Конфигурация предметов как когнитивный архетип английской лингвокультуры
Автор: Савицкая Екатерина Владимировна
Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki
Рубрика: Филологические науки
Статья в выпуске: 8 т.6, 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье вскрывается культурно-историческая преемственность образного и абстрактного языкового мышления и их структурный параллелизм. В качестве примера привлечен когнитивный архетип «Конфигурация предметов» в английской лингвокультуре. Рассматриваемый когнитивный архетип подразделен на субархетипы «Острота-тупость», «Угловатость-округлость», «Прямизна-кривизна». Показано, какие именно предметные области моделируются с помощью этого архетипа (умственные состояния и качества, сенсорное восприятие, эмоциональные состояния, интенции, воздействие и взаимодействие, объективные обстоятельства и др.). Отмечается роль когнитивного архетипа «Конфигурация предметов» для абстрактного мышления и моделирования действительности. В частности, продемонстрировано, что у носителей английской лингвокультуры представления о прямой линии чаще всего связаны с простотой, правдивостью, честностью, искренностью, отказом от околичностей в выражении мыслей, непосредственностью, а представления о кривой линии часто ассоциируются с усложненностью, лживостью, неискренностью, лицемерием, изворотливостью, мошенничеством, неправильностью, отступлением от нормы, стандарта, от простого и ясного изложения мыслей. Автором отмечено, что приведенные в статье многочисленные языковые примеры свидетельствуют о важном обстоятельстве из области когнитивистики: человек не считает, что он глубоко постиг строение и сущность того или иного чувственно не воспринимаемого объекта, пока не представит мысленным взором его пространственные очертания. В статье подчеркнуто, что информация об окружающем мире поступает по сенсорным каналам в сознание, которое перерабатывает поступающую по этим каналам информацию, конструируя абстрактные понятия путем обобщения чувственных образов, но, как видно из примеров, никогда не теряет связи с этими образами. Отмечено, что человек - разумный примат; его картина мира, образно говоря, являет собой здание человеческого разума, зиждущееся на фундаменте обезьяньих ощущений. Но ощущения, доставшиеся человеку от животных предков, не мешают ему получать подлинные знания, развивать абстрактное мышление и добиваться адекватного понимания мира.
Наглядное представление, абстрактное понятие, когнитивный архетип, лексическая сочетаемость, синестезия
Короткий адрес: https://sciup.org/14117860
IDR: 14117860 | DOI: 10.33619/2414-2948/57/38
Список литературы Конфигурация предметов как когнитивный архетип английской лингвокультуры
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: Оникс-ЛИТ, Мир и Образование, 2018. 1376 с.
- Маковский М. М. Большой этимологический словарь современного английского языка. М.: Либроком, 2014. 528 с.
- Klein E. Klein's comprehensive etymological dictionary of the English language. Elsevier, 1966.
- Англо-русский словарь глагольных словосочетаний / под ред. Э. М. Медниковой. М.: Русский язык, 1986. 640 с.
- Убин И. И. Словарь усилительных словосочетаний. Англо-русский, русско-английский. М.: Р. Валент, 2007. 552 с.
- Merriam-Webster Dictionary. Springfield: Merriam-Webster Inc., 2016. 960 p.
- Shakespeare W. Tragical History of Hamlet, Prince of Denmark. London, New York: Simon and Schuster, 2012. 342 p.
- Shaw G. B. Annajanska, the Bolshevik Empress. CreateSpace Independent Publishing Platform, 2015. 38 p.
- Online Etymology Dictionary of English [Electronic Resource] / D. Harper (ed.). https://www.etymonline.com
- Collins English Dictionary / P. Hanks (ed.). London, Glasgow: William Collins Sons and Co. Ltd., 2006. 946 p.
- Concise Oxford Dictionary of Current English / H. W. Fowler, F. G. Fowler, R. E. Allen (eds). Oxford: Clarendon Press, 1989. 1044 p.
- Харрис Дж. Алгебраическая геометрия. Начальный курс. М.: изд-во Московского центра математического образования, 2005. 400 с.
- Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. Сочинения в 3-х тт. Т. 1. М.: Мысль, 1985. 623 с.
- Декарт Р. Рассуждение о методе. СПб.: Азбука-классика, 2018. 320 с.