Конституционный суд Кыргызской Республики в системе органов государственной власти Кыргызской Республики

Автор: Шерипов Н.Т., Акбаралиев М.Б.

Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki

Рубрика: Юридические науки

Статья в выпуске: 6 т.10, 2024 года.

Бесплатный доступ

Рассматривается особое место Конституционного Суда Кыргызской Республики в системе органов государственной власти по охране Конституции, его конституционно-правовой статус. Проведен анализ мнений, ведущих ученых и судей, исследовавших вопросы, связанные с ролью Конституционного суда Кыргызской Республики в системе государственной власти и его статусом. В ходе исследования сделан выводу, что Конституционный суд Кыргызской Республики в своей деятельности определяет правовые позиции, связанные с источниками конституционного права.

Конституционный суд кыргызской республики, судебная власть, государственная власть

Короткий адрес: https://sciup.org/14130189

IDR: 14130189   |   DOI: 10.33619/2414-2948/103/55

Текст научной статьи Конституционный суд Кыргызской Республики в системе органов государственной власти Кыргызской Республики

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice

УДК 342.565.2                                     

Государственные органы, осуществляющие правовую охрану конституции, делятся на две основные группы. В первую группу, определяемую исследователями как первичное звено по обеспечению конституционности, входят представительные и исполнительные органы, суды общей юрисдикции, арбитражные суды и прокуратура. Во вторую группу входит Конституционный суд, который в императивной форме выполняет корректирующую функцию: его решения должны вырабатываться как «образцы» обеспечения конституционности, воспринимаемые иными публичными органами.

В отношении специализированных органов по охране конституции в зарубежном законодательстве и науке сложились различные точки зрения. Например, Конституция ФРГ содержит основные положения, регулирующие организацию и деятельность Федерального Конституционного суда, содержащиеся в разделе о правосудии. Орган конституционного контроля, наблюдающего за соблюдением не только конкретных норм, но и принципов Конституции, находится в одном ряду с другими федеральными органами: Бундестаг, Бундесрат, Президент или Федеральное Правительство [1].

Фактически конституционные суды зарубежных стран не составляют единой системы с общественными судебными органами. В то же время существует точка зрения, согласно которой «западная доктрина преимущественно трактует конституционный суд как элемент судебной власти, причем независимо от способов ее локализации в общей конституционной системе власти» [2].

В Кыргызской Республике существует система множественности судов и обязательно действует конституционная юстиция. Поэтому судебный контроль, в данном случае в Кыргызской Республике может осуществляться в двух направлениях: во-первых, контроль со стороны судов общей юрисдикции; во-вторых, контроль, осуществляемый Конституционным судом. Место Конституционного суда Кыргызской Республики в системе органов государственной власти определено Конституцией Кыргызской Республики. Глава 4 Конституции Кыргызской Республики содержит нормы, комплексно регулирующие деятельность судов различной юрисдикции. Согласно нормам Конституции, судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и иных форм судопроизводства, предусмотренных законом. Судебная система Кыргызской Республики устанавливается Конституцией и законами, состоит из Конституционного суда, Верховного суда и местных судов.

Конституционный суд является высшим органом судебной власти, осуществляющим конституционный контроль посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции. То есть, Конституционный суд является высшим органом судебной власти по защите Конституции. Конституционный Суд Кыргызской Республики является судебным органом, частью судебной системы. К тому же порядок перечисления судов в Конституции свидетельствует о том, что Конституционный суд является высшим органом правосудия.

По мнению Р. М. Мырзалимова, положение в системе судебной власти определяется не местом суда в системе этих органов, а характером и содержанием деятельности Конституционного суда, его полномочиями, влиянием на правотворчество и правоприменение [3]. Такое положение конституционного суда в системе высших органов власти определено самой конституцией, и, по мнению Л. В. Лазарева, определяют: конституционную компетенцию суда, юридическую силу принимаемых им актов, роль в обеспечении баланса властей, не поднадзорность никаким инстанциям [4].

В юридической литературе существуют различные точки зрения о месте конституционного суда в системе органов государственной власти, которые можно объединить в несколько групп. Наиболее распространенной является точка зрения о наличии четырех и более ветвей государственной власти. Современные исследователи под разделением властей понимают разграничение ее функций на: законодательную, управленческую и правосудия, осуществляемые различными органами. Поэтому, по мнению С. Крылова, фундаментальные ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная) не исключают существование иных функциональных самостоятельных правовых институтов [5].

По мнению автора конституционный контроль не может быть представлен как отдельная ветвь власти, в частности, в Кыргызской Республике. Во-первых, Конституция Кыргызской Республики одним из конституционных принципов организации государственной власти устанавливает ее разделение на законодательную, исполнительную и судебную. Во-вторых, конституционный контроль как вид деятельности выполняется разными органами государственной власти, которые относятся к разным ветвям власти согласно принципу разделения властей. В-третьих, если выдвигается идея разделения государственной власти, где будет предусмотрена контрольная власть, то критерий деления должен быть иной, чем утвердившаяся система принципа разделения властей.

В Кыргызской Республике сложилась своя структура государственных органов, в которой Конституционный суд занимает свое особое положение. Определяя место Конституционного суда в системе органов государственной власти, Р. М. Мырзалимов предлагает рассмотреть в двух аспектах: Конституционный суд в системе разделения властей и Конституционный суд в рамках судебной власти [3].

В первом аспекте Конституционный суд Кыргызской Республики выступает высшим государственным органом, поскольку стоит в одном ряду с Президентом Кыргызской Республики, депутатами Жогорку Кенеша, Кабинетом Министров Кыргызской Республики. Во втором случае Конституционный суд является органом судебной власти и конституционного контроля. Согласно Р. М. Мырзалимову Кыргызстан, прошел через два этапа конституционного реформирования. Первый – эволюционный, отражавший начальный этап трансформации партийно-государственного социализма в либерально-демократическое постиндустриальное общество западного типа; второй – революционный, характеризовавшийся принятием новых конституций и динамизмом конституционного процесса [7].

Роль и авторитет Конституционного суда Кыргызской Республики напрямую зависит от квалифицированного исполнения судьями своих обязанностей, правовой статус которых регулируется Конституционными Законами КР «О Конституционном суде Кыргызской Республики» от 15 ноября 2021 года №133. В соответствии с вышеуказанными законами судьи Конституционного суда независимы и подчиняются только Конституции Кыргызской Республики. Провозглашается неприкосновенность судей, недопустимость вмешательства в их деятельность, а также воздействие на них в какой бы то ни было форме с целью воспрепятствования их деятельности. В течение срока полномочий судьи Конституционного суда несменяемы. Они не могут быть лишены полномочий, ограничены в полномочиях, уволены с работы за исключением случаев, предусмотренных законодательством страны. Деятельность Конституционного суда по вопросам конституционного судопроизводства не подотчетна. Судья Конституционного суда не может быть подвергнут принудительным мерам медицинского характера, признан недееспособным или ограничен в дееспособности без согласия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики на возбуждение в суде соответствующего производства. Судья Конституционного суда не может быть подвергнут каким-либо мерам воздействия за высказанное им мнение в порядке конституционного судопроизводства.

Право принимать решение об освобождении судей от занимаемой должности следует передать Конституционному суду, поскольку он сам готовит заключение о прекращении полномочий судьи. Закрепление этого положения, на наш взгляд, будет способствовать обеспечению правовых гарантий защищенности судьи и независимости Конституционного суда от других ветвей власти, в данном случае от законодательной.

Конституционный Суд Кыргызской Республики является неотъемлемой частью судебной системы, т.к. является органом судебной власти. Но выражение «высший орган судебной власти по защите Конституции» означает, что есть органы, которые ему подчиняются или есть «вертикаль» нижестоящих конституционных судов. Например, Верховный Суд Кыргызской Республики является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, экономическим, административным и иным делам, подсудным местным судам, и осуществляет надзор за их деятельностью в форме пересмотра судебных актов по обращениям участников судебного процесса в порядке, предусмотренном законом [6].

У Конституционного суда подобной «вертикали» судов нет. Суды, которые рассматривают гражданские, уголовные, административные дела, определяются как суды общей юрисдикции. Суд, призванный защищать конституцию, определяется как орган конституционной юрисдикции. Поэтому, в Конституции страны, следовало бы указать на то, что Конституционный суд — это не высший орган судебной власти, а судебный орган, обеспечивающий конституционную законность. Тем самым Конституционный суд признается: во-первых, частью судебной власти; во-вторых, который осуществляет функцию государственного судебного конституционного контроля.

Список литературы Конституционный суд Кыргызской Республики в системе органов государственной власти Кыргызской Республики

  • Нудель М. А. Конституционный контроль в капиталистических государствах. М., 1968. 223 с.
  • Овсепян Ж. И. Судебный конституционный контроль в Российской Федерации: проблемы деполитизации (сравнительный анализ) // Государство и право. 1996. №1. С. 32-42.
  • Мырзылимов Р. М. Вопросы конституционного правосудия в Кыргызстане: Бишкек: Технология, 2001. 220 с.
  • Лазарева Л. В. Особенности правового статуса субъектов судебно-экспертной деятельности // Актуальные проблемы российского права. 2019. №4 (101). С. 111-117. DOI: 10.17803/1994-1471.2019.101.4.111-117 EDN: DZPSUP
  • Крылова Е. Г. Принцип разделения властей в организации государственной службы // Государство и право. 2007. №11. С. 12-19. EDN: IBOTWF
  • Дехканова Ж. А., Смадияров Т. К. Конституционный суд Кыргызской Республики: вопросы организации и пути решения // Современные технологии. Технические и естественные науки. 2023. С. 41-45. EDN: BNXGBX
  • Мырзалимов Р. М., Гаврилов С. О., Шамшиева М. Система конституционного контроля в Кыргызской республике (история становления и современное состояние) // Юридическая наука. 2023. №9. С. 52-58. DOI: 10.58351/230624.2023.68.71.002 EDN: VMFORJ
Еще
Статья научная