Концепции человека в экономической теории
Автор: Ашмаров Игорь Анатольевич
Журнал: Вестник экономической теории @vestnik-et
Статья в выпуске: 9, 2017 года.
Бесплатный доступ
Важнейший вопрос, который рассматривается в экономической теории, - это место человека в экономике и его роль, которую он в ней играет, сознательно или поневоле. За время эволюции экономической теории, прошедшее со времени становления экономики как науки, взгляды на человека неоднократно видоизменялись. Во-первых, это — классический подход и взгляд на человека как человека экономического («Homo economicus»). Во-вторых, марксистский подход, который связан со взглядом на человека как человека эксплуатируемого (отчужденного) («Homo alienati»). И, в-третьих, современный взгляд на человека как человека институционального («Homo institutionalis»), что раскрывает совершенно новые грани современной экономической деятельности. Отметим также, что этот вопрос напрямую связан с определением путей развития современной общей экономической теории. Вероятно, что будущее покажет нам нового человека в связи с изменением его статуса в инновационной экономике. Может быть, это будет «человек инновационный», «человек изобретательный» или «человек креативный» — это покажет время. Очевидно только одно, что статус и роль человека в современной ему экономике будут изменяться.
«человек экономический», «человек отчуждённый», «человек институциональный», статус и роль человека в экономике
Короткий адрес: https://sciup.org/170163805
IDR: 170163805
Список литературы Концепции человека в экономической теории
- Зяблюк Р. Т. Реальная и номинальная экономика // Воспроизводство и экономический рост / под ред. В. Н. Черковца, В. А. Бирюкова. – М.: Экономический факультет, ТЕИС, 2001. – С. 167-168.
- Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Кн. 1. Процесс производства капитала. – М.: Партиздат ЦК ВКП(б), 1935. – С. 119. Ср. с Людвигом Фейербахом: “когда человек только что вышел из лона природы, он тоже был лишь чисто природным существом, а не человеком. Человек – это продукт человека, культуры, истории”; и Фридрихом Энгельсом: “занимаясь самим собой, человек только в очень редких случаях, и отнюдь не с пользой для себя и для других, удовлетворяет своё стремление к счастью. Он должен иметь общение с внешним миром, средства для удовлетворения своих потребностей: пищу, индивида другого пола, книги, развлечения, споры, деятельность, предметы потребления и труда”. См.: Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. – М.: Политиздат, 1985. – С. 61-62.
- Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Кн. 1. Процесс производства капитала. – М.: Партиздат ЦК ВКП(б), 1935. – С. 573.
- Лапин Н. И. Молодой Маркс. 3-е изд. – М.: Политиздат, 1986. - С.346-347.
- Маркс К. Отчуждённый труд. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. – С. 569.
- Маркс К. К еврейскому вопросу / К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2. Т. 1. – М.: Государств. изд-во политической литературы. – С. 410-412.
- Норт Г. Марксова религия революции: возрождение через хаос / Г. Норт. – Екатеринбург: изд-во “Екатеринбург”, 1994. – С. 257-258, 276.
- Айер А. Дж. Человек как предмет научного исследования // Феномен человека: антология /сост., вступ. ст. П.С. Гуревича. – М.: Высшая школа, 1993. – С. 140.
- Агацци Э. Человек как предмет философии // Феномен человека: антология / сост., вступ. ст. П.С. Гуревича. – М.: Высшая школа, 1993. – С. 145- 146.
- Арнольдов А. И. Человек и мир культуры. – М.: МГИК, 1992. – C. 49.