Конкурентные преимущества водных туристских кластеров: зарубежный подход

Бесплатный доступ

Природные туристские ресурсы на протяжении многих лет остаются одним из наиболее важных приоритетов при выборе тура. Большинство путешествий с целью отдыха и рекреации так или иначе интегрировано с использованием водных туристских ресурсов в различной форме: «песок и солнце», активный водный туризм, развлечения на воде, рыбалка и т.д. Несмотря на то, что ряд регионов Российской Федерации обладает значительными водными туристскими ресурсами, тем не менее водный, в т.ч. круизный, туризм остается одним из наименее развитых секторов туристской индустрии. Во многом это объясняется отсутствием аттрактивной инфраструктуры отдыха на воде. В статье рассмотрены особенности формирования сервисного пространства водных туристских кластеров.

Еще

Водный туризм, кластер, сервисная среда, марина, инфраструктура

Короткий адрес: https://sciup.org/14057789

IDR: 14057789   |   DOI: 10.12737/4093

Текст научной статьи Конкурентные преимущества водных туристских кластеров: зарубежный подход

Ключевым природным туристским ресурсом наряду с климатическими ресурсами выступают реки, озера, моря и прочие водные природные ресурсы. Их наличие, состояние, интеграция в сферу туризма во многом определяют уровень развития туризма [2]. Регионы Российской Федерации обладают значительными водными ресурсами, ранее активно использовавшимися в туристских целях [5]. За рубежом наиболее известным видом кластеров являются морские кластеры, объединяющие разнообразные виды деятельности. Как правило, в состав морского кластера включают три сектора: традиционный, туристский и рыболовный. К традиционному сектору относят такие виды деятельности, как речное судоходство, морские агрегаты, оборудование, работы и услуги, флот и береговая охрана, оффшорные поставки, рекреационное и развлекательное судоходство, порты, кораблестроение, погрузочные работы.

Туристский сектор морского кластера образуют прибрежная и морская рекреация, туризм. В составе туристского сектора морского кластера принято выделять два направления: прибрежный туризм, т.е. туризм не далее 10 км от берега, и круизный туризм. Эти сектора являются активными создателями новых рабочих мест и поддерживают занятость населения [7].

Водный туризм предполагает географическую локализацию и концентрацию соответствующих компаний, т.е., по сути, складывается в качестве туристского кластера [8, 9]. Этому способствует необходимость сосредоточения около водных ресурсов предприятий определенных видов деятельности: марин, причалов, яхтенных портов, слипов и пр.

Рассмотрим ряд примеров развития морских туристских кластеров и определим пути становления их конкурентных преимуществ, важных в перспективе развития водного туризма в России.

Туризм на Мальте развивался традиционно с 1960-х годов как основной вид деятельности в стране, он стал существенным источником доходов в ВВП страны (до 73%). За развитие туризма на Мальте ответственно финансируемое правительством агентство Malta Enterprise [10, 11].

Изначально и до бума 1970-х годов туризм на Мальте был сосредоточен в сегменте «солнце и пляж». Основным стимулирующим бум фактором стало регулирование строительства, которое привело к росту объема турпотока и при этом к снижению расходов в расчете на одного туриста.

Начало 1980-х годов стало трудным периодом из-за высокой зависимости мальтийского туризма от британского рынка, где отмечался спад. В ответ на это были предприняты агрессивные маркетинговые усилия с целью дифференциации рынков: расширения географии туристских прибытий и целей прибытий. Туристам стали предлагаться культурный туризм, языковое обучение, подводное плавание, конференции и интенсив-туры.

С 2004 года Malta Tourism Authority (MTA) перешла от географического принципа в регулировании туризма к интенсификации развития семи сегментов туризма, акцентируя брендинг. Этими сегментами стали: туроператоры и отдых, конференции и корпоративные мероприятия, языковое обучение, спортивный туризм (дайвинг), сельский и экологический туризм, культурно-исторический туризм, др. растущие сектора.

Роль MTA жизненно важна в координации усилий, определении стратегии и маркетинга турпродуктов Мальты. МТА сосредоточило усилия на ключевых направлениях: брендинг, обучение, гарантии качества и восстановление наследия. Выбор этих направлений обусловлен их приоритетным значением для повышения конкурентоспособности кластера в сравнении с основными конкурентами – островами Испании, Турцией, Кипром, Тунисом.

Новыми возможностями для развития мальтийского туризма признаны электронная торговля, комплексные турпродукты, инновационные турпродукты (экотуризм), а также технологические инновации, прежде всего технологии энергосбережения.

Пример развития туристского кластера Мальты показывает, что эксплуатация туристского ресурса «море и солнце» в настоящее время не может обеспечить стабильное развитие туризма. Потребителям становится важно сочетать разнообразные виды занятий и досуга. Их стремлением становится сокращение расходов, поэтому для достижения экономической эффективности морской кластер должен ориентироваться на массовый туризм. Важным условием становится эффективный маркетинг, прежде всего брендинг и системы сбыта турпродуктов.

В Литве занятость в морском кластере составляет 21600 чел. в традиционном секторе, 6300 – в туристском и 6600 – в рыболовном секторах [4]. По словам канцлера Министерства хозяйства Литовской Республики, интерес к туристскому потенциалу Литвы связан в основном с курортами, СПА и медицинским туризмом в стране. В связи с этим приоритет в регулировании туризма отдан медицинскому туризму и курортам, наряду с этим направлением стимулируются и другие сектора туризма и туристская инфраструктура.

Ядром потенциального кластера медицинского туризма в Литве являются 4 курорта (Бирштонас, Друскининкай, Неринга, Паланга) и 4 курортные территории:

  • -    специфика Бирштонаса – лечебные минеральные воды и торф, уникальный ландшафт, обусловленный сформированными петлями, которые образует русло Нямунаса;

  • -    особенность Друскининкай – лечение с применением минеральной воды и грязевых процедур, лечебный воздух, оздоровительный парк, многочисленные достопримечательности;

  • -    Неринга находится на берегу Балтийского моря и Куршского залива и отличается живописными дюнами, побережьем и природой, включена в список объектов наследия ЮНЕСКО;

  • -    в Паланге благодаря ее расположению на берегу Балтийского моря, где насыщенный йодом воздух дополняет лечебные свойства минеральной воды и лечебной грязи, имеется полноценный комплекс лечебных факторов, широко применяемых для

санаторного лечения и оздоровления.

В курортах и курортных территориях Литвы – 352 учреждения коллективного проживания, 20305 мест. Учреждения предоставляют услуги в сфере курортного лечения, СПА и оздоровления, а также по организации активного досуга и развлечений.

Научно-образовательную базу туристского кластера образует организованный в 2008 году Курортологический центр Литвы. Создаются кластеры медицинских услуг (одонтологии, кардиологии, др.). Активную роль играет саморегулирование – в 2008 году образованы Национальная ассоциация курортов (член ЕСПО) и Национальная ассоциация СПА.

Из приведенного материала видно, что кластер Литвы также не предполагает единственной ориентации на пляжный отдых. Развитая курортная база обусловила выбор фокуса на развитие медицинского и оздоровительного туризма.

Туристский сектор в морском кластере Германии делят на две составляющие: рекреационное судоходство и прибрежный туризм. В среднем в год около 6,34 млн. чел. в Германии вовлечены в рекреационное судоходство. Причем оно развивается не только в морских регионах, но и на озерах.

В индустрии рекреационного судоходства в Германии принято выделять следующие сектора: новые суда, действующие суда, ремонт и обслуживание, оборудование и аксессуары, услуги, фрахт, пристани для яхт (шлюпочные гавани). В каждом секторе работают от 15 до 2250 компаний [10, 11].

Однако рынок рекреационного судоходства во многом зависит от доходов и уровня экономической уверенности населения. Снижение спроса на внутреннем рынке немецкие агенты рынка услуг рекреационного судоходства компенсируют за счет экспортного предложения. Перспективными точками роста для индустрии рекреационного судоходства считаются:

  • -    усиление клиентоориентированности сервиса;

  • -    усиление стандартизации в производстве судов;

  • -    введение системы сертификации для продавцов в секторе, введение новой квалификации «специалист по обслуживанию судов».

Прибрежный туризм развивается в трех землях Германии – Lower Saxony, Schleswig-Holstein, Mecklenburg-Vorpommern, а также в двух городах – Гамбурге и Бремене.

Интересно, что, в отличие от многих стран, водный туризм в Германии далек от ориентации на «солнце и пляж». Основа водного туризма – рекреационное судоходство, причем в уровне развития этого сегмента большую роль играет экспорт судов и услуг.

В состав тунисского туристского кластера включают образовательные институты, финансовые организации, поставщиков товаров и услуг, транспорт, туроператоров и турагентов, аттракторов (объекты показа), отели и авиалинии.

Министерство туризма, реализуя государственную политику в туризме, играют роль координатора развития туризма. Национальный туристский офис и его региональные офисы отвечают за контроль качества туристской инфраструктуры, организацию местных туристских событий, ярмарок и фестивалей, разрабатывают и реализуют маркетинговые и медиакампании для развития туристского сектора. Национальный туристский совет, объединяющий министров правительства Туниса под руководством премьер-министра, разрабатывает рекомендации по координации действий министерств для продвижения и развития туризма Туниса. Общественная организация Туристское земельное агентство учреждена правительством для управления использованием земельных ресурсов в районах туристских дестинаций. Агентство сыграло ключевую роль в развитии прибрежного туризма в 1970-х годах, развивая общественные и коммерческие зоны.

Общественное агентство по туристской статистике было организовано в 1998 году для централизованного сбора данных о туризме. Фонд развития конкуренции был создан для поддержки финансовых инициатив. В 1960-х годах тунисская инфраструктура была ограничена 91 отелем с мощностью на 2498 номеров, половина из которых находилась в столице Туниса. К концу 2003 года число отелей возросло до 800, а номерной фонд – до 222000 мест, но почти 70000 мест нуждались в реконструкции. В 2006 году число отелей достигло 825, они предлагали 231838 мест в более 11 городах, доход сектора составил 5,2% ВВП и 13% тунисского экспорта. В настоящее время в структуре размещения отели занимают 95%, виллы – 4,3% и апарт-отели – 0,7%. Дифференциация отелей достаточно низка – большинство из них курортного типа, 67% мест относятся к 3 или 4-х звездной категории, 5-ти звездные отели объединяют около 11% номерного фонда. Международные цепи владеют около 33% номеров. Прибрежный туризм привлекает две категории инвестиций – в развитие отелей и индустрии развлечений. При росте мощности гостиничной индустрии уровень загрузки снизился с 52% 1990–2001 гг. до 42% в 2003 г., что обусловлено внешними факторами и терроризмом [10, 11].

Туризм в Тунисе исторически зависим от европейского рынка. За последние 5 лет имидж Туниса как экономичного туристского направления стал привлекать больше североафриканских туристов. Тунисский туризм стал выходить на новые рынки, такие как Чешская Республика, Польша, Канада, США, Япония, Иран, Китай.

В отличие от ряда других стран, тунисский туристский кластер не дифференцировал свое предложение, сосредоточившись исключительно на секторе «море и солнце». Развитие пляжного туризма предопределило стимулирование двух секторов – курортных пляжных отелей и индустрии развлечений. Успеху такого подхода способствовали три основных фактора. Во-первых, природно-климатические особенности Туниса (климат, длинный сезон). Во-вторых, ориентация на создание и поддержку имиджа экономичной, бюджетной туристской дестинации. В-третьих, создание достаточно мощной туристской индустрии и инфраструктуры, способной поддерживать низкие цены.

Анализ зарубежного опыта развития конкурентных преимуществ водных туристских кластеров позволяет сделать следующие выводы.

  • 1.    Выбор стратегии специализации на пляжном туризме возможен при наличии длинного пляжного сезона и соответствующих климатических факторов, развитой туристской индустрии, обеспечивающей низкие цены в сравнении с основными конкурентами. Учитывая природно-климатические особенности большинства регионов Российской Федерации, использование такой стратегии не представляется целесообразным (за исключением Краснодарского края).

  • 2.    Альтернативой специализации выступает стратегия дифференциации, которая предполагает дополнение пляжного туризма специфическими турпродуктами (активного, образовательного, культурно-исторического, оздоровительного, круизного и иных видов туризма). Большую роль в стратегии дифференциации играет маркетинг и, прежде всего, брендинг. Учитывая размещение водных ресурсов Российской Федерации, целесообразно рассматривать, прежде всего, возможности развития круизного и трансграничного водного туризма в северо-западном регионе [1, 3, 6].

  • 3.    Развитие водных туристских кластеров предполагает формирование досуговой индустрии, экскурсионных маршрутов и программ. Зачастую развитие соответствующих направлений деятельности требуют значительных инвестиций, это, прежде всего, относится к производству и обслуживанию яхт и других судов.

  • 4.    Развитие водного туризма предполагает формирование особого сервисного пространства, включающего возможность ночевок вне судна, ремонта и сервисного обслуживания судна, активного отдыха, экскурсионных программ, развлечений и т.д.

Список литературы Конкурентные преимущества водных туристских кластеров: зарубежный подход

  • Бейдык А.А., Новосад Н.А. Иностранный (въездной) круизный туризм на северо-западе России//Псковский регионологический журнал. -2010. -№9.
  • Вапнярская О.И., Платонова Н.А., Федулин А.А. Разработка рейтинга регионов Российской Федерации по уровню развития туризма//Региональная экономика: теория и практика. -2012. -41(272).
  • Кропинова Е.Г., Митрофанова А.В. Подходы калининградских исследователей к районированию для целей туризма и рекреации//Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. -2010. -№1.
  • Мишкинис Г. Перспективы развития литовских курортов и медицинского туризма. Электронный ресурс: URL: http://www.sanatoria.ru/text.php?id=382 (дата обращения: 6.12.2012).
  • Плис В.В. География водного туризма в России//Современные научные исследования и инновации. -2012. -№ 3. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/03/10339 (дата обращения: 22.10.2013)
  • Степанова С.В., Чубиева И.В. Стратегические подходы к управлению туризмом в муниципальных образованиях Республики Карелия//Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. -2009. -№ 5.
  • An exhaustive analysis of employment trends in all sectors related to sea or using sea resources. Country report -Germany C3135/August 2006. ECOTEC Research & Consulting Tina Weber. Priestley House. 12-26 Albert Street. Birmingham. B4 7UD. United Kingdom.
  • Nordin S. Tourism Clustering & Innovation -Paths to Economic Growth & Development//European Tourism Research Institute/Mid-Sweden University/SE-831 25 Östersund, Sweden.
  • Novell M., Schmitz B., Spencer, T. Networks, Clusters and Innovation in Tourism: the UK Experience//Tourism Management, Vol. 27, 2006.
  • The Tunisian Tourism Cluster. The Microeconomics of Competitiveness. Harvard University, May 2008.
  • Tourism Cluster Competitiveness and Sustainability: Proposal for a Systemic Model to Measure the Impact of Tourism on Local Development//http://www.scielo.br/pdf/bar/v2n2/v2n2a05.pdf (дата обращения 1.05.2013).
Еще
Статья научная