Конституционно-правовой статус прокуратуры Кыргызской Республики

Автор: Кубатов И.К., Кайыпбекова А.К.

Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal

Рубрика: Юридические науки

Статья в выпуске: 4-2 (91), 2024 года.

Бесплатный доступ

В статье авторы проанализировали актуальные проблемы определения конституционно-правового статуса органов прокуратуры Кыргызской Республики, провели детальное исследование норм Конституции Кыргызской Республики и соответствующих законов, регулирующих работу органов прокуратуры. В статье автор отмечает, что закрепленный правовой статус прокуратуры Кыргызской Республики обязывает ее осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов.

Конституция, прокуратура, надзор, контроль, законность, правовой статус, правоохранительные органы

Короткий адрес: https://sciup.org/170204884

IDR: 170204884   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2024-4-2-21-25

Текст научной статьи Конституционно-правовой статус прокуратуры Кыргызской Республики

Центральное место в механизме государственной власти занимает государственный аппарат, включающий в себя совокупность органов государственной власти и тот особый слой людей, которых можно назвать государственными чиновниками или служащими, которые осуществляют профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Немаловажную роль в функционировании государственного аппарата играют органы прокуратуры Кыргызской Республики - централизованная система органов с подчинением нижестоящих прокуратур вышестоящей и Генеральной прокуратуре КР, осуществляющей свою деятельность независимо от других государственных органов.

В государственном аппарате решающее значение имеют три рычага, это конституция, народовластие и система разделения властей , при которой они взаимно уравновешивают и сдерживают друг друга.

Аппарат государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющие свойственные им функции. Основным элементом этой системы является орган государства, являющийся конституционной составной частью государственного аппарата и имеющий в соответствии с законом собствен- ную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующий с другими частями государственного механизма, образующими единое целое. Органы государства в системе органов государственной власти играют решающую роль.

Орган государства является самостоятельным элементом, действующим специализированно в системе других органов [1, с. 206]. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является там, наполняет их практическим содержанием. Об этом свидетельствует тот факт, что принимаемые Жогорку Кенешем Кыргызской Республики законы зачастую остаются пустыми декларациями или не исполняются в нужном объеме.

Деятельность государственного аппарата в цивилизованных странах основывается на принципе разделения властей. По мнению ученых-юристов, развитие государственного аппарата некоторых государств осуществляется своеобразно в рамках конституционного разделения властей.

Наиболее действенным из них является такой специфичный по своему устройству, системе и характеру взаимоотношений с другими государственными органами и организациями, по роду осуществляемой деятельности орган государства, как прокуратура КР.

Согласно статье 2 Конституционного закона Кыргызской Республики «О прокуратуре Кыргызской Республики» от 10 сентября 2021 года № 114 прокуратура является государственным органом, призванным обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление законности, а также защиту охраняемых законом интересов личности, общества и государства и составляет единую систему, на которую возлагается [2]:

  • -    надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами;

  • -    надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими следствие и оперативно-розыскную деятельность, следствие;

  • -    надзор за соблюдение законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан;

  • -    представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом;

  • -    поддержание государственного обвинения в суде;

  • -    уголовное преследование должностных лиц государственных органов;

  • -    возбуждение уголовных дел в отношении должностных лиц государственных органов и передача их для расследования в соответствующие следственные органы.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Кыргызской Республики участвуют в рассмотрении дел судами, вносят представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Прокуратура Кыргызской Республики принимает участие в правотворческой деятельности. В силу большого количества задач, стоящих перед этим государственным органом, в силу своеобразия выполняемых им функций, он является своеобразным «органом надзора» в процессе взаимодействия органов государственной власти, не всегда и не во всем строго от регламентированном и бесконфликтном.

Разработка различных концепций прокурорского надзора в последнее время стала излюбленным занятием многих правоведов. При этом порой доходят до прямого искажения исторических событий и фактов. К примеру, повсюду муссируется мысль о том, что по мере развития рыночных отношений будут сужаться пределы надзорной деятельности прокуратуры, т.е. прокуратуре нет места в системе строгого разделения ветвей власти, она ничто иное, как инструмент внеэкономического принуждения, ее существование противоречит святая святых демократии – правам и свободам личности [3, с. 34-35].

Следует при этом отметить, что существует некий примитивизм при определении надзорных полномочий органов прокуратуры и необходимости наделения его функцией высшего надзора. Происходит это от простого непонимания различий между контрольными и надзорными полномочиями.

Термин «контроль» с начала его появления употреблялся для обозначения определенного сличения, проверки. В Англии этим словом первоначально называли второй экземпляр списка, передаваемого одним финансовым агентом другому для сличения с оригиналом [4, с. 29].

В науке под социальным контролем понимается определенная система наблюдения и проверки процесса функционирования соответствующего объекта с последующим сообщением об обнаруженных недостатках, нарушениях, отклонениях компетентному органу для принятия необходимых мер. Существует точка зрения, согласно которой социальный контроль имеет только две разновидности – государственный и общественный. При этом прокурорский надзор включается в одну из разновидностей государственного контроля [5, с. 60]. Полагаем, что такое смешение надзорных и контрольных функций государственных органов не совсем оправдано. Хотя очевидным является и то, что в чистом виде ни надзора, ни контроля ни один такой орган не выполняет – говорить можно только о преобладании в функциональной деятельности того или иного госоргана контрольных или надзор- ных полномочий. Поэтому, когда прокурорский надзор рассматривается как разновидность социального контроля, на это трудно возразить, но, на наш взгляд, его никак нельзя рассматривать как форму государственного контроля.

Слово «надзор» происходит от слова «смотреть», но никак не от слова «наказать», то есть полномочием, которым обладают контролирующие органы. Следует отметить то, что отдельные правоведы при определении содержания прокурорского надзора, на наш взгляд совершенно необоснованно, предлагают включить туда такую чуждую функцию, как наказание виновных [6, с. 7]. Однако согласиться с этим, безусловно, мы не можем, поскольку это в чистом виде прерогатива судебных и административных органов.

Таким образом, прокуратура не может рассматриваться как исключительно карающий, наказывающий орган, а скорее должна представляться как орган, вся деятельность которого направлена на восстановление законности и справедливости в обществе.

В результате многогранной деятельности прокуратуры Кыргызской Республики за последние годы восстановлены нарушенные права десятков тысяч граждан, несколько тысяч должностных лиц привлечено к различным видам ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной). Почему надзор прокуратуры желательно назвать высшим? Вовсе не потому, что этот орган желает возвышаться над всеми другими. Довольно примитивное представление. Мы предлагаем это по той причине, чтобы просто уяснить, что на органы прокуратуры Конституцией возложена обязанность надзора за точным и единообразным исполнением законов всеми, в том числе и всевозможными другими контролирующими и надзорными органами.

Кроме того, прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в Кыргызской Республике - является одной из специфических, самостоятельных форм государственной деятельности. Она по существу может рассматриваться как одна из наиболее существенных гарантий по охране прав и законных интересов граждан, государства, юридических лиц и общественных организаций. Государственно-правовая природа института прокурорского надзора заключается в том, что он способствует укреплению режима законности в такой сложной сфере деятельности, как государственное, общественное и экономическое управление. Проводимая органами прокуратуры борьба с правонарушениями и их профилактике, несомненно, отражаются на общем состоянии законности, повышают роль и авторитет законов, усиливают доверие личности к государству и его органам.

Прокуратура Кыргызской Республики составляет единую систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Кыргызстана. Она осуществляет свои полномочия независимо от других государственных органов, должностных лиц и подотчетна Президенту и Парламенту КР. Из указанных положений можно вывести, по крайней мере, три характерные для прокуратуры черты.

Первая - это то, что прокуратура Кыргызской Республики составляет единую централизованную систему, следовательно, она является особой, обособленной от других государственных органов системой.

Вторая её черта вытекает из первой -прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от других государственных органов и должностных лиц. Это означает, что ни один орган государства, начиная с Кабинета Министра до местных исполнительных органов, ни одно из звеньев судебной системы, ни одно должностное лицо не вправе вмешаться в деятельность всех органов прокуратуры. Таким образом, правовой статус органов прокуратуры КР весьма разнообразен и включает рассмотрение ряда жизненноважных вопросов.

Прокуратура, согласно Конституции Кыргызской Республики, является «органом государственной власти Кыргызской Республики со специальным статусом», осуществляющим надзор и не входящим в состав никаких ветвей власти. В период существования СССР прокуратуру объединяли в один раздел с правосудием и арбитражем, что противоречило теории разделения властей.

Предлагалось также указать в Конституции, что высший надзор прокуратуры осуществляется ею от имени государства, показав тем самым, особую роль прокурорского надзора в системе контроля и надзора за исполнением законов.

Законом определены конкретные формы реагирования прокурора на выявленные или ставшие ему известными фактов нарушений законности. Это протест, представление, предостережение, предписание, указание, постановление, обращение в суд. Более подробно данные формы прокурорского реагирования будут рассмотрены нами ниже, при освещении обще надзорных и надзорных за следствием функций.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством и другими законодательными актами Кыргызской Республики. Таким образом, законодательством Кыргызской Республики предусмотрен довольно обширный спектр полномочий органов прокуратуры при осуществлении ими надзора за соблюдением законов.

Обобщая сказанное, можно прийти к выводу, что несмотря на наличие довольно обширных прав прокуроров, все еще имеются моменты, введение которых способствовало бы не только дальнейшему развитию самих органов прокуратуры, но и основ государственности вообще.

Прокуратура отличается от любых других органов, на которые в той или иной мере возложено обеспечение законности, тем, что обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности и правопорядка является основной целью ее деятельности.

Достижение прокуратурой этой цели обеспечивается нормой закона, предусматривающей, что прокуратура составля- ет единую систему, с подчинением нижестоящих прокуроров только вышестоящему и Генеральному прокурору Кыргызской Республики.

Сосредоточение всей деятельности прокуратуры на достижении указанной основной цели определяет роль прокуратуры в государственном механизме, функционировании государства. Прокуратура - необходимый элемент государственного механизма разделения и взаимодействия властей, системы сдержек и противовесов.

Государство и каждая из ветвей единой государственной власти не могут нормально функционировать, если законность не обеспечивается с помощью осуществления прокуратурой надзора за применением законов. Органы исполнительной власти действуют на основании принципа осуществления контроля вышестоящими органами за деятельностью нижестоящих, в том числе и, прежде всего в части исполнения законов и иных нормативных актов, каждым из них. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов всей системой исполнительной власти и на всех ее уровнях. Этот надзор по своим параметрам является высшим и, как показано выше, независимым, в отличие от ведомственного и вневедомственного контроля. В нем гарантия обеспечения государством законности.

Прокуратура по направленности и характеру своей деятельности является как бы ядром системы надзорных и контролирующих органов государства, в определенной мере, объединяющим в процессе осуществления своей надзорной деятельности все виды и уровни этой системы.

Таким образом, в статье рассмотрено правовое конституционное положение такого органа государственного механизма КР, как прокуратура в свете реализации положений государственной правовой реформы; в частности, акцентировалось внимание на определении места прокуратуры в системе органов государственной власти, классифицированных согласно теории разделения властей.

Список литературы Конституционно-правовой статус прокуратуры Кыргызской Республики

  • Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - Москва: Наука, 1998. - 206 с.
  • Конституционный закон Кыргызской Республики "О прокуратуре Кыргызской Республики" от 10 сентября 2021 года № 114.
  • Сиренко В. Прокуратура и российская демократия // Прокурорская и следственная практика. - 1997. - № 2. - С. 34-35.
  • Игошев К.Е. Социальный контроль и профилактика преступлений. - Горький, 1976. - 29 с.
  • Уголовно-исполнительное право России // Под ред. Филимонова О.В. - М., 2000. - С. 60-61.
  • Прокурорский надзор. Курс лекций // под редакцией Винокурорва Ю.Е. - М., 2000. - С. 7.
Статья научная