Концепция "живой природы" в русской графике и живописи XVIII века. Специфика изобразительной формы

Бесплатный доступ

В статье рассматривается создание концепции «живой природы» на примере русской анималистической графики и живописи XVIII века, отмечаются особенности художественной формы первых анималистических изображений, роль «кунсткамерного рисунка», натюрмортов, охотничьих сцен в формировании стойкого интереса к анималистике. Говорится о том, что Новая эпоха, ориентированная на реальное восприятие мира, устремлённая к научному познанию, определила особенности первых анималистических изображений, которые заключались в появлении образа животного в конкретном виде, каким он виделся художникам, нацеленным на подражание природе. Накопление достоверных сведений о природе, развитие естественных наук - всё это стало благоприятной почвой дальнейшего формирования жанра. В результате сложилась изобразительная система скрупулёзного анималистического рисунка, не выходящая за пределы объективного восприятия модели. Ранний «кунсткамерный» рисунок, натюрморты и «картины охот» продемонстрировали сосредоточенность мастеров в направлении анализа анималистической модели, представляя определённую «картину мира» той эпохи.

Еще

Анималистика, натюрморт, концепция, "натурали", наука, натура, акварели, творческая манера, форма

Короткий адрес: https://sciup.org/144160521

IDR: 144160521

Список литературы Концепция "живой природы" в русской графике и живописи XVIII века. Специфика изобразительной формы

  • Академия художеств. Дело № 3. Описи картин Гроота, находящиеся в Академии. Февраль 1765 г. // РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ед. хр. 164.
  • Бродская Л.В. Коллекция картин И.Ф. Гроота в Екатерининском дворце-музее // Памятники культуры. Новые открытия. 1993. Москва: Наука, 1994.
  • Записки Якова Штелина об изящных искусствах в России: в 2 томах / сост., пер. с нем., вступ. ст. К.В. Малиновского. Москва: Искусство, 1990. Т. 2.
  • Копанева Н.П. Прогулки по «Нарисованному музею» Императорского Петербургского музея // Наука из первых рук. 2006. № 3. С. 65.
  • Пекарский П. Императорская Академия наук в Петербурге. Санкт-Петербург, 1873. Т. 1. 774 с.
  • Стецкевич Е.С. Художники Академии наук и Кунсткамеры в XVIII в. // Кунсткамера. Этнографические тетради. 1997. Вып. 11.
  • Урванов И.Ф. Краткое руководство к познанию рисования и живописи исторического рода. Санкт-Петербург, 1793. 133 с.
Статья научная