и их трудовой и социальной реабилитации.
Высокий уровень развития гражданского общества, выражающийся в большом количестве мер реабилитации (в том числе общественной) в сочетании с отсутствием высоких пенсий и пособий по инвалидности позволяет максимально интегрировать инвалидов в общественную и трудовую жизнь, снова давая им возможность приносить пользу как себе, так и обществу.
Список литературы Компаративистский анализ особенностей регулирования труда инвалидов в РФ и Финляндии
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. - 2020. - № 144.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Российская газета. - 2001. - № 256.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2021) // Российская газета. - 2001. - № 256.
- Ерохина В. Е., Ерохина Ю. Е. Некоторые аспекты социально-правовой защиты населения в России и странах Скандинавии // Система ценностей современного общества. - 2012. - №23. - С. 202.