Конкуренция в сфере электронной коммерции: правовое регулирование в Российской Федерации
Автор: Антонова М.А., Симонян Р.А., Старцева С.В.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 5-2 (104), 2025 года.
Бесплатный доступ
Настоящая статья посвящена исследованию правового регулирования конкуренции в сфере электронной торговли в Российской Федерации. Рассматривается история появления понятия «цифровая экономика», приводятся различные вариации данного термина в соответствии с мнением ученых. Анализируется состояние электронной коммерции в РФ на сегодняшний день, ее правовое регулирование. Тема электронной коммерции на сегодняшний день обладает высокой актуальностью в силу того, что эпоха цифровизации оказывает на все сферы общественной жизни огромное влияние, изменяя ее устоявшиеся принципы и правила. Цифровизация не проходит и мимо предпринимательской деятельности – развитие электронных рынков приводит к формированию нового вида бизнеса, который требует создания специальных правовых норм регулирования.
Цифровая экономика, конкуренция, электронная коммерция, электронный рынок, экономика, цифровые технологии, правовое регулирование, антимонопольное регулирование
Короткий адрес: https://sciup.org/170209347
IDR: 170209347 | DOI: 10.24412/2500-1000-2025-5-2-101-105
Текст научной статьи Конкуренция в сфере электронной коммерции: правовое регулирование в Российской Федерации
Живя в эпоху глобализации, каждая сфера нашей жизни подвергается цифровизации, следовательно, цифровизация представляет собой процесс внедрения цифровых технологий в различные сферы жизнедеятельности общества, целью которого является повышение качества повседневных процессов, их упрощение и ускорение. Процесс цифровизации масштабно оказывает влияние и на экономику, создавая новые методы осуществления предпринимательской деятельности, что в свою очередь требует государственного вмешательства, а именно создание правовых регуляторов экономических отношений в рамках цифровой экономики.
Само понятие «цифровая экономика» является новым и был введено в теоретический оборот только в 1994 году канадским ученым Доном Тапскоттом, а расширил данное понятие уже американский ученый Николас Неграпонте [1]. Так, Дон Тапскотт в своем научном труде под цифровой экономикой определил «экономику, основанную на использовании информационных технологий» [2]. Здесь стоит отметить, что Дон Тапскотт акцентирует наше внимание на том, что за счет внедрения передовых технологий в экономические процессы «формируется новый тип бизнеса».
Что касается российских ученых, то у них мнение об определении цифровой экономики расходятся. Так, например, Д.В. Евтянова цифровую экономику определяет как «автоматизированное управление хозяйством на основе передовых технологий» [3], а А.Е. Зубарев под цифровой экономикой понимает «системную совокупность экономических отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг техноцифровой формы существования» [4].
Таким образом, цифровую экономику можно определить, как экономическая деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на создание и реализацию цифровых технологий.
Согласно аналитическим данным, собранным в 2024 году иностранной компанией Huawei и международным агентством IDC, мировым лидером по развитости цифровой экономике является США, второе место занимает Сингапур, а третье – Швеция [5]. Что интересно, Китай в данном рейтинге находится на 8 месте. Что касается Российской Федерации, то по данным Всемирного банка, РФ по уровню цифровизации вошла в первую десятку, активно поддерживая позиции по сей день [6].
Цифровая экономика, как уже было сказано, охватывает большой спектр сфер жизнедеятельности человека. Необходимо отметить, что перечень компонентов цифровой экономики не является четким и строгим, но традиционно, к основным компонентам относят [7]:
-
1) цифровая валюта;
-
2) цифровые технологии (сюда входят: искусственный интеллект, технологии «Big Data» и т.д.);
-
3) облачные технологии;
-
4) электронная коммерция и т.д.
Именно электронная коммерция в Российской Федерации, как составная часть цифровой экономики, ее правовое регулирование будут рассмотрены в настоящей статье.
Итак, электронная коммерция представляет собой основной компонент современной цифровой экономики, форму предпринимательской деятельности, направленную на приобретение или реализацию товаров, которая осуществляется посредством использования информационных систем, технологий и глобальной сети «Интернет», т.е. на так называемом «электронном рынке» [8].
Внедрение современных технологий в процессы осуществления предпринимательской деятельности способствовало появлению нового вида ведения бизнеса. Посредством цифровых платформ и в целом технологий продавцы и покупатели могут, не выходя из дома, заключать сделки, а также изменять или прекращать гражданско-правовые договоры, осуществлять покупки необходимых товаров или услуг (при этом расчеты между лицами также происходят онлайн), и т.д.
Электронная коммерция, несомненно, обладает большим количеством преимуществ в сравнении с привычной нам торговлей:
-
1) упрощенный документооборот;
-
2) минимальное количество издержек и расходов;
-
3) быстрый поиск и выбор товаров либо услуг;
-
4) быстрое осуществление расчетов;
-
5) постоянная доступность и др.
Помимо положительных моментов, активное развитие и использование электронной коммерции также обладает и отрицательными моментами, к которым можно отнести:
-
1) риск утечки персональных данных как у покупателей, так и у продавцов;
-
2) отсутствие возможности у покупателей на контактную выборку товаров, достоверное ознакомление с их характеристиками;
-
3) долгий процесс возврата товара;
-
4) отсутствие бесперебойной работы электронной среды;
-
5) развитие кибермошенничества;
-
6) усиленная конкуренция, что сильно затрудняет выход на электронный рынок новым хозяйствующим субъектам и др.
Пиком развития электронной коммерции как в РФ, так и во всем мире в целом, можно назвать начало эпидемии COVID-19, когда все страны мира вводили ограничения на передвижения людей и на их физический контакт, что в свою очередь способствовало переносу всех бизнес-процессов в электронную среду. Общество стало осуществлять покупки только с помощью Интернет-магазинов, а продавцы соответственно начали все больше делать упор на электронный рынок. Как отмечает И.В. Гончарук в своей работе, «пандемия негативно сказалась на мировой экономике в целом, но на электронную торговлю она оказала стимулирующее влияние» [9].
В 2024 году лидерами в сфере электронной коммерции стали: Китай, США, Великобритания, Япония [10].
В целях развития электронной коммерции и цифровой экономики в целом Президентом РФ был издан Указ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 года» [11], согласно которому для достижения поставленных целей необходимо обеспечить:
-
1) защиту покупателей от посягательств на их права мошенников или недобросовестных продавцов в сети «Интернет»;
-
2) условия для развития ведущих организаций в сфере цифровой экономики;
-
3) эффективную платежную систему для осуществления операций в электронной коммерции;
-
4) установление правил, позволяющим свободно заходить на электронный рынок;
-
5) внесение в действующее законодательство РФ своевременных изменений, касаю-
- щихся правового регулирования электронной коммерции и др.
Несомненно, активное развитие цифровой экономики требует от государства ее правового регулирования, чтобы такое стремительное развитие технологий не посягало на права и законные интересы как граждан, так и самого государства в целом. К сожалению, на сегодняшний день, как отмечают многие ученые и практики, в РФ правовое регулирование электронной торговли как таковое практически отсутствует. Многие специалисты отмечают, что законодателю необходимо создать специальный закон, регулирующий сферу цифровой экономики – Цифровой кодекс [12].
На сегодняшний момент, можно отметить, что сферу цифровой экономики, в том числе электронной коммерции, регулируют:
-
- Гражданский кодекс РФ;
-
- Федеральный закон «О защите прав потребителей»;
-
- Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;
-
- подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти.
В силу того, что сфера электронной коммерции все больше начинает набирать популярность в обществе, между продавцами на электронном рынке складывается жесткая конкуренция, которая регулируется специальным Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [13] (далее – ФЗ «О защите конкуренции»).
Вопрос о регулировании конкуренции в сфере электронной коммерции обсуждался еще с 2018 года, но законопроекты не проходили дальше первого чтения. Но развитие цифровых технологий все-таки вынудили законодателя внести изменения в ФЗ «О защите конкуренции», приняв пятый антимонопольный пакет.
Так, Федеральным законом от 10.07.2023 № 301-ФЗ [14] в ФЗ «О защите конкуренции» была добавлена статья 10.1 «Запрет на осуществление монополистической деятельности хозяйствующим субъектов, владеющим цифровой платформой». Помимо этого, этим законом вносится новое понятие – «сетевой эффект».
Чтобы начать анализ данной статьи, необходимо определить, что подразумевает под собой понятие «цифровая платформа», которое, стоит отметить, в отличие от понятия «сетевой эффект», никак не раскрывается в ФЗ «О защите конкуренции».
Итак, цифровая платформа – это бизнес-модель, позволяющая потребителям и поставщикам связываться онлайн для обмена продуктами, услугами и информацией [15]. Сущность цифровых платформ, по мнению О.В. Ватолиной и А.В. Ничепорук, заключается в «снижении издержек через внедрение цифровых технологий, оптимизацию труда и создание сетевых эффектов, направленных на удовлетворение взаимных потребностей участников» [16]. Примером самых популярных цифровых платформ на сегодняшний день может служить: Яндекс, Ozon, Авито и т.д.
Понятие сетевой эффект было введено законодателем в качестве критерия определения влияния на рынок определенного хозяйствующего субъекта – его возможность оказывать существенное влияние на процесс обращения товара на рынке, влиять на положение других хозяйствующих субъектов на соответствующем рынке, путем устранения с рынка или создания препятствий для выхода на него новым предпринимателям.
Ст. 10.1 ФЗ «О защите конкуренции» таким образом устанавливает запрет на образование монополий в сфере электронной коммерции, которые влекут за собой ограничение добросовестной конкуренции на электронном рынке, т.е. запрещает действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, который с помощью цифровой платформы совершает сделки между лицами, выступающими в роли продавца и покупателя, при наличии в совокупности следующих условий:
-
1. Сетевой эффект предоставляет хозяйствующему субъекту возможность существенно влиять на общие условия товарооборота на рынке, где сделки осуществляются через цифровую платформу, а также позволяет ему исключать других участников с рынка или усложнять доступ к нему для других субъектов.
-
2. Доля заключаемых сделок между продавцами и потребителями на цифровой платформе больше 35% общего объема таких сделок в стоимостном выражении.
-
3. Доход хозяйствующего субъекта за последний год больше 2 млрд рублей.
Важно отметить, что ссылка на ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» в ч. 1 ст. 10.1 этого же закона вызывает некоторые трудности в применении, о чем уже высказывались многие практики и специалисты в анализируемой сфере [17]. Так, по логике законодателя ФАС необходимо точно установить не только соответствие хозяйствующего субъекта специальным критериям, перечисленным в ч. 1 ст. 10.1 ФЗ «О защите конкуренции», но и придется установить еще и соответствие общим критериям для всех хозяйствующих субъектов, закрепленных в ч. 1 ст. 10 названного нормативного акта. Отсутствие и судебной практики по данной норме на сегодняшний день усложняет толкование и понимание введенной нормы.
Согласно пояснительной записке к законопроекту о внесении изменений в ФЗ «О защите конкуренции», данные изменений были введены с целью усовершенствования антимонопольного регулирования в связи с активной цифровизацией, но как мы можем видеть, новой нормы недостаточно для того, чтобы полноценно регулировать конкурентные отношения в сфере электронной коммерции. Сам Комитет Государственной Думы по защи- те конкуренции указал на то, что антимонопольное регулирование необходимо расширять больше, а изменения, внесенные ФЗ № 301, регулируют только процесс заключения сделок между продавцом и потребителем, «не учитывая специфику и многообразие рынка электронной коммерции» [18].
Таким образом, можно заключить, что в Российской Федерации на сегодняшний день в экономические процессы идет активное внедрение инновационных технологий посредством развития цифровой экономики. Существование электронной коммерции во многом упрощает товарооборот по стране за счет минимального количества издержек как для самих продавцов, так и для потребителей. Но, как и в традиционной торговле, на электронном рынке также присутствует конкуренция между хозяйствующими субъектами, которая становится все более жестокой с появлением новых субъектов или цифровых платформ. К сожалению, как показывает анализ, действующее антимонопольное законодательство РФ пока не способно полностью регулировать конкурентные отношения между хозяйствующими субъектами в сфере электронной ком- мерции, из-за чего права и законные интересы как хозяйствующих субъектов, так и покупателей, находятся под угрозой.