Концепция криминалистического учения о специальных знаниях, используемых при расследовании преступлений с участием несовершеннолетних
Автор: Халиуллина Айгуль Фаатовна
Журнал: Правовое государство: теория и практика @pravgos
Рубрика: Уголовно-правовые науки
Статья в выпуске: 4 (78), 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье раскрываются предпосылки формирования криминалистического учения о специальных знаниях, используемых в ходе расследования преступлений с участием несовершеннолетних. Анализируется понятие научной теории, ее структура и компонентный состав; определяется место указанного учения в системе общей теории криминалистики, что позволяет избежать формирования множества разрозненных, фрагментарных теоретических концепций.
Несовершеннолетние, специальные знания, криминалистическая теория, учение, структура теории
Короткий адрес: https://sciup.org/142243983
IDR: 142243983 | DOI: 10.33184/pravgos-2024.4.22
Текст научной статьи Концепция криминалистического учения о специальных знаниях, используемых при расследовании преступлений с участием несовершеннолетних
В современных условиях в криминалистической науке проявляется тенденция существенного увеличения количества криминалистических теорий и учений. Связано это, прежде всего, с процессом цифровизации всех областей человеческой жизни, появлением новых – цифровых – следов, а также механизмов их обнаружения, изъятия, фиксации и исследования, как результат – использования их в криминалистической тактике и методике расследования преступлений [1, с. 195]. Безусловно, процесс формирования научных знаний должен проходить последовательно и системно, но возможно это только благодаря точному определению понятий, категорий и законов построения теоретических знаний.
Сказанное относится и к учению об использовании специальных знаний при расследовании преступлений с участием несовершеннолетних, которое, как и любая формирующаяся частная научная теория, должно обладать той же сущностью, а значит и теми же признаками и компонентным составом, которые отличают теорию от простой совокупности накопленных эмпирических данных. Но прежде чем преступить к описанию структуры и содержания указанной криминалистической теории, следует остановиться на наиболее заметных определениях теоретического знания.
Учение о специальных знаниях, используемых при расследовании преступлений с участием несовершеннолетних:
его сущность и содержание
О сущности научной теории, ее содержании и функциях писали многие философы, но не оставили без внимания эту категорию и ученые-криминалисты, поскольку это поня- тие является базовым. Учение об использовании специальных знаний при расследовании преступлений с участием несовершеннолетних представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов, отображающих определенные свойства, отношения и закономерности деятельности участников уголовного судопроизводства, принимающих и реализующих решения о привлечении сведущих лиц к исследованию вопросов специального характера, возникающих по делам данной категории. Оно дает адекватное представление о реальной деятельности рассматриваемого вида.
Стоит обратиться к наиболее заметным определениям теоретических знаний, которые раскрывают содержание общей теории вообще и криминалистических теорий в частности. Начнем с философской сущности научной теории, о которой писали многие видные зарубежные и отечественные философы.
А.А. Печёнкин под теорией понимает логически упорядоченную систему знаний, включающую в свой состав научные положения различного уровня и основанные на базовых принципах положения [2, с. 203].
Примерно так же, но более кратко характеризует теорию и В.Н. Карпович, указывая не только на ее системность, но и на то, что она имеет две функции: прогностическую и объяснительную [3, с. 121].
Нам наиболее удачным представляется определение Г.И. Рузавина: «Научная теория, как и все наше знание, представляет отображение определенных свойств, отношений и закономерностей реального мира. В теории такое отображение оказывается наиболее адекватным действительности, так как оно относится не к отдельным свойствам и отношениям исследуемых явлений, а к некоторой системе в целом» [4, с. 178–179].
Именно к такой разновидности теоретического знания относится учение о специальных знаниях, используемых при расследова- нии преступлений с участием несовершеннолетних. Поэтому для нас особенно важно проследить закономерности формирования тех элементов структуры данного учения, которые отличают научную теорию от любых иных теоретических схем.
Во многом опираясь на определения сущности научной теории, предложенные философами, ученые-юристы воспринимают и криминалистическую теорию. Исследуя феномен частной теории в криминалистике, авторы используют самые разнообразные характеристики теоретического знания, заимствуя их из философских работ или выделяя наиболее существенные с точки зрения каждого автора его признаки и качества. Отсюда сходство признаков криминалистической теории, выделенных учеными-криминалистами, с признаками, которые представлены в определении общей теории.
Впервые на монографическом уровне криминалистическую теорию как «систему ее основных принципов и положений, определяющих содержание и структуру, перспективы развития и практическую значимость криминалистики, ее роль и место в такой специфической области человеческой деятельности, как борьба с преступностью» представили в своих работах Р.С. Белкин и А.И. Винберг [5, с. 3].
В качестве системы «теоретических концепций, методологических принципов и понятий» определяют криминалистическую теорию Н.П. Яблоков и В.Я. Колдин [6, с. 12].
Г.Н. Мухин и Д.В. Исютин-Федотков определяют криминалистическую теорию как совокупность идей, концепций и положений об отдельных закономерностях предмета криминалистики. Они называют теорию совокупностью, а не системой. Нетрудно заметить, что в предложенной указанными авторами интерпретации определение научной теории скорее подошло бы к пониманию учения, еще не достигшего нужного уровня зрелости, нежели к понятию криминалистической теории. По этому поводу удачно высказалась Т.С. Волчецкая: «…зрелая теория должна являться не только суммой взаимосвязанных между собой учений, но и содержать в себе определенный механизм построения знания, воплощать в себе некоторые программы исследования» [7, с. 36].
Для определения криминалистической теории более перспективным мы считаем подход Г.И. Рузавина, который называл ее идеализированной моделью познаваемой реальности [4, с. 14]. По этому пути пошли отдельные ученые-криминалисты, отразив в своих определениях теории этот ее существенный компонент. В частности, Р.И. Зайнуллин считает, что частную криминалистическую теорию можно представить в виде идеализированной модели действительности, включающей в свой предмет лишь отдельные стороны познаваемого предмета [8, с. 75].
Такой подход к понятию криминалистической теории о специальных знаниях, используемых при расследовании преступлений с участием несовершеннолетних, мы считаем наиболее применимым. Но для того чтобы познать сущность указанной теории, мы должны изучить ее структуру и компонентный состав.
Криминалистическое учение о специальных знаниях, используемых при расследовании преступлений с участием несовершеннолетних: структура и ее компоненты
В процессе формирования криминалистических теорий (учений) ученые на протяжении длительного периода ведут многочисленные дискуссии об их структуре и содержании. Связано это с тем, что они используют различные подходы к познанию исследуемых объектов, объясняя это различной степенью общности их формирования. Обратимся к некоторым подходам наших ученых-криминалистов.
В структуру отдельных учений Р.С. Белкин включал понятийную, классификационную и функциональную части учения [9, с. 180].
Т.С. Волчецкая на примере теории криминалистической ситуалогии приводит следующую классификацию: методологические основы, понятия, классификация следственных ситуаций и их структура, которые используются при расследовании преступлений, моделирование, которое используется при исследовании и оценке ситуаций, а также применение ситуационного подхода в следственной практике и криминалистике [7, с. 36].
Н.И. Малыхина считает, что в структуру криминалистического учения о лице, совер- шившем преступление, включаются два раздела – теоретический и практический [10, с. 198].
На наш взгляд, структура криминалистической теории о специальных знаниях, применяемых в ходе расследования преступлений с участием несовершеннолетних, включает в себя следующие элементы:
-
1) предмет криминалистического учения. В содержание криминалистической теории о специальных знаниях, применяемых в ходе расследования преступлений с участием несовершеннолетних, стоит включать следующие закономерности: привлечения специальных знаний для раскрытия и расследования преступлений с участием несовершеннолетних, реализации полученных при этом данных в доказывании неизвестных обстоятельств уголовных дел;
-
2) абстрактные объекты. С идеализации начинается формирование учения, призванного отобразить наиболее существенные, наиболее значимые стороны познаваемой реальности. Для этого создается модель в виде взаимодействующих между собой таких абстрактных объектов, как следователь, несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый), сведущие лица, неблагоприятная следственная ситуация, разрешение которой вызывает существенные затруднения, и ряда других;
-
3) криминалистические понятия и категории, принципы и законы. На наш взгляд, в этот элементный состав стоит включить понятийный аппарат, основные определения и категории, которые мы используем в ходе разработки криминалистического учения;
-
4) система логических выводов. К этой категории мы относим результаты использования специальных знаний при расследовании преступлений с участием несовершеннолетних, алгоритмы проведения следственных действий и т. п.
Место учения о специальных знаниях, используемых при раскрытии и расследовании преступлений с участием несовершеннолетних, в системе криминалистики
Не определив место данного учения в системе общей теории криминалистики, мы не- избежно столкнемся с теми трудностями, которые привели к формированию множества разрозненных, фрагментарных теоретических концепций, разрабатываемых по усмотрению их инициаторов, то есть не учитывающих общие и особенные закономерности развития научного знания, основу которого составляет его интеграция, преобладающая как тенденция в развитии науки вообще. Так, многочисленные учения о расследовании преступлений с участием несовершеннолетних, имеющие между собой объективные, но нереализованные связи, по-прежнему остаются разрозненными структурными элементами, расположенными в разных разделах системы криминалистической науки. Одни из них сформированы в общетеоретической части, другие – в криминалистической тактике, третьи – в частной методике расследования. Отсутствие интеграции таких учений и теорий, эффективность которой во многом определяет их систематизация в рамках общей теории криминалистики, тормозит дальнейшее их развитие.
Так, относительно обособленно развиваются учение о личности несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) и учение о специальных знаниях в уголовном судопроизводстве, имеющие непосредственную связь с разрабатываемым нами учением. Это означает, что во взаимоотношениях с учением о специальных знаниях, используемых при раскрытии и расследовании преступлений с участием несовершеннолетних, оба эти учения окажутся связанными вертикально, став для него общими, в то время как наше учение в системе теоретического знания займет свое место как их подсистема.
Наличие и разнообразие связей таких учений (теорий), в равной мере имеющих отношение и к специальным знаниям, и к расследованию преступлений с участием несовершеннолетних, позволяет построить развернутую систему теоретического знания, включаемого в структуру общей теории криминалистики. Соответственно, в нее войдут теории и учения, имеющие в своей основе не только специфику познаваемого объекта (лежащего в основе горизонтальных связей теорий), но и уровень их обобщения, связывающий теории по вертикали. При таком по- строении учение об использовании специальных знаний при расследовании преступлений с участием несовершеннолетних окажется связанным по горизонтали с несколькими учениями (теориями), каждое из которых будет иметь в качестве познаваемого объекта фрагмент расследования, отличающийся признаками, определяющими потребность в привлечении сведущих лиц для решения возникающих у участников судопроизводства специальных вопросов.
Самый верхний – общекриминалистический – уровень в системе таких теорий займут учения, объединенные потребностью в использовании специальных знаний по делам о преступлениях, выделяемых по признаку особенностей субъекта преступления, среди которых найдет свое место и разрабатываемое нами учение. Система таких горизонтально связанных теорий будет представлена, в частности: 1) учением о применении специальных знаний при расследовании преступлений, совершаемых взрослыми (например, должностными лицами); 2) учением о применении специальных знаний при расследовании преступлений с участием несовершеннолетних, в том числе совершаемых в группе; 3) учением о применении специальных знаний при расследовании преступлений, совершаемых лицами с психическими отклонениями, и др.
В свою очередь, но уже на более низком уровне можно горизонтально связать наше учение с иными учениями об использовании специальных знаний, выделив их по признаку особенностей расследуемых преступлений. Таковыми могут выступать, например, составы расследуемых преступлений или вид следственных действий, проводимых с участием несовершеннолетних, в ходе которых возникает потребность в специальных знаниях. Соответственно, в системе таких теорий окажутся: 1) учение о специальных знаниях, используемых при расследовании убийств, преступлений против собственности, общественного порядка и т. д., совершаемых несовершеннолетними; 2) учение о специальных знаниях, привлекаемых для производства ос- мотра, обыска, следственного эксперимента и других следственных действий с участием несовершеннолетних. В каждой из этих двух групп все теории и учения окажутся связанными между собой по горизонтали.
Можно так же сформировать и систему учений, связанных по вертикали, об использовании специальных знаний по делам о преступлениях с участием несовершеннолетних. Например, если данное учение представить как общекриминалистическое, то частными по отношению к нему, то есть учениями меньшей степени общности, в такой системе окажутся учение об использовании по делам несовершеннолетних специальных медицинских знаний, учение об использовании криминалистических, судебно-психологических и других знаний по делам несовершеннолетних. Система учений об использовании специальных знаний по делам несовершеннолетних, построенная на основе описанных выше горизонтальных и вертикальных связей, будет, на наш взгляд, с максимальной полнотой отображать специфику познаваемого ими объекта (идеализированной модели действительности). В качестве такого объекта выступают отдельные аспекты следственной работы, обусловленные используемыми в этих целях специальными познавательными средствами, такими как знания и навыки сведущих лиц, привлекаемых в интересах следствия при работе по делам несовершеннолетних.
Заключение
Криминалистическое учение о специальных знаниях, используемых при расследовании преступлений с участием несовершеннолетних, возникло в результате интеграции с естественными, техническими, педагогическими, юридическими науками. Основная цель данного учения заключается в том, чтобы систематизировать все знания, которые были накоплены в предметной области указанных наук, и использовать их при расследовании преступлений с участием несовершеннолетних.
Список литературы Концепция криминалистического учения о специальных знаниях, используемых при расследовании преступлений с участием несовершеннолетних
- Россинская Е.Р. Теория информационно-компьютерного обеспечения криминалистической деятельности: концепция, система, основные закономерности / Е.Р. Россинская // Вестник Восточно-Сибирского Института МВД России. - 2019. - № 2. - С. 193-202.
- Печёнкин А.А. Функции научной теории. Философия. Методология. Наука / А.А. Печёнкин. - Москва: Наука, 1972. - 203 с.
- Карпович В.Н. Проблема, гипотеза, закон / В.Н. Карпович. - Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1980. - 175.с.
- Рузавин Г.И. Научная теория: логико-методологический анализ / Г.И. Рузавин. - Москва, 1978. - 238 с.
- Белкин Р.С. Криминалистика и доказывание / Р.С. Белкин, А.И. Винберг. - Москва, 1969. - 216 с.
- Криминалистика / под ред. Н.П. Яблокова. - Москва, 1995. 781 с.
- Волчецкая Т.С. Криминалистическая ситуалогия / Т.С. Волчецкая; под ред. Н.П. Яблокова. - Москва; Калининград, 1997. - 245 с.
- Зайнуллин Р.И. Частное криминалистическое учение: сущность, понятие, структура и функции / Р.И. Зайнуллин // Юридическая наука. - 2021. - № 6. - С. 73-79.
- Белкин Р.С. Курс криминалистики: в 3 т. Т. 2. Частные криминалистические теории / Р.С. Белкин. - Москва, 1997. - 837 с.
- Малыхина Н.И. Криминалистические учения и теории: проблемы формирования и определения места в системе криминалистики / Н.И. Малыхина // Правовая политика и правовая жизнь. - 2021. - № 2. - С. 193-199.