Конструкции с инфинитивом как экспликаторы модального значения необходимости в документных текстах

Бесплатный доступ

В статье на примере анализа распорядительных документов Балтийского федерального университета им. И. Канта показана функционально-прагматическая значимость языковой категории модальности в реализации целевых установок документных текстов. Особое внимание уделено рассмотрению одного из ключевых значений данной категории - значения необходимости, являющегося наиболее актуальным для текстов официально-делового стиля. Установлено, что основным языковым средством реализации модального значения необходимости в его частных семантических разновидностях (значений долженствования, потребности, целесообразности и т. п.) в документных текстах являются инфинитивные конструкции. Выделены три группы таких конструкций: предложения с независимым инфинитивом, предложения с объектным зависимым инфинитивом в сочетании с перформативным глаголом, предложения с субъектным зависимым инфинитивом в сочетании с модальными модификаторами. Вместе с тем подчеркивается условность такого разделения, поскольку часто усиление воздействия документных текстов происходит в результате привлечения со- ответствующих модальных средств (сочетаний с модальными предикативами, перформативных глаголов), относящихся к разным группам. Функционально-семантический анализ инфинитивных предложений с модальной семантикой необходимости в распорядительных документных текстах (приказах, распоряжениях) позволил показать их роль не только как функционально-структурного, но и как прагматического компонента в системе средств выражения модальных значений, служащих решению задач речевой коммуникации.

Еще

Документный текст, модальность, распорядительная документация, модальное значение необходимости, волеизъявление, инфинитивные конструкции

Короткий адрес: https://sciup.org/14969956

IDR: 14969956   |   DOI: 10.15688/jvolsu2.2016.1.12

Текст научной статьи Конструкции с инфинитивом как экспликаторы модального значения необходимости в документных текстах

DOI:

Современные исследования в области лингвистики характеризуются возрастающим интересом к изучению функциональной значимости языковых единиц и категорий в различных коммуникативно-прагматических ситуациях, когда предметом конкретного анализа становится не собственно язык как система знаков, а язык как средство достижения определенной цели в процессе коммуникации. С этой точки зрения текст, как указывает А.Ю. Маслова, «соотносится со сферой общения, жанром, где выявляются его коммуникативная целесообразность использования языковых ресурсов в той или иной сфере и ситуации общения, соответствие их целевой установке говорящего; осуществляется выход во внешнюю среду, вплоть до широкого социокультурного контекста, за рамки языковой системы» [10, с. 26].

К числу функционально-семантических категорий, «посредством которых устанавливается смысловая связь высказывания с вне-языковой действительностью и реализуется его коммуникативный потенциал» [5, с. 120], принадлежит категория модальности, обладающая богатым планом содержания и широким набором средств его выражения. Применительно к документным текстам, содержательную основу которых составляют организационно-правовые, распорядительные, информационно-справочные документы и договоры, наиболее значимым является один из составных компонентов категории модальности – значение необходимости, поскольку его реализация осуществляется в тех ситуациях, при которых, как отмечает О.Л. Кочеткова, «перед субъектом стоит проблема не выбора, а, скорее, согласования собственной воли с “волей” необходимых обстоятельств, не позволяющих ему проявлять инициативу, направляющих его деятельность в строго определенное (единственно возможное) русло» [8, с. 10]. Таким образом, в большинстве своем условия, устанавливающие соответствующий тип связи субъекта и действия, определяются какими-либо общественными, юридически оформленными законами, что наиболее ярко реализуется в текстах официально-делового характера. Многообразие факторов (причины законодательного, экономического, социального, морально-этического характера), детерминирующих возникновение ситуации необходимости, дает возможность выделить ее частные модальные значения, в состав которых исследователями включаются долженствование, потребность, неизбежность и вынужденность (см. о этом подробнее: [6, с. 9]).

В документных текстах основным языковым средством реализации модального значения необходимости в его частных семантических разновидностях являются инфинитивные конструкции. Данный факт согласуется с общей высокой употребительностью инфинитивных конструкций в текстах официально-делового стиля, отмечаемой рядом исследователей (см., например: [4; 9]), что представляется вполне закономерным, поскольку, обладая широкой модальной емкостью, инфинитив «в сочетании с глаголами модальной окраски выражает прежде всего многообразие модальных значений, выражаемых обычно формами косвенных наклонений» [7, с. 490], и способен участвовать в выражении отнесенности действия (состояния) к субъекту разной степени конкретизации: к реальному или потенциальному, определенному или неопределенному, конкретному или обобщенному производителю действия, носителя состояния.

С точки зрения специфики выражения модального значения необходимости инфинитивные конструкции условно можно разделить на три группы: предложения с независимым инфинитивом (например: Стоять! ; Не курить! ), предложения с объектным зависимым инфинитивом в сочетании с перформативным глаголом (например: прошу выполнить эту работу ; требую наказать виновных ), предложения с субъектным зависимым инфинитивом в сочетании с модальными модификаторами (например: необходимо выполнить эту работу ; следует пройти тестирование ; вы должны обязательно прийти на собрание и т. п.).

Среди выделенных групп инфинитивных конструкций особое место занимают предло- жения с независимым инфинитивом, характеризующиеся «повышенной модальной нагрузкой» [3, с. 76] и имеющие длительную традицию функционирования в различных жанровостилистических разновидностях русского языка, в том числе и в памятниках русской деловой письменности старшего периода (см. об этом подробнее: [2; 3; 6]). При этом сама грамматическая природа конструкций с независимым инфинитивом обусловливает их значительный потенциал не только для экспликации частных модальных значений необходимости, но и для обогащения этих значений дополнительной модальной семантикой волюнтативности.

Продемонстрируем вышесказанное на примере анализа распорядительных документов (приказов и распоряжений) Балтийского федерального университета (БФУ) им. И. Канта за 2014–2015 годы.

Так, в распорядительных документах большая часть инфинитивных предложений выражает семантику долженствования, что представляется вполне логичным, поскольку обозначаемое в них потенциальное действие связано с выполнением его субъектом определенной социально-ролевой функции, которая определяется какими-либо общественными, юридически оформленными законами, традициями, обстоятельствами и т. п.

При этом в соответствующих документах субъект действия, как правило, выражен грамматически – именем существительным в форме дательного падежа. Например:

В целях исполнения письма первого заместителя министра образования и науки Российской Федерации от 2 октября 2015 года № НТ-1027/12, поручения Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2015 года № РД-П4-227сс и в рамках проведения Всероссийской штабной тренировки по гражданской обороне в период с 6 по 8 октября 2015 года директорам институтов, руководителям структурных подразделений БФУ им. И. Канта:

  • 1.    Организовать и провести занятия по основам безопасности жизнедеятельности.

  • 2.    Провести тренировки по защите обучающихся и работников институтов и структурных подразделений от чрезвычайных ситуаций. <…>

    На основании статьи 32 постановления Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», статьи Федерального закона РФ от 28 марта 1998 г. № 253

«О воинской обязанности и военной службе»2. Ответственным лицам выдать повестки студентам перечисленных курсов под роспись и обеспечить им возможность явки в военный комиссариат для уточнения документов воинского учета в период октября, ноября 2015 года по дням и времени, указанным в повестках.

В документах, содержащих более широкую распорядительную информацию, субъект действия, обязательного к исполнению, не эксплицирован, чем подчеркивается его обобщенный характер.

Например, в приказе о переходе на федеральный государственный образовательный стандарт:

На основании приказа Минобрнауки России от 06.03.2015 г. № 176 «Об утверждении федерального государственного стандарта высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Доку-ментоведение и архивоведение (уровень бакалавриата)» осуществить переход с одной образовательной программы <…>.

При совпадении рабочих программ дисциплин (модулей), практик в содержательной части <…> провести перезачет <…>.

В приведенных примерах уже в констатирующей части документных текстов содержится информация о предписывающем характере этих документов, обязательных для исполнения (письмо первого заместителя министра образования и науки РФ, статья 32 постановления Правительства РФ и приказ Минобрнауки), действие мыслится как вменяемая определенному субъекту (или группе субъектов) обязанность, исполнение которой ограничивается рамками определенной ситуации.

Кроме того, в ряде инфинитивных предложений императивность как доминирующее свойство распорядительных документов часто становится превалирующей. Например, в большинстве приказов по основной деятельности БФУ им. И. Канта в распорядительной части эксплицитно, помимо основного частного модального значения долженствования, репрезентируется и дополнительное модальное значение волеизъявления, выраженное перформативными глаголами приказываю, обязываю, которые в составе инфинитивных предложений регламентируют отношения между адресатом и адресантом посредством конкрет- ных предписаний: обеспечить информационную поддержку менеджеров; организовать проведение социологического мониторинга; провести отбор лучших докладов и предоставить их в адрес руководителя и студенческого научного общества; установить дату проведения пленарного заседания; довести настоящий приказ / настоящее распоряжение до директоров институтов; усилить контроль за соблюдением приказа.

Следует также отметить, что облигатор-ность, содержащаяся в инфинитивных предложениях приказов и распоряжений, может усиливаться с помощью языковых маркеров (лексических единиц и словосочетаний), указывающих на предначертанность, заданность каузируемого действия, определяемого адресатом сообщения как единственно возможного и подлежащего в силу этого обязательному исполнению. Например:

Студентам очной формы обучения, подлежащим флюорографическому обследованию (списки предоставлены), срочно пройти данное обследование до 25.05.2015 г.

Преподавателям, ранее не принимавшим участие в проектах по наполнению базы данных АСУ Портал тестирования БФУ им. И. Канта, в период до 1 апреля 2015 года в обязательном порядке разработать тестовые материалы для наполнения базы данных АСУ Портал тестирования БФУ им. И. Канта. <…>

  • <… > довести настоящий приказ до директоров институтов и высших школ в трехдневный срок .

Вариативность инфинитивных предложений, отражающих разнообразие побудительных ситуаций, непосредственным образом сказывается и на содержании их модального плана в рамках рассматриваемых официально-деловых текстов. Так, в приказах и распоряжениях можно выделить инфинитивные предложения, реализующие модальное значение потребности – целесообразности выполнения определенного действия, которое рассматривается адресантом как наиболее оптимальный способ достижения положительного результата:

В целях оптимизации учебного процесса

ПРИКАЗЫВАЮ:

  • 1.    Оформить расписание учебных занятий на I семестр 2015/2016 учебного года через автомати-

    зированную систему управления расписанием университета до 20.08.2015 г.

  • 2.    Предоставить расписание учебных занятий на I семестр 2015/2016 учебного года в бумажной версии за подписью директора института/выс-шей школы после проверки и согласования с Департаментом образовательных программ и образовательной политики. <…>

  • 2.    Преподавателям БФУ им. И. Канта, принимавшим участие в проектах по наполнению данных АСУ Портал тестирования БФУ им. И. Канта, провести промежуточную аттестацию студентов в сроки зимней и летней экзаменационной сессий 2014/2015 учебного года с использованием АСУ Портал тестирования БФУ им. И. Канта.

В целях повышения качества предоставляемых ФГАОУ ВПО БФУ им. И. Канта образовательных услуг <…>

ПРИКАЗЫВАЮ:

В целях эффективной и своевременной подготовки научно-практической конференции студентов и аспирантов «Дни науки»

ПРИКАЗЫВАЮ:

  • 1.    Провести «Дни науки» во всех институтах и высших школах в период с 01 апреля по 30 апреля 2015 года.

  • 2.    Директорам институтов и высших школ сформировать комитеты для подготовки и проведения «Дней наук». <…>

Для повышения прозрачности документооборота университета, контроля сроков прохождения документов

ПРИКАЗЫВАЮ:

24 ноября 2014 года запустить в эксплуатацию систему Document Keeper в части отслеживания контроля перемещения документов в процессе согласования между подразделениями вуза.

С наибольшей интенсивностью частное модальное значение необходимости в распорядительных документах проявляется при использовании модальных предикативных наречий надо, необходимо, нужно в сочетании с зависимым инфинитивом, например, в распоряжении:

Во исполнение Порядка проведения государственной итоговой аттестации, утвержденного приказом № 636 от 29 июня 2015 года, а также в целях своевременного утверждения председателей государственных экзаменационных комиссий необходимо предоставить в Департамент об- разовательных программ и образовательной политики в срок до 10 декабря 2015 года следующие документы <…>

Однако данные конструкции в силу своей грамматической специфики (функционирования в безличных предложениях) и своеобразия семантики, проявляющейся в отвлечении действия от деятеля, признака от его носителя и связанной с затушевыванием деятеля и неясностью, неопределенностью его [1, с. 74], не отличаются частотным употреблением в рассматриваемых жанрах документных текстов.

В функционально-семантической соотнесенности с предикативным наречием необходимо находится предикативное существительное необходимость , которое преимущественно используется в констатирующей части рассмотренных приказов и распоряжений и актуализирует частное модальное значение потребности:

В связи с необходимостью проведения медицинского осмотра студентов 1 курса с целью определения группы здоровья и уровня физической подготовки приказываю обязать <…>

Менее частотно использование рассматриваемого предикативного существительного в распорядительной части документных текстов:

  • <… > Директорам институтов, деканам факультетов, директорам высших школ уведомить иностранных студентов из визовых стран, отчисленных в связи с окончанием университета, о необходимости явиться в срок до <…>

Таким образом, проведенный функционально-семантический анализ инфинитивных предложений, реализующих модальное значение необходимости в распорядительных документных текстах (приказах, распоряжениях), подтверждает значимость их роли не только как функционально-структурного, но и как прагматического компонента в системе средств выражения модальных значений, служащих решению задач речевой коммуникации.

Список литературы Конструкции с инфинитивом как экспликаторы модального значения необходимости в документных текстах

  • Бабайцева, В. В. Односоставные предложения в современном русском языке/В. В. Бабайцева. -М.: Просвещение, 1968. -160 с.
  • Ваулина, С. С. Инфинитивные предложения как средство организации модального пространства русского былинного эпоса/С. С. Ваулина, Л. Ю. Подручная//Известия Уральского федерального университета. Серия 2, Гуманитарные науки. -2015. -№ 3 (142). -С. 227-235.
  • Ваулина, С. С. Инфинитивные предложения с модальной семантикой необходимости в диахронии русского языка (древнерусский -старорусский периоды)/С. С. Ваулина//Научное наследие академика В.И. Борковского и современная русская словесность: материалы Междунар. науч. конф. (г. Волгоград, 8-11 сент. 2015 г.). -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2015. -С. 76-85.
  • Ваулина, С. С. Модальное микрополе необходимости в официально-деловых документах русского и польского языков/С. С. Ваулина, Е. Н. Магдалинская//Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия 8, Филологические науки. -2012. -Вып. 8. -C. 7-13.
  • Ваулина, С. С. Модель как способ структурно-функциональной дифференциации модальных значений/С. С. Ваулина//Модели в современной науке: единство и многообразие: сб. науч. тр. -Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. -С. 120-125.
  • Ваулина, C. С. Особенности выражения модального значения необходимости в языке русских и литовских газет/С. С. Ваулина, И. С. Лашкова//Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия 8, Филологические науки. -2011. -Вып. 8. -C. 8-14.
  • Виноградов, В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове)/В. В. Виноградов. -3-е изд., испр. -М.: Высш. шк., 1986. -640 с.
  • Кочеткова, О. Л. Средства выражения модальных значений возможности и необходимости в русском языке второй половины ХVII -начала ХVIII в.: автореф. дис. … канд. филол. наук/Кочеткова Ольга Леонидовна. -Тверь, 1998. -24 с.
  • Крылова, О. А. Лингвистическая стилистика. В 2 кн. Кн. 1. Теория/О. А. Крылова. -М.: Высш. шк., 2006. -319 с.
  • Маслова, А. Ю. Введение в прагмалингвистику/А. Ю. Маслова. -М.: Флинта: Наука, 2008. -152 с.
Еще
Статья научная