Конституционно-правовая политика Кыргызской Республики и юридическая ответственность в сфере охраны окружающей среды

Автор: Джумагулов А.М., Тукубашева А.И., Акимканов М.Т.

Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki

Рубрика: Юридические науки

Статья в выпуске: 7 т.9, 2023 года.

Бесплатный доступ

Приводится краткий анализ конституционно-правовой политики Кыргызской Республики в сфере охраны окружающей среды, коррелирующей с принципами международного экологического права и устанавливающей правовые основы ответственности за ущерб окружающей среде. Реализация государством идей и принципов ответственности за правонарушения в экологической сфере, закрепленных в международных стандартах постепенно перестает быть лишь декларацией.

Конституционно-правовая политика, кыргызская республика, окружающая среда, юридическая ответственность, экологические правонарушения

Короткий адрес: https://sciup.org/14128346

IDR: 14128346   |   DOI: 10.33619/2414-2948/92/46

Текст научной статьи Конституционно-правовая политика Кыргызской Республики и юридическая ответственность в сфере охраны окружающей среды

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice

УДК 342.761                                        

Конституционно-правовая политика является особым, базовым видом правовой политики государства. Что представляет собой конституционно-правовая политика? О. Ю. Рыбаков и Т. М. Пряхина полагают, что это «выработка на основе Конституции ключевых концептуальных положений в области создания и применения права; деятельность государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления, индивидов и их объединений, направленная на признание, соблюдение и защиту прав и свобод личности, а также на охрану конституционного строя, обеспечиваемых правовыми средствами» [1].

Как справедливо отмечает один из основных разработчиков теории правовой политики в России профессор А. В. Малько — среди отраслевых видов правовой политики конституционно-правовая политика «по степени своей злободневности все больше и больше выдвигается на первый план среди всех иных разновидностей правовой политики» [2]. По его определению «конституционно-правовая политика есть научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных органов и институтов гражданского общества по созданию эффективного механизма конституционно-правового регулирования, по оптимизации конституционного развития конкретной страны» [2].

А. В. Малько указывает, что конституционная политика во многом состоит в выработке и осуществлении юридических идей стратегического плана, представляет собой систему приоритетов в конституционно-правовой сфере, основывается на общепризнанных нормах международного права, ориентирует общество и соответствующие органы государства и местного самоуправления на решение самых важных и актуальных проблем. Стержнем ее выступает именно конституция. Обобщая признаки и характеристики конституционноправовой политики, следует признать, что она определяет тенденции, направления, вектор развития правовой системы государства; формулирует приоритеты и принципы права, механизмы формирования конституционного правосознания и конституционно-правовой культуры. Благодаря ей повышается уровень защищенности человека, интересов государства и общества, упорядоченности и системности конституционного законодательства, а также организованности политической жизни общества и государства.

Одной из наиболее злободневных и актуальных проблем современности, определяющих тенденции, направления, приоритеты и вектор развития системы международного права и правовой системы государств, является комплексная по своей сути проблема охраны окружающей среды. Эта проблема имеет особое значение для нашей страны. На фоне перманентных социально-экономических и политических кризисов, сопровождающих развитие государства после обретения независимости в 1991 г., природа горной страны, чистый воздух и колоссальные запасы пресной воды, вызывали некое чувство гордости у населения Кыргызстана. Однако ситуация к настоящему времени существенно ухудшилась. В 2022 г в рейтинге самых экологических чистых стран мира, составляемому авторитетным Центром экологической политики и права при Йельском Кыргызстан занял лишь 126 место из 180 .

В рейтинге ВОЗ стран по уровню смертности от экологических проблем Кыргызстан занял 63 место . В рейтинге стран по качеству воздуха 140 место из 180 . Столица республики г. Бишкек в последние годы в зимние холода возглавляет список самых грязных городов мира, жизнь в которых представляет серьезную опасность здоровью человека . Такая ситуация, безусловно, требует адекватного реагирования, в том числе и с помощью соответствующих инструментов правовой политики. В ходе конституционной реформы была разработана и принята новая Конституция страны, одобренная на референдуме 11 апреля 2021 г и введенная в действие законом Кыргызской Республики от 5 мая 2021 года . В Конституции получили закрепление положения, безусловно, коррелирующие с принципами Декларации Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г. ,

Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию 1992 г. , и другими международными актами универсального и регионального характера в сфере охраны и защиты окружающей среды. К ним относятся положения ст. 16 Конституции: «Земля, ее недра, воздушное пространство, воды, леса, пастбища, растительный и животный мир, другие природные ресурсы являются исключительной собственностью Кыргызской Республики. Земля и природные ресурсы используются как основа жизни и деятельности народа Кыргызской Республики; для сохранения единой экологической системы и устойчивого развития они находятся под контролем и особой охраной государства» ; ст. 49: «Каждый имеет право на благоприятную для жизни и здоровья экологическую среду. Каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу действиями в области природопользования. Каждый обязан охранять и бережно относиться к окружающей природной среде, растительному и животному миру» .

Особыми и специфическими инструментами правовой политики полагаем возможным считать национальные стратегии, программы и т.п., принимаемые решениями главы государства, представляющие собой акты политико-программного характера (или как их иначе называют в литературе, доктринальные (стратегические) правовые акты) [3].

В этих актах также нашли отражение характеристики конституционно-правовой политики, определяющие тенденции, направления, вектор развития механизма правового регулирования в сфере защиты окружающей среды. В Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 гг. определено: «В сфере охраны окружающей среды основная политика будет направлена на создание благоприятной для жизни человека окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов для социальноэкономического развития и сохранение уникальных экосистем Кыргызской Республики для будущих поколений. … Основой повышения эффективности природоохранной деятельности станет улучшение управления экологическими данными с целью обоснованного формулирования и осуществления планов развития, а также принятия экологически значимых решений. Разработка мер и политик по развитию страны будет основываться на достоверной информации о трендах изменения состояния окружающей среды и предварительной эколого-экономической оценке природных ресурсов с установлением пределов их эксплуатации в ближайшей перспективе. В свою очередь продвижение экологического воспитания и образования с уровня детских садов и школ позволит сформировать поколение граждан с позитивным экологическим мировоззрением и осознанием ответственности за сохранение природно-ресурсного потенциала страны» .

В Национальной программе развития Кыргызской Республики до 2026 г, утвержденной указом главы государства после принятий Конституции 2021 г., также определено: «Стратегической задачей государства является создание благоприятной для жизни человека окружающей среды путем сохранения уникальных естественных экосистем Кыргызской Республики и рационального использования природных ресурсов. … Политика государства будет направлена на сохранение и восстановление природной среды, экосистем, сохранение ледников, ландшафтов и биологического разнообразия. В то же время необходимо расширение особо охраняемых природных территорий, которые обеспечивают защиту различных видов растительного и животного мира, особенно видов, внесенных в Красную книгу Кыргызской Республики. … В рамках исполнения международных обязательств требуется формирование правовой основы для климатической политики, которая должна охватывать специализированное и отраслевое законодательство» .

Тогда же в октябре 2021 года введены в действие новые Уголовный кодекс КР и Кодекс КР о правонарушениях . Ранее в 1999 г. был принят закон КР «Об охране окружающей среды» , определявший политику и регулирующий «правовые отношения в области природопользования и охраны окружающей среды в Кыргызской Республике». Закон устанавливал такие основные понятия, как: «окружающая среда»; «вред окружающей среде»; «охрана окружающей среды»; «ущерб окружающей среде — исчисляемые в денежном выражении экономические и внеэкономические потери общества, возникающие в результате изменения окружающей среды, ее загрязнения»; «экологическое правонарушение – виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека»; «экологическое преступление — общественно опасное виновное деяние, посягающее на установленный экологический правопорядок, экологическую безопасность общества, причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека» .

Среди целей Уголовного кодекса провозглашена охрана окружающей среды (ст. 1) и закреплена гл. 38 «Преступления против экологической безопасности и природной среды» , содержащая ст. 298-310 в которых установлена уголовная ответственность за такие преступления как: «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ»; «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов»; «Нарушение правил безопасности при обращении с биологическими агентами или токсинами»; «Нарушение ветеринарных правил»; «Уничтожение или повреждение леса»; «Незаконная порубка деревьев и кустарников»; «Загрязнение вод»; «Загрязнение атмосферы»; «Порча земли»; «Нарушение правил охраны и использования недр»; и др.

Также в Уголовном кодексе в разделе XI «Преступления против международного правопорядка» в гл. 50 «Преступления против мира и безопасности человечества» установлена ответственность за преступление «Экоцид. Массовое уничтожение флоры или фауны, отравление атмосферы или водных ресурсов, а равно совершение иных действий, которые могут привести или привели к экологической катастрофе» .

Кодекс КР о правонарушениях , заменил ранее принятые в 2017 г. Кодекс КР о нарушениях и Кодекс КР о проступках, в связи с принятием которых, в свою очередь, утратил силу Кодекс КР об административной ответственности 1998 года. Задачей Кодекса КР о правонарушениях «является правовое обеспечение охраны прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов юридических лиц, общественных и государственных интересов, охраны окружающей среды, порядка публичного управления от противоправных посягательств. Для осуществления указанных задач настоящий Кодекс устанавливает принципы и основания ответственности за совершение правонарушений, определяет, какие деяния являются правонарушениями, порядок рассмотрения дел о них, виды взысканий и дополнительных правовых последствий за их совершение» .

Кодекс КР о правонарушениях содержит раздел VII «Правонарушения против порядка управления в сфере обеспечения экологической, санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной, радиационной безопасности и охраны окружающей среды» в который наряду с другими включены гл. 23 «Правонарушения против порядка управления в сфере обеспечения экологической безопасности» ст. 203-213 и гл. 28 «Правонарушения против порядка управления в сфере охраны растительного и животного мира» ст. 253-270.

Ожидается, что реализация новых кодексов и законов приведет к созданию новой и эффективной судебно-правовой системы. Научный анализ результатов этих изменений и нововведений, их влияния на состояние правовой политики в сфере борьбы с правонарушениями, еще предстоит. Безусловно, вектор развития конституционно-правовой политики в экологической сфере задается ценностями, определенными в Конституции Кыргызской Республики. Эти ценности априори появились в правовой системе Кыргызстана в большей мере благодаря международному праву охраны окружающей среды. Реализация государством идей и принципов ответственности за правонарушения в экологической сфере, закрепленных в международных стандартах постепенно перестает быть лишь декларацией, обретает конкретику, преодолевается ментальность «фиктивности» и «второстепенности» международно-правовой ответственности за ущерб окружающей среде.

Список литературы Конституционно-правовая политика Кыргызской Республики и юридическая ответственность в сфере охраны окружающей среды

  • Рыбаков О. Ю., Пряхина Т. М. Конституционно-правовая политика. М., 2003. 235 c.
  • Малько А. В. Конституция и конституционно-правовая политика в современной России // Вестник Югорского государственного университета. 2014. №3 (34). С. 53-59.
  • Джумагулов А. М. Правовая политика Киргизской Республики: основные приоритеты, практика реализации, итоги формирования // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №2. С. 249-256.
Статья научная