Конфронтационная педагогика - современные технологии ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей
Автор: Гребенкин Е.В.
Журнал: Психопедагогика в правоохранительных органах @pp-omamvd
Рубрика: Психолого-педагогическая коррекция состояний
Статья в выпуске: 1 (32), 2008 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14988757
IDR: 14988757
Текст статьи Конфронтационная педагогика - современные технологии ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей
В повседневной жизни всегда можно наблюдать конфронтацию и насилие, стремление управлять поведением окружающих посредством силового давления и обвинений. В середине 90-х гг. ХХ столетия в Германии формируется новая социально-педагогическая технология, которую во всем мире презентовали как «Конфронтационную педагогику». Среди разрабатывающих ее специалистов мнения разделились: одни воспринимали ее как абсолютно нестандартное явление, способствующее успешной ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, другие – как антигуманные педагогические действия.
Конфронтационная педагогика основывается на мнении о том, что для человека характерно не только созидание, гуманизм и сострадание, но и врожденная агрессивность и стремление к разрушению. Согласно ведущей доктрине конфронтационной педагогики в отношении несовершеннолетних правонарушителей необходимо применять неожиданные и провокационные меры, которые будут способны поставить его в трудноразрешимую или тупиковую ситуацию – совокупность нетрадиционных социальных и психолого-педагогических мер, способствующих ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей (1, 35-37).
Ресоциализация – система психолого-педагогических мер, направленных на повторное включение правонарушителя в жизнь общества. О ресоциализации речь заходит в том случае, если процесс социализации оказался неуспешным и в результате определенных жизненных обстоятельств подросток не смог адекватно усвоить и принять те нормы, ценности и законы, которые декларируются в обществе.
Существуют понятия «первичная», «вторичная» и «третичная» ресоциализация. Понятие «ресоциализация», по определению Б. Р. Зонен, это процесс, в результате которого происходит разрушение ранее усвоенных норм и образцов поведения, вслед за которым идет процесс усвоения или выработки иных норм (2, 65). Как правило, ресоциализация применяется в критической и нерелевантной прежним нормам ситуации. Такая ситуация может быть связана с вхождением в соответствующую среду в юношеском возрасте.
В настоящее время в США и ведущих европейских странах учреждены государственные программы и поддерживаются инновационные научные исследования в области ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, в большом объеме выпускаются учебные и научно-методические пособия.
В России о проблеме гуманизации системы исполнения наказаний и ресоциализации несовершеннолет- них правонарушителей начали дискутировать совсем недавно. Ни для кого, особенно для специалистов, работающих в данном секторе и с данным контингентом детей, не является секретом, что современная российская система исправления и ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей практически не действует. Как это ни парадоксально звучит, основная задача уголовно-исполнительной инспекции заключается в скорейшей тюремной изоляции правонарушителя, пока он с момента совершенного им преступления и приговора суда не натворил новых глупостей, иначе за его проступки придется отвечать офицеру-воспитателю. Как показывает реальная практика, в условиях тюремного заключения юный правонарушитель не только не исправляется, но и впитывает в себя криминально-уголовную субкультуру со всеми вытекающими из этого последствиями.
Существующая теория и практика ресоциализации свидетельствует о том, что не нужно «изобретать велосипед», так как он давно уже изобретен и вполне успешно функционирует на Западе. Современная западная система ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей состоит из двух направлений.
Первое направление – досудебная или альтернативная ресоциализация и второе – ресоциализация в условиях тюрьмы и после освобождения из мест заключения.
Досудебная или альтернативная ресоциализация применяется в отношении тех несовершеннолетних правонарушителей, которые совершили незначительные или неопасные правонарушения и попали в поле действия уголовного законодательства впервые.
В западных странах (США, Германия, Англия, Норвегия, Голландия и др.) функционируют специальные социально педагогические службы, интегрированные в уголовно-процессуальную систему. Основная цель данных служб заключается в осуществлении альтернативных тюремному наказанию мер, способствующих успешному исправлению несовершеннолетних правонарушителей с последующей интеграцией их в жизнь общества.
Для того чтобы получить реальное представление о том, как данная система работает, первоначально обратимся к опыту социально-педагогических служб Федеративной Республики Германии. Немецким социальным педагогам потребовалось около 20 лет, чтобы коренным образом переломить ситуацию и добиться от парламента внесения поправок в уголовное законодательство Германии, официально санкционирующих и регламентирующих их деятельность.
В ФРГ Уголовный кодекс для несовершеннолетних (Jugendgerichtsgesetz) существенно отличается от Уголовного кодекса для взрослых (Gerichtsgesetz). B нем провозглашен приоритет профилактики и попечительства над наказанием. Кроме того, в Уголовном кодексе для несовершеннолетних четко определяется мера ответственности за то или иное деяние, в соответствии не только с биологической, но и социальной зрелостью обвиняемого. Отчетливо оговариваются функциональные обязанности социального работника в процессе следственных мероприятий и судопроизводства.
Отношение со стороны подростков к людям «без погонов», т. е. к тем, кто не являются сотрудниками пе- нитенциарной системы, несколько другое, более открытое и доверительное, что, бесспорно, способствует процессу ресоциализации. Комплексность подхода означает не только участие специалистов различного профиля в работе с подростком, но и взаимодействие всех этих специалистов между собой, преследование общей цели в процессе ресоциализации, согласование мероприятий между собой, совместный анализ всего процесса ресоциализации.
Таким образом, кроме адвоката, положенного несовершеннолетнему, с ним в обязательном порядке взаимодействует социальный работник из специальной службы судебной помощи молодежи (Jugendgerichtshilfe), который занимается исследованием индивидуальных качеств и социальных условий, в которых несовершеннолетний живет. Судья по делам несовершеннолетних может постоянно консультироваться как с адвокатом или прокурором, так и с социальным работником. Если социальному работнику удается представить факты, свидетельствующие в пользу ребенка, судья может назначить внесудебное разбирательство, и на суде обязательно будет приобщена к делу информация, предоставленная социальным работником.
Правонарушителю может быть предложен вариант примирительной процедуры «Третейский суд» (Медиация) с лицом, против которого было совершено правонарушение (вырвана из рук сумочка, разбито стекло, совершена кража, нанесены легкие увечья, разрисованы стены дома и др.). Сумма денежной компенсации может варьироваться от 100 до 5000 Евро. Согласно Уголовному кодексу для несовершеннолетних ФРГ родители или ближайшие родственники не имеют права вносить какой-либо денежный залог – компенсацию, так как несовершеннолетний правонарушитель является правоспособным лицом, обязанным самостоятельно заработать (отработать) ту сумму, которая компенсирует материальный ущерб потерпевшей стороне.
Общественные работы проводятся в каком-либо социальном учреждении или на улице (больница, дом престарелых, приют для бездомных животных, зоопарк, кладбище, мусороперерабатывающее предприятие, почта и т. п.). Отбывание альтернативного наказания не ограничивается общественными работами. Специальным контролем над его исполнением занимается другая социально-педагогическая служба – служба условно-досрочного исправления (Bewahrungshilfe). B ее функциональные обязанности входит наблюдение за строгостью исполнения судебного предписания.
Социальные работники данной службы совместно с клиентом разрабатывают для него индивидуальную стратегию исправления (ресоциализации). План ресоциализации является многоступенчатой программой социального выздоровления. Если клиент по каким-либо причинам перестал посещать школу, социальный работник обязан найти для него соответствующую образовательную альтернативу (ремесленная, вечерняя школа, практика на предприятии).
B случае, если в действиях подростка наблюдается склонность к агрессии и насилию – провести психолого-педагогический тренинг против агрессии, который содержит в себе комплекс игровых, сюжетных, ролевых заданий и упражнений, тренингов, способствующих снижению внутреннего напряжения и агрессивности. Если проживает в условиях, угрожающих его жизни и безопасности, – предоставить жилплощадь в социальной гостинице.
Если клиент первоначально согласился на альтернативное наказание, но в процессе его исполнения по каким-либо причинам систематически нарушал или игнорировал требования социального работника, последний наделен правом ходатайствовать о пересмотре меры пресечения. Как правило, наблюдается следующая картина: в течение полугода клиент ведет себя примерно, добросовестно исполняет предписания, посещает различные программы и тренинги и вдруг, неожиданно решает, что дело сделано, с него хватит и можно позволить себе расслабиться. Здесь незамедлительно следует реакция социального работника и судьи. Назначается новое судебное разбирательство, на котором пересматривается мера пресечения, и обвиняемый отправляется в тюрьму, без учета срока, проведенного под надзором службы условно-досрочного исправления. Подобная практика альтернативного исправления является страховым полисом для специалиста и заставляет правонарушителя всерьез воспринимать реальность происходящего.
B США, кроме деятельности социально-педагогических служб существует программа отбывания альтернативного наказания, разработанная на основе системы подготовки войск специального назначения. Данная программа рассчитана на тех правонарушителей, которые получили срок от 1 до 3-х лет, и в одинаковой степени предназначена для подростков мужского и женского пола.
B процессе судебного разбирательства обвиняемому, так же как и в Германии, предоставляется право выбора меры пресечения. Например, 3 года тюрьмы (распространение наркотиков, нелегальная проституция, мелкая кража, участие в драке и т. д.) или альтернатива – прохождение курса ресоциализации под контролем офицеров-воспитателей в специальном лагере. Обвиняемый сам выбирает альтернативную меру исправления, и если вдруг что-то пойдет не так или по каким-либо причинам он надломится морально, от участия в программе придется отказаться и продолжать «исправляться» в тюрьме.
Условия содержания в лагере приближены к экстремальным и практически ничем не отличаются от тех, в которых готовят будущих солдат войск специального назначения США (за исключением овладения оружием и приемами рукопашного боя).
Заключенных, одетых в одинаковую форму, привозят в специальный, расположенный за пределами города, лагерь. Процедура приема «несколько» отличается от традиционной тем, что как только вновь прибывшие высаживаются, как десантники, из автобуса, они сразу попадают в «добрые» и «заботливые» руки офицеров спецназа, которые с трех сторон, приблизившись вплотную к лицу, начинают их обзывать и унижать. Офицеры-воспитатели утверждают, что эта мера необходима для того, чтобы сломать у новичков устоявшиеся личностные и поведенческие стереотипы. На воле они были
«крутыми» парнями и девушками, а здесь, в лагере они никто, «мясо», из которого будут делать людей согласно армейскому распорядку.
Программа длится 4 месяца, за это время офицеры-воспитатели в очень жесткой форме приучают воспитанников к определенному режиму и порядку.
5:00 – Подъем.
5:00-5:15 – Личная гигиена.
5:15-6:00 – Утренняя зарядка.
6:30-7:00 – Завтрак.
7:00-13:00 – Общественно полезный труд.
13:00-14:00 – Обед.
14:00-18:00 – Общественно полезный труд (уборка мусора в городе, ремонт дорог, купирование лесных насаждений и т. п.).
18:00-19:00 – Ужин.
19:00-22:00 – Спортивные мероприятия, вечерняя зарядка.
22:00 – Отбой.
Абсолютно все операции проводятся под постоянным наблюдением офицеров. Заправил небрежно кровать – учись заправлять снова в течение нескольких часов. Заговорил с кем-либо после отбоя – все будут стоять на полу или отжиматься в течение часа. Посмотрел прямо в глаза офицеру – отжимание от пола до изнеможения. Замешкался в туалете – целый день бег с бревном по территории. Не выполнил требования офицера – прием пищи, не прибегая к помощи рук, а другие за этим наблюдают. Можно перечислять и перечислять сложную систему штрафов и унижений, которые применяются офицерами в отношении заключенных, но это уже не важно. Bажно то, что доступными средствами и методами «альтернативщикам» дают возможность понять, что за все проступки в этой жизни необходимо платить. Подростков буквально ломают и заставляют делать то, что они ранее никогда не делали, и тем более никому не подчинялись. Каждое утро во время процедуры утренней поверки у заключенных имеется возможность ударить в «Колокол надежды» и тем самым прекратить свое участие в программе, но тогда придется отправиться в тюрьму. Оставшиеся «в живых» альтернативщики плачут от счастья, что им удалось пройти через ад и не сломаться.
Следует отметить, что в США данное «ноу-хау» продолжительное время является темой общественных дискуссий. Его сторонники заявляют о том, что только жесткие меры помогут остановить волну насилия и рецидивной преступности, противники – что данная программа антигуманна и противоречит общечеловеческим ценностям и принципам американской демократии. Однако, как это ни парадоксально, из всех мер альтернативного наказания, применяемых в США, у выпускников данной программы самые низкие показатели по рецидивным правонарушениям (30-40%), в то время как у участников других программ 70-80% (3, 31).
Сегодня разные формы восстановительного правосудия используются в уголовной юстиции для несовершеннолетних во всем мире. Различные формы пытаются внедрять и в ювенальную, и в обычную юстицию: во многих странах, хотя и не имеется ювенальной юстиции, правосудие реагирует на преступление несовершеннолетнего совсем иначе, чем на преступление взрослого. К сожалению, этому нельзя научиться на юридических факультетах, курсы по восстановительному правосудию пока не читаются.
Из социально-педагогической практики, рассмотренной выше, логически вытекает двоякое понимание современной миссии ресоциализации и конфронтационной педагогики. Первая – это поиск новых педагогических технологий и ресурсов; вторая, не менее важная по значению, это обеспечение социальной стабильности через нестандартное решение поведенческих проблем индивидуума.
Список литературы Конфронтационная педагогика - современные технологии ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей
- Jens Weidner-ReinerKilb (Hrsg.) Konfrontative Padagogik. Konfliktbearbeitung in Sozialer Arbeit und Erziehung. -Verlag fur Sozialwissenschaften, 2006.
- Heinz Cornel... (Hrsg.). HandbuchderResozialisierung. -2 Aufl. -Baden-Baden: Nomos Verl. -Ges., 2005.
- Richard Reindl (Hrsg.). Effektivitat, Effizienz undEthikin Straffelligenhilfe und Kriminalpolitik. -Freiburg im Breisgau, 2005.