Концепция экзистенциалов в трактате М. Хайдеггера "Бытие и время"

Автор: Бурханов Рафаэль Айратович, Никулина Ольга Вячеславовна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 6, 2018 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу концепции экзистенциалов в философии «раннего» Мартина Хайдеггера. Отмечается, что исходный пункт его анализа - человек в бытии, выраженный как Dasein. Это обладающее сознанием конкретное бытие, присутствие человека. Характерный для людей способ бытия, онтологическое устроение временности существования индивидов немецкий мыслитель называет экзистенцией. Но экзистенция и Dasein - не одно и то же. Dasein есть экзистенциал-матрица, который онтологически определяет все другие фундаментальные, сущностные и производные экзистенциалы: бытие-в-мире, бытие-с-другими, открытость, расположенность, понимание, речь, настроенность, падение, заботу, заброшенность, страх, решимость, бытие-к-смерти, совесть, истину, временность, историчность и др. Экзистенция же есть интенциальное бытие-в-мире определенного индивида, его ситуативное онтологическое «раскрытие в мире». Подчеркивается, что в фундаментальной онтологии Хайдеггера основополагающим экзистенциалом, объединяющим все модусы человеческого бытия, является забота, а исходным экзистенциалом - бытие-в-мире. Будучи «собственным» способом присутствия человека в мире, «забота» конституирует целостность структуры существования индивида.

Еще

Хайдеггер, категория, бытие, сущее, существование, экзистенция, экзистенциал, человек, свобода, судьба, бытие-в-мире, бытие-с-другими, открытость, расположенность, понимание, язык, речь, забота, страх, совесть, бытие-к-смерти, временность, историчность

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/14941522

IDR: 14941522   |   DOI: 10.24158/fik.2018.6.1

Список литературы Концепция экзистенциалов в трактате М. Хайдеггера "Бытие и время"

  • Гайденко П.П. Экзистенциал//Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2010. Т. 4. С. 420.
  • Тузова Т.М. Экзистенция//История философии: энциклопедия/гл. ред. А.А. Грицанов. Минск, 2002. С. 1308-1311.
  • Гагарин А.С. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх. От Античности до Нового времени. Екатеринбург, 2001. 372 с.
  • Бурханов А.Р. Экзистенциалы человеческого бытия как модусы западной постнеклассической философии: от фундаментальной онтологии к экзистенциальной антропологии: автореф. дис. … канд. филос. наук. Омск, 2015. 23 с.
  • Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. 451 с.
  • Хайдеггер М. Феноменологические интерпретации Аристотеля (Экспозиция герменевтической ситуации). СПб., 2012. 224 с.
  • Heidegger M. Sein und Zeit. Tübingen, 1993. 437 S.
  • Хайдеггер М. Положение об основании//Хайдеггер М. Положение об основании. Статьи и фрагменты. СПб., 1999. С. 17-228.
  • Мотрошилова Н.В. Экзистенциализм//История философии: Запад -Россия -Восток. М., 1999. Кн. 4. С. 3-93.
  • Ставцев С.Н. Введение в философию Хайдеггера. СПб., 2000. 192 с.
  • Хайдеггер М. Введение к: «Что такое метафизика»//Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М., 1993. С. 27-36.
  • Хайдеггер М. Что такое метафизика? М., 2007. 303 с.
  • Дугин А.Г. Мартин Хайдеггер. Последний Бог. М., 2014. 846 с.
  • Хайдеггер М. Бытие и время. Избранные параграфы (§ 31-38)//Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. С. 1-45.
  • Фалеев Е.В. Хайдеггер//История философии: учеб. для вузов/под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. М., 2005. С. 544-557.
  • Сафрански Р. Хайдеггер: германский мастер и его время. 2-е изд. М., 2005. 614 с.
  • Хайдеггер М. Путь к языку//Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. С. 259-273.
  • Кунцман П., Буркард Ф.-П., Видман Ф. Философия: dtv-Atlas. М., 2002. 268 с.
  • Михайлов И.А. «Бытие и время»//Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2010. Т. 1. С. 345-347.
Еще
Статья научная