Концепт деньги в фильме А. Звягинцева "Елена": вербальная и визуальная репрезентация
Автор: Алексеева Алина Алексеевна
Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology
Рубрика: Языкознание
Статья в выпуске: 9 т.18, 2019 года.
Бесплатный доступ
Рассматривается многоуровневая репрезентация концепта ДЕНЬГИ в художественном фильме А. Звягинцева «Елена»: сюжетная, визуальная и вербальная. Деньги являются в первую очередь сюжетообразующим элементом, поскольку именно из-за них происходит конфликт между главными героями, трагичное разрешение которого демонстрируется на протяжении фильма. На визуальном уровне концепт репрезентируется, во-первых, эксплицитно, через постоянную демонстрацию денег в кадре, во-вторых, имплицитно, с помощью образов, отражающих уровень достатка людей. Очень яркий визуальный контраст наблюдается между «миром богатых», главным представителем которого в фильме является Владимир, и «миром бедных», в котором живет семья сына Елены. Главная героиня соединяет эти два мира. На вербальном уровне, проявляющемся в репликах героев, было выделено несколько признаков концепта ДЕНЬГИ. Ряд этих признаков связан с функционированием денег, их использованием в повседневной жизни, юридическими аспектами, обеспечивающими законное распоряжение финансами. В речи Владимира присутствуют вербальные показатели, выражающие его восприятие денег как символа труда, ответственности за свою жизнь и за благополучие своей семьи, зрелости, самостоятельности. Анализ речи Елены и ее родственников выявил совершенно иные репрезентанты концепта, показывающие, что в их понимании деньги - это помощь, поддержка, которую необходимо оказывать в трудной ситуации. К периферийным концептуальным признакам относятся смысл жизни и свобода.
Концепт, репрезентация концепта, кинодискурс, художественный фильм "елена"
Короткий адрес: https://sciup.org/147220184
IDR: 147220184 | DOI: 10.25205/1818-7919-2019-18-9-36-43
Список литературы Концепт деньги в фильме А. Звягинцева "Елена": вербальная и визуальная репрезентация
- Афонина Ю. В. Концепт "Дом" в творчестве С. А. Есенина и фильмах А. Тарковского // Со временное есениноведение. 2017. № 4 (43). С. 66-71.
- Гетман А. А. Лингвокультурный концепт "Верность" (на материале сценария к художественному фильму "Kingdom of Heaven") // Путь науки. 2015. № 2 (12). С. 80-82.
- Зарецкая А. Н. Особенности реализации подтекста в кинодискурсе // Вестник Челяб. гос. ун-та, 2008. № 16 (117). С. 70-74.
- Языкознание Капитонов Д. С. Концепт "маленький человек" в фильмах Киры Муратовой "Чувствительный милиционер" (1992) и "Увлечения" (1994) // Артикульт. 2013. № 10. С. 124-130.
- Коссаковска-Марас М. Особенности репрезентации концепта ДОМ в советском и современном российском кинематографе // Мова. 2014. № 21. C. 83-88.
- Попова З. Д., Стернин И. А. Язык и национальная картина мира. 4-е изд., стереотип. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015.
- Самодурова В. Ю. Семиотическое выражение концепта "СУПЕРМЕН" в "Бондиане" // Вестник Иркут. гос. лингвист. ун-та. 2010. № 2. С. 150-156.
- Шестакова И. В. Образ дома и дороги в кинотворчестве В. М. Шукшина // Изв. АлтГУ. Филология и искусствоведение. 2014. № 2 (82). С. 205-208.