Конституционные принципы организации судебной власти в зарубежных странах СНГ и Балтии

Автор: Худолей К. М.

Журнал: Вестник Прикамского социального института.

Рубрика: Юриспруденция

Статья в выпуске: 1 (91), 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается организация судебной власти в зарубежных странах СНГ и Балтии. Отмечается изменение судебной системы в этих странах по сравнению с советским периодом. Обращается внимание на то, что во многих странах наметилась тенденция по созданию множественной системы судов, а также специализированных судов.

Конституция, суд, судебная система, правосудие, страны СНГ и Балтии

Короткий адрес: https://sciup.org/14126437

IDR: 14126437

Текст научной статьи Конституционные принципы организации судебной власти в зарубежных странах СНГ и Балтии

В конституциях зарубежных стран СНГ и Балтии установлены принципы организации судебной власти, которые определяют судебную систему, порядок назначения судей, статус судей, принципы судопроизводства и некоторые иные. Судебная система в странах СНГ и Балтии претерпела значительные изменения по сравнению с советским периодом. Одной из главных тенденций стало создание множественной системы судов и специализированных судов.

В зарубежных странах СНГ и Балтии предусмотрено создание единой и множественной системы судов. Единая система судов, которую возглавляет единственный высший судебный орган, предусмотрена в Эстонии, но даже в этой республике допускается создание специальных судов для рассмотрения отдельных категорий дел. Как правило, в зарубежных странах СНГ и Балтии используется множественная система судов, которую составляют несколько независимых друг от друга ветвей судов, во главе каждой из них стоит высший суд (суды об

щей юрисдикции, экономические суды, конституционный суд). Достаточно часто предусматривается создание специализированных судов [1, с. 47]. Например, в Литве созданы специализированные суды для разрешения административных, семейных и трудовых споров. Также достаточно часто создаются специализированные административные суды (Беларусь, Узбекистан, Казахстан) [2, c. 32]. В ряде стран военные суды составляют самостоятельную судебную ветвь (Таджикистан), но обычно военные суды рассматриваются как структурные элементы судов общей юрисдикции. В Грузии и Латвии вообще запрещено создавать военные суды в мирное время. Создание чрезвычайных судов, не предусмотренных судебной системой, не допускается. В судебную систему не входят третейские суды. Системы судов являются, как правило, иерархически многоступенчатыми. Так, в системе судов общей юрисдикции выделяют местные суды или участковые суды, окружные или территориальные суды (областей и автономных образований), верховный суд. Примечателен опыт Азербайджана, в котором действуют суды по тяжким уголовным делам в системе судов общей юрисдикции и военных трибуналов для рассмотрения таких дел в качестве суда первой инстанции. Пересмотр решений нижестоящих судов они не осуществляют. Юрисдикция таких судов распространяется на всю страну за исключением автономной Нахичеванской области [3, с. 17]. Однако основным судебным органом первой инстанции является местный суд, который создается в городе, районе, судебном участке. Территориальные или окружные суды, как правило, являются судами апелляционной инстанции, поэтому в Азербайджане, Армении и на Украине они называются апелляционными судами. Верховный суд является высшей кассационной инстанцией (поэтому в Армении высший судебный орган называется Кассационным судом). Кроме того, в отдельных странах верховный суд осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов, дает разъяснения по вопросам судебной практики (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Беларусь). Однако в большинстве стран пересмотр дела в порядке надзора не допускается.

Иную систему имеют специализированные суды, например экономические. Экономические суды (хозяйственные суды в Беларуси, Узбекистане и на Украине) разрешают возникающие в экономической сфере и в процессе ее управления хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями, организациями, основанными на различных формах собственности, а также между предпринимателями. Как правило, низшие звенья экономических судов создаются только в административно-территориальных единицах второго звена и в автономиях, а не в городах и районах.

Система экономических (арбитражных) судов нередко претерпевала свои изменения. В Кыргызстане действовавшие до 2010 года арбитражные суды были переформатированы в суды общей юрисдикции. В Армении в 1996 году в рамках общей концепции реформирования судебной власти также предполагалось создать экономические суды в этой республике, но законодатель пошел по пути наделения правами рассмотрения экономических споров судов общей юрисдикции [4]. На Украине систему экономических судов образуют хозяйственные суды областей, апелляционные хозяйственные суды и Высший хозяйственный суд Украины. После конституционной реформы 2014–2019 годов на Украине также созданы Высший антикоррупционный суд (единственный в своем роде на постсоветском пространстве) и Суд по интеллектуальным правам [5, с. 53].

Во всех странах СНГ и Балтии кроме Туркменистана созданы органы конституционного контроля, но в Эстонии эти функции выполняет Конституционная палата Государственного суда. В некоторых зарубежных странах СНГ и Балтии не раз менялась правовая основа деятельности данных органов. С одной стороны, в Казахстане в 1993–1995 годах действовал Конституционный суд, но с принятием новой Конституции Республики Казахстан этот орган был преобразован в Конституционный совет. С другой стороны, на Украине и в Таджикистане комитеты конституционного надзора были преобразованы в конституционные суды. В Белару- си, Казахстане и Кыргызстане выдвигались идеи о передаче функций конституционного контроля верховному суду [6, с. 27]. В Кыргызстане с 1993 по 2010 год действовал Конституционный суд, впоследствии его функции были переданы Верховному суду, но в 2021 году Конституционный суд возобновил свою работу. Можно отметить ориентацию стран ближнего зарубежья в построении органов конституционного контроля на европейскую (австрийскую модель). При этом в Казахстане до недавнего времени применялась французская модель деятельности конституционного совета, а в Эстонии и до недавнего времени в Кыргызстане – англо-саксонская с некоторыми изъятиями.

Дела, кроме тех, что рассматривают местные суды, в большинстве стран разрешаются профессиональными судьями коллегиально. При этом в ряде стран допускается рассматривать дела с участием присяжных заседателей (Украина, Грузия, Казахстан, Кыргызстан), народных заседателей (Украина). При этом присяжные заседатели (обычно их двенадцать человек) выносят вердикт о виновности-невиновности подсудимого, а профессиональный судья только определяет меру наказания подсудимому, признанному виновным в совершении преступления. В то же время народные заседатели наравне с профессиональным судьей участвуют в рассмотрении дела и вынесении решения. Народные заседатели имеют такой же процессуальный статус, что и профессиональный судья. Как правило, при рассмотрении дела судебная коллегия состоит из двух народных заседателей и одного профессионального судьи. В специализированных судах обычно дела рассматриваются коллегиями профессиональных судей.

Судьи назначаются или выбираются (народные заседатели и присяжные заседатели). Судьи верховных судебных органов назначаются президентом единолично (Туркменистан), либо назначаются по представлению главы государства парламентом (большинство зарубежных стран СНГ и Балтии), либо верхней палатой парламента (Таджикистан, Казахстан, Узбекистан), либо надпарламентским органом (Беларусь).

Судьи местных (участковых) и территориальных (окружных) судов назначаются, как правило, главой государства. Однако в Азербайджане Милли Меджлис по представлению Президента назначает судей апелляционных судов. В Латвии Сейм назначает всех судей страны самостоятельно. В ряде стран назначение судей осуществляется с согласия органа судейского сообщества или органа, осуществляющего административные функции в сфере правосудия (Литва, Кыргызстан, Армения, Украина, Молдова, Таджикистан, Грузия, Казахстан).

Кандидат на пост судьи должен достигнуть возраста 25 лет в Казахстане и на Украине, 30 лет – в Азербайджане и в Грузии. Кандидат на пост судьи должен иметь высшее юридическое образование, стаж по юридической профессии. Например, кандидат на пост судьи в Казахстане должен иметь стаж по юридической профессии два года, на Украине – три года, в Азербайджане, Грузии – пять лет. В ряде стран кандидат на должность судьи должен сдать квалификационный экзамен (Казахстан). На Украине кандидат на судейскую должность обязан постоянно проживать в стране не менее 10 лет и знать государственный язык. Достижение установленного возраста (например, 65 лет в Армении) является основанием для отставки судьи.

Конституции зарубежных стран СНГ и Балтии закрепляют принципы статуса судей:

  • 1.    Несменяемость. Судьи назначаются пожизненно либо на определенный срок. Например, судьи назначаются на срок пять лет в Узбекистане, 10 лет – в Таджикистане. Во многих странах первоначально судья назначается на срок пять лет (в Грузии на три года), а в дальнейшем – бессрочно (Украина, Молдова, Кыргызстан). Судью при совершении им преступления смещает орган, его назначивший.

  • 2.    Неприкосновенность. Как правило, судья не может быть арестован, задержан, подвергнут обыску, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке без согласия органа, назначившего судью (парламента или президента), или органа судейского сообщества (в Армении – Совета судей).

  • 3.    Несовместимость должности судьи с другими занятиями. В законодательстве большинства стран установлено, что судьи не могут занимать никакие другие выборные или назначаемые должности, осуществлять предпринимательскую, коммерческую или иную оплачиваемую деятельность, кроме научной, педагогической и творческой.

  • 4.    Независимость. Судьи независимы от органов исполнительной и законодательной власти, от партий и общественных объединений. При осуществлении своей деятельности судьи руководствуются конституцией и законами. В законодательстве также установлены дополнительные материальные гарантии судьям в получении жилья, финансировании их деятельности. Личность судей и членов их семей находятся под защитой государства.

  • 5.    Право судей на органы судейского сообщества (Украина, Кыргызстан, Грузия, Литва, Беларусь). При этом в отдельных странах также созданы специальные органы, осуществляющие административные и дисциплинарные функции по отношению к судьям (Кыргызстан, Грузия, Украина, Таджикистан, Молдова, Казахстан, Армения). В состав этих органов входят представители законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти и общественных объединений.

Суд осуществляет правосудие на основе принципов, которые закрепляются в ряде конституций зарубежных стран СНГ и Балтии (например, в ст. 129 Конституции Украины):

  • 1.    Осуществление правосудия только судом. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функции другими органами или должностными лицами не допускается.

  • 2.    Законность. Судья при осуществлении правосудия независим и руководствуется только конституцией и законами. Суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные конституцией права и свободы человека и гражданина.

  • 3.    Состязательность сторон и равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом независимо от возраста, пола, национального, имущественного происхождения, религиозных и политических убеждений.

  • 4.    Язык судопроизводства. Судопроизводство ведется на государственном языке. Лица, не владеющие государственным языком или не говорящие на нем, имеют право знакомиться со всеми документами и материалами дела, изъясняться в суде через переводчика. В соответствии с законом судопроизводство может вестись и на языке, приемлемом для большинства лиц, участвующих в судебном процессе.

  • 5.    Гласность и открытость судебного процесса. Закрытое рассмотрение дел допускается в случаях необходимости неразглашения государственной или иной охраняемой законом тайны (усыновления, например).

  • 6.    Обязательность решений суда. Акты судебной власти обязательны для всех государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.

  • 7.    Ответственность государства в случае незаконного осуждения, вынесения ошибочного судебного решения.

  • 8.    Доступность правосудия. Доступность правосудия обеспечивается созданием судебных учреждений по административно-территориальному принципу, установлением сроков рассмотрения дел. Размер государственной пошлины за рассмотрение дел в судах не должен быть чрезмерным. Особо предусматриваются случаи рассмотрения дел судами бесплатно.

Конституционные принципы организации судебной власти находятся в постоянном развитии, что обусловлено задачами построения демократического правового государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Реализация этих конституционных формулировок невозможна без такой организации судебной власти, которая является независимой и самостоятельной во взаимоотношениях с другими ветвями власти.

Список литературы Конституционные принципы организации судебной власти в зарубежных странах СНГ и Балтии

  • Серобян А. Г. К вопросу о конституционно-правовых тенденциях развития судебной власти в государствах – членах Евразийского экономического союза // Международное публичное и частное право. 2019. № 3. С. 46–48.
  • Брежнев О. В. Становление системы административных судов в Республике Узбекистан: проблемы и перспективы // Российский судья. 2020. № 10. С. 31–35.
  • Клеандров М. И. Судебные системы государств-участников СНГ: законодательное обеспечение. М., 2002. 623 с.
  • Эксклюзивное интервью председателя Кассационного суда Армении Ованнеса Манукяна информационному агентству «АРКА» [Электронный ресурс]. URL: http://arka.am/ru/news/interview/865/ (дата обращения: 24.03.2022).
  • Коструба А. В. Реформа судебной системы в Украине 2014–2019 годов: основные достижения // Администратор суда. 2020. № 3. С. 52–56.
  • Вишняков В. Г., Пяткина С. А. Некоторые аспекты общего и особенного в новых конституциях государств Содружества // Сравнительный обзор законодательства государств-участников СНГ. М., 1995. Ч. 1. С. 26–28.
Статья научная