Комплементарность внешних и внутренних показателей как основание оценки качества образования в высшей школе

Автор: Горина Татьяна Сергеевна

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Научные сообщения

Статья в выпуске: 4 (30), 2015 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена изучению показателей качества образования. В научном сообществе ведутся дискуссии по указанной проблеме и предпринимаются попытки сформулировать универсальные критерии качественного образования, необходимые для оценивания, сравнения вузов в глобальном образовательном пространстве. Решение поставленной задачи затруднено наличием разных представлений о качественном образовании, формирующихся под влиянием социокультурных и образовательных традиций, ожиданий, особенностей политических систем и т. п. Учесть, преодолеть указанные факторы стараются составители международных рейтингов университетов. Идея о конкуренции как черте рыночной экономики распространяется и на сферу высшего образования. Вузы, стремящиеся подтвердить качество предоставляемых образовательных услуг, привлечь абитуриентов и их родителей, повысить собственную финансовую устойчивость, активно участвуют в конкурентной борьбе. Наиболее простой и эффективный способ отслеживания конкурентных преимуществ - использование рейтингов, в которых качество образования нередко понимается как соответствие нормативным требованиям, процедурам, количественным показателям, стандартам, то есть некоторым внешним критериям. Мы считаем, что для более глубокой, точной оценки качества высшего образования необходимо использовать и внутренние показатели. Внутренние показатели отражают особенности реальной корпоративной культуры вуза, уровень сплоченности участников образовательного процесса, общности их целей и ценностей, учета интересов внутренних стейкхолдеров, возможности личностного и профессионального роста каждого из них.

Еще

Качество образования, оценка качества образования, вуз, международные рейтинги университетов, внутренние показатели качества образования, образовательное пространство

Короткий адрес: https://sciup.org/14974972

IDR: 14974972   |   DOI: 10.15688/jvolsu7.2015.4.15

Текст научной статьи Комплементарность внешних и внутренних показателей как основание оценки качества образования в высшей школе

DOI:

Доступ к образованию и обеспечение качественного образования на разных уровнях способствует экономическому росту страны, в том числе и благодаря тому, что хорошо образованные работники легко приспосабли- ваются к быстро меняющимся требованиям рынка труда. В докладе ОЭСР «How’s Life? 2015: Measuring Well-being» описываются компоненты благополучия жизни людей в странах ОЭСР и странах-партнерах ОЭСР и под- черкивается, что к таким составляющим относятся не только материальные показатели, но и более широкие аспекты жизни, среди которых – качество образования [10]. На то, что качественное образование необходимо в условиях глобализации, обращают внимание и составители Индекса глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) [12]. Обеспечение доступного качественного образования – важная проблема современной России, на решение которой направлена Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы [8]. Мероприятия по реализации данной программы включают разработку системы оценки качества образования, образовательных результатов, что, безусловно, предполагает формулирование показателей изучаемого качества.

Особую сложность вызывает оценка качества образования в высших учебных заведениях, так как «не все страны и системы образования единодушны в своих взглядах на то, что представляет из себя “качество” обучения в вузах» [1]. Например, участники организованной RAEX («Эксперт РА») дискуссии о будущем высшей школы указывают на следующие требования к качественному образованию: соответствие образования требованиям рынка; способность сразу же после окончания вуза применить полученные знания на практике, что позволит работодателям избежать затрат на переобучение выпускника; стремление к постоянному поиску, саморазвитию; способность к самообразованию, самостоятельно получать нужные знания и делать выводы; заработная плата через 2–5 лет (средний доход выпускника по отношению к заработной плате человека без высшего образования); умение нести ответственность за коллектив и результаты своего труда, создавать продукт заданного качества и т. п. [2].

В «Стандартах и рекомендациях для гарантии качества в Европейском пространстве высшего образования (ESG)» перечисляются факторы, влияющие на представления о качественном образовании: социокультурные и образовательные традиции, ожидания, особенности политических систем и т. п. Однако этот документ все же содержит наиболее общие, применимые ко всем формам реализации высшего образования, стандарты гарантии каче- ства и рекомендации по реализации этих стандартов. Например, указывается, что процесс обучения в вузе должен быть студентоориентированным, а «методы, посредством которых реализуются программы, должны стимулировать студентов к активной роли в совместном построении образовательного процесса» [7, с. 12]. Настойчиво проводится идея о прозрачности процесса предоставления образовательных услуг: «Образовательные учреждения должны публиковать информацию о своей деятельности (включая программы), которая должна быть ясной, точной, объективной, актуальной и доступной» [7, с. 15]. Такая открытость увеличивает доверие между системами образования, способствует их взаимному признанию.

Источником информации о критериях качественного образования также являются международные рейтинги. Например, при составлении The Academic Ranking of World Universities применяются следующие критерии: число выпускников-лауреатов Нобелевской или Филдсовской премии; число преподавателей-лауреатов Нобелевской или Филдсов-ской премии; число наиболее часто цитируемых исследователей во всех предметных областях; число статей, опубликованных в журналах Nature и Science; количество статей, включенных в индексы Science Citation Index – Expanded (SCIE) и Social Sciences Citation Index; среднее значение совокупного результата по всем предыдущим показателям из расчета на одного члена преподавательского состава [3].

Times Higher Education World University Rankings основан на 13 критериях, объединенных в 5 больших групп: образование (обучающая среда), научно-исследовательская деятельность (объем, доход и репутация), цитируемость (научное влияние), международное разнообразие (персонал, студенты, научные исследования), привлечение средств от промышленности (передача знаний)[13]. Эти критерии позволяют провести такое сравнение вузов, которому, по мнению составителей рейтинга, доверяют студенты, ученые, руководители вузов, представители промышленности и даже правительства.

Современное образовательное пространство – глобальное, и многие страны стараются занять лидирующие позиции на международном рынке образовательных услуг. Повышения качества образования предполагается добиться посредством вовлечения вузов в конкурентную внешнюю среду. Именно конкуренция обеспечит отбор университетов, будет стимулировать развитие как отдельных вузов, так и национальной системы образования в целом, позволит выявить показатели, по которым уровень конкуренто-соспособности вузов высок, и те, которые нужно совершенствовать.

Наиболее простой и эффективный способ отслеживания конкурентных преимуществ – использование рейтингов. Именно поэтому в литературе в качестве синонима качественного образования нередко используется «конкурентоспособное», а войти в число ведущих вузов мира – означает занять первые строки международных рейтингов. Занимая высокие позиции в глобальных рейтингах, вуз, с одной стороны, подтверждает высокое качество своих образовательных услуг, с другой – получает дополнительные бонусы, потому что результаты рейтингов учитываются абитуриентами и их родителями при выборе места обучения, а также правительствами стран при распределении финансирования. Так как шансы на вхождение в глобальные рейтинги имеют только крупные высшие учебные заведения, университеты готовы пойти на реструктуризацию, объединившись с другими вузами, даже если у них есть возможность, право и свобода сохранить свою уникальность, остаться небольшими самостоятельными вузами. Именно централизация позволяет новым университетам принять участие в рейтинговой игре.

Такой подход приводит к тому, что разрабатываются национальные стратегии продвижения в глобальных рейтингах университетов, проводятся конференции по обмену опытом, анализируются возможности использования рейтингов, их влияние на национальную политику, институциональную практику и т. п. Примером борьбы за место в международных рейтингах является российская программа 5–100, цель которой – «максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ» [6]. При отборе вузов для участия в Проекте 5–100 учитывается место вуза в глобальных рейтингах университетов; количество студентов, обучающихся за счет ассигнований федерального бюджета; средний балл ЕГЭ студентов, принятых на очную форму обучения и обучающихся за счет средств федерального бюджета; численность аспирантов, ординаторов, интернов очной формы обучения; объем внутренних затрат на одного научнопедагогического работника; количество публикаций в Web of Science и Scopus; количество иностранных студентов [4; 5].

Вслед за рейтингами вузов в ряде исследований качество образования определяется через соответствие нормативным требованиям, процедурам, количественным показателям, стандартам, то есть некоторым внешним критериям. Этот подход вполне оправдан, так как позволяет изучить вуз, не вмешиваясь в его внутреннюю жизнь. Кроме того, при составлении рейтингов критериями выбора того или иного показателя нередко являются доступность информации и простота ее получения. Мы считаем, что для более глубокой, точной оценки качества высшего образования необходимо использовать и внутренние показатели. Оценка по указанным критериям бу- дет эффективной, если ее проведут непосредственные участники образовательного процесса, то есть студенты, преподаватели и администрация вуза.

Преимущество внутренних показателей, во-первых, в том, что они отражают отношение участников образовательного процесса к вузу как части института образования. Среди таких критериев приверженность участников вузу; признание работы или учебы в нем оптимальным жизненным выбором; знание традиций вуза и готовность их поддерживать; отношение к миссии, целям и задачам вуза как к собственным.

Во-вторых, эти критерии помогают оценить условия для развития преподавателей и студентов, их участие в жизни вуза, отношение администрации вуза к участникам образовательного процесса, к результатам их деятельности. Указанной цели можно достигнуть, используя следующие показатели: внимание к учебному процессу и к качеству жизни его участников; привлечение участников к решению проблем вуза и подготовка к выполнению этих решений; справедливая система поощрения, признание заслуг и достижений; возможности для личного роста и продвижения в образовательном пространстве.

Кроме того, при помощи внутренних показателей качества образования можно изучить особенности культуры коммуникации в вузе, ценности, на которых основана коммуникация. К этой группе относятся такие критерии, как соответствие стиля общения в вузе особенностям ситуации и ожиданиям участников образовательного процесса; принятые нормы поведения, честность и порядочность в отношениях между участниками образовательного процесса; интерактивность образовательного процесса.

Таким образом, при помощи системы внешних и внутренних показателей возможна комплексная, интегральная оценка качества образования. Внешние критерии позволяют стандартизировать данные об университетах, оценить степень интеграции вуза в мировую науку и образование, конкурентоспособность на мировой арене, открытость вузов и национальных систем образования. Внутренние показатели отражают особенности реальной корпоративной культуры вуза, уровень сплоченности участников образо- вательного процесса, общности их целей и ценностей, учета интересов внутренних стейкхолдеров, возможности личностного и профессионального роста каждого из них.

Список литературы Комплементарность внешних и внутренних показателей как основание оценки качества образования в высшей школе

  • Берлинские принципы ранжирования высших учебных заведений. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.ireg-observatory.orgindex.php?option=com_content& task=view&id=59&Itemid=60 (дата обращения: 01.08.2015). -Загл. с экрана.
  • Будущее высшей школы: дискуссия профессионалов. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.raexpert.ru/project/vuz_rating/2014/discus/#4 (дата обращения: 01.08.2015). -Загл. с экрана.
  • Методика. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.shanghairanking.com/ru/ARWU-Methodology-2015.html (дата обращения: 16.08.2015). -Загл. с экрана.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 22.04.2013 № 296 «О перечне требований к отбору вузов для предоставления им государственной поддержки в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров». -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146653/4cee125f50a54f 959230eb14610f4f489f167bec/(дата обращения: 14.08.2015). -Загл. с экрана.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 22.06.2015 № 607 «О внесении изменений в перечень требований к отбору вузов для предоставления им государственной поддержки в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров». -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/5971 (дата обращения: 14.08.2015). -Загл. с экрана.
  • Российское образование мирового класса! -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://5top100.ru/about/more-about/(дата обращения:14.08.2015). -Загл. с экрана.
  • Стандарты и рекомендации для гарантии качества в Европейском пространстве высшего образования (ESG): перераб. изд. -Brussels, 2015. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.enqa.eu/indirme/esg/ESG%20in%20Russian_by%20NCPA.pdf (дата обращения: 08.09.2015). -Загл. с экрана.
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы: (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497). -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://government.ru/media/files/uSB6wfRbuDS4STDe6SpGjaAEpM89lzUF.pdf (дата обращения: 14.08.2015). -Загл. с экрана.
  • Bridgestock, L. QS University Rankings: EECA -Methodology/L. Bridgestock. -Electronic text data. -Mode of access: http://www.topuniversities.com/university-rankings-articles/eeca-universityrankings/qs-university-rankings-eeca-methodology (date of access: 21.10.2015). -Title from screen.
  • How's Life? 2015: Measuring Well-being. -Paris: OECD Publishing, 2015. -Electronic text data. -Mode of access: (date of access: 10.09.2015). -Titile from screen DOI: 10.1787/how_life-2015-en
  • QS World University Rankings: Methodology. -Electronic text data. -Mode of access: http://www.topuniversities.com/university-rankingsarticles/world-university-rankings/qs-worlduniversity-rankings-methodology (date of access: 12.09.2015). -Title from screen.
  • The Global Competitiveness Report 2015-2016. -Electronic text data. -Mode of access: http://www.weforum.org/docs/gcr/2015-2016/Global_Competitiveness_Report_2015-2016.pdf (date of access: 30.09.2015). -Title from screen.
  • World University Rankings. About//Times Higher Education. -Electronic text data. -Mode of access: https://www.timeshighereducation.com/news/ranking-methodology-2016 (date of access: 30.09.2015). -Title from screen.
Еще
Статья научная