Конструкции с насыпями периода бронзового века на юге Корейского полуострова: по материалам памятника Игонни в окрестностях города Чинджу
Автор: Нестеркина А.Л., Федорова А.А.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла средневековья и нового времени
Статья в выпуске: т.XXIX, 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье приводятся результаты изучения 12 объектов с насыпью периода бронзового века по материалам археологических раскопок памятника Игонни в окрестностях города Чинджу на юго-востоке Корейского полуострова. Определены основные особенности их конструкции. Для данных сооружений характерно наличие каменной или каменно-земляной насыпи относительно правильной геометрической формы округлой, подквадратной или подпрямоугольной. По центру насыпи локализуется внутримогильного сооружения в виде единичного каменного ящика. Стенки состоят из поставленных на ребро удлиненных тонких плит, реже уложенных слоями каменных плиток. Иногда на поверхности насыпи устанавливался крупный камень, выполняющий функцию, аналогичную крышке дольмена. В одном случае зафиксирована конструкция типа входа коридора, пристроенного к торцевой стенке ящика. Инвентарь обнаружен как в каменных ящиках (в одном случае в имитации отдельной камеры для инвентаря), так и в насыпях объектов. Судя по размерам внутримогильных конструкций и известным аналогиям, каменные ящики содержали одиночные захоронения. Вероятно, захоронения принадлежали членам одной общины. Большая часть артефактов фрагментирована. В состав инвентарных комплексов конструкций с насыпью входят типичные для периода бронзового века южной Кореи предметы: гладкостенные керамические сосуды, иногда со следами окрашивания черным пигментом на поверхности, изделия из глины и каменные орудия. Закономерности в залегании находок позволяют предположить, что объекты могли нести не только погребальную, но и ритуальную функцию. В заключении сделан вывод о связи исследованных объектов с синхронными и аналогичными комплексами на юге Кореи. Изученные на памятнике Игонни сооружения с насыпью представляют собой новый, ранее неизвестный тип погребальных памятников в данном регионе. Некоторые детали их конструкции указывают на связь с сооружениями курганного типа периода раннего железного века Средневековья.
Корейский полуостров, погребение, насыпь, бронзовый век, инвентарь, ритуально-погребальный комплекс, курган
Короткий адрес: https://sciup.org/145146626
IDR: 145146626 | DOI: 10.17746/2658-6193.2023.29.0758-0763
Текст научной статьи Конструкции с насыпями периода бронзового века на юге Корейского полуострова: по материалам памятника Игонни в окрестностях города Чинджу
В период бронзового века на юге Корейского полуострова получили распространение разнообразные по конструкции погребальные сооружения. Наиболее многочисленными считаются дольмены (более 30 тыс. объектов), реже представлены каменные ящики, грунтовые могилы и захоронения в керамических урнах [Ким Чансок, 2007, с. 86–88]. Конструкции, у которых исследователи зафиксировали следы насыпи, появляются в раннем железном веке (I в. н.э.) [Нестеркина, Соловьева, Гнездилова, 2019, с. 69–71]. Типичные курганные сооружения с каменными, каменно-земляными и земляными насыпями распространяются на Корейском полуострове в период Средневековья (III–VI вв.) [Гнездилова и др., 2018, с. 11–13]. Начиная с 2000-х гг. открыта и исследована стационарными археологическими раскопками серия нетипичных погребальных комплексов, у которых по периметру внутримогильного сооружения обустраивалась каменная насыпь.
Объектом пристального внимания исследователей погребальные конструкции с насыпью становятся благодаря хозяйственному освоению юго-восточной части Корейского полуострова. В 2004–2007 гг. в окрест- ностях г. Чинджу сотрудниками Фонда института культурного наследия Восточной Азии исследован памятник Игонни [Ли Хэсу, Ли Сангиль, 2007, с. 43].
Памятник Игонни расположен на юго-востоке Корейского полуострова, в пров. Кёнсан-намдо. Он приурочен к подножию и склоновой части сопки на берегу р. Йончхонган – притока р. Намган. В результате проведенных археологических полевых работ первого этапа на памятнике исследована 41, предположительно, погребальная конструкция, 5 жилищ, ровики, 14 ям, 5 наземных построек и скопление столбовых ямок [Там же, с. 43–44].
Выявленные на памятнике погребальные сооружения включают каменные ящики, грунтовые могилы без насыпи и объекты с каменной насыпью. Погребальные комплексы образуют 3 компактные группы в границах раскопа А (в западной и восточной его частях) и В. Центральное место в каждой группе занимают сооружения, выделяющиеся более крупными размерами по сравнению с другими объектами группы: 17 в восточной группе раскопа А; 23 в западной группе участка А и 30 в группе раскопа В (рис. 1) [Пэ Докхван и др., 2007, с. 23–24].

Рис. 1. Памятник Игонни. Группа конструкций с насыпями 27, 28, 30, 31, 33 в границах раскопа В (по: [Ли Хэсу, Ли Сан-гиль, 2007, с. 45]).
К категории погребальных сооружений с насыпью принадлежат 12 исследованных объектов, к наиболее представительным и информативным сооружениям можно отнести объекты 16, 17, 21, 27, 30 и 33. В корейской археологической литературе подобные конструкции с насыпью известны под названием «дольмены с каменной насыпью», хотя принадлежность большей части подобных объектов к категории дольменов вызывает сомнение в связи с отсутствием у них каменной крышки (покровной плиты) и опорных камней. В данной статье для обозначения таких объектов использован более общий термин «конструкция с насыпью». Детальный анализ наиболее значимых объектов данного типа поможет прояснить ключевые особенности их конструкции, высказать предположение по поводу назначения насыпей, определить их место среди прочих погребальных сооружений периода бронзового века и связь с хронологически более поздними объектами курганного типа на юге Корейского полуострова.
Объект 16 локализуется в восточной части раскопа А в подошве склона холма, между аналогичными по внешнему облику объектами 15 и 18. К особенностям конструкции данного объекта относятся каменная насыпь, каменный ящик и массивный камень наподобие крышки дольмена, установленный поверх насыпи. Массивный уплощенный камень («надгробный камень») длиной 1,2 м, шириной 1,05 м и толщиной 0,18 м, выявлен не непосредственно над вну-тримогильной конструкцией, а к юго-западу от нее, на краю насыпи. Вероятно, он был перемещен относительно своего изначального местоположения. Насыпь подпрямоугольной в плане формы, имеет размеры 3,3 × 2,6 м, ориентирована продольной осью вдоль линии склона (по линии З–В). Насыпь сооружена из уложенных в несколько слоев камней. Вну-тримогильная конструкция представлена каменным ящиком, сложенным из поставленных на ребро каменных плиток, с перекрытием из отдельной плиты. На полу ящика также положена каменная плита. Размеры ящика составляют 1,84 × 0,37 × 0,3 м [Там же, с. 88–90]. В качестве особенностей конструкции ящика можно отметить, что его выступающие длинные стенки и короткая стенка на юго-восточной стороне образуют подобие дополнительной камеры, в которой располагался инвентарь – небольшой сосудик со следами окрашивания черным пигментом и бусина из амазонита [Там же, с. 97]. Еще 1 амазонитовая бусина, а также фрагменты керамики и фрагмент полулунного ножа обнаружены в каменной насыпи [Там же, с. 98].
Объект 17 расположен в восточной части раскопа А, в непосредственной близости от объектов 8, 15, 16, 18 и 21, среди которых он занимает центральное, но в то же время достаточно изолированное положение [Там же, с. 24]. Он приурочен к подошве склона холма. Насыпь объекта зафиксирована непосред- ственно под современным почвенно-растительным горизонтом. Она представляет собой кольцевую каменную выкладку округлой в плане формы, размерами 6,75 × 7,5 м, высотой ок. 0,3 м. Юго-западный край выкладки разрушен. Ограниченное выкладкой пространство отсыпано смешанной с камнем землей. Погребальное сооружение располагалось в центре каменной выкладки. Оно представляет собой каменный ящик, сложенный из поставленных на ребро плиток, помещенный в неглубокую грунтовую яму. Перекрытие каменного ящика не зафиксировано, возможно, оно было изготовлено из дерева и не сохранилось или изначально не предусматривалось. Размеры ящика составляют 1,02 × 0,35 × 0,08 м. В заполнении и на полу каменного ящика инвентарь не обнаружен. Инвентарный комплекс объекта происходит из его насыпи [Там же, с. 99]. Он включает фрагменты типичных для периода бронзового века керамических сосудов (черных лощеных, с насечками и сквозными отверстиями на венчике, полностью гладкостенных), а также миниатюрный со судик без орнамента высотой всего 7 см и стержневидное изделие из глины [Там же, с. 107–114]. Комплекс каменного инвентаря представлен обломком шлифованного каменного кинжала, фрагментированным полулунным ножом, скребком, стамеской, 2 мотыжками и обломком ножа [Там же, с. 115–117].
Объект 21 на уровне древней дневной поверхности представляет собой каменную насыпь подпрямоугольной в плане формы, выявленную в северо-восточной части раскопа А, на отно сительно пологой площадке. Северо-западная часть конструкции утрачена. Насыпь ориентирована продольной осью вдоль линии склона по направлению З–В, ее размеры составляют 3,9 × 2,82 × 0,32 м. Периметр конструкции ограничен уложенными в 2 слоя относительно крупными плитами камня, а внутреннее пространство отсыпано более мелкими фрагментами песчаника и галькой. В результате археологических исследований в центральной части насыпи погребения обнаружить не удалось. В насыпи и возле ее края выявлены фрагментированные артефакты периода бронзового века: керамика без орнамента, обломки каменного шлифованного кинжала, стамески и тесла [Там же, с. 128–133]. Отсутствие связанного с насыпью вну-тримогильного сооружения поставило вопрос о назначении данной конструкции. Исходя из тех обстоятельств, что данное сооружение находится вблизи прохода между рвами (на границе поселения и могильника) на относительно ровной площадке в непосредственной близости от склона холма, а в его заполнении содержатся фрагментированные артефакты, можно предположить, что оно представляет собой связанный с погребальными сооружениями ритуально-поминальный комплекс.
Объект 27 расположен в границах раскопа В у подошвы склона. Он образует единый комплекс с объек- тами 28, 31 и 33, среди которых сооружение 30 занимает центральное положение. Объект 27 представляет собой конструкцию с каменно-земляной насыпью округлой в плане формы, диаметром 3,8 м, высотой 0,4 м. Периметр насыпи выложен каменными плитками, а центральная ее часть отсыпана землей, мелкими обломками песчаника и галькой. В центральной части насыпи зафиксирован сооруженный из поставленных на ребро тонких удлиненных плиток ящик (рис. 2). Ящик был установлен на древней дневной поверхности. Его размеры относительно невелики: 0,9 × 0,27 × × 0,2 м. Западная стенка каменного ящика утрачена, перекрытие не зафиксировано. В насыпи возле стенок ящика обнаружен инвентарь: керамический сосуд со следами окрашивания черным пигментом на поверхности и фрагмент каменного шлифованного наконечника стрелы [Там же, с. 163–167].
Объект 30 выделяется среди прочих сооружений группы раскопа В своими размерами и способом сооружения. К основным деталям его конструкции относятся каменная крышка (покровная плита), каменная насыпь, примыкающий к одной из стенок погребальной камеры, вход горизонтального типа и сама погребальная камера в виде каменного ящика нетипичной для данного памятника формы. Каменная крышка выявлена на северо-западном борту насыпи. Вероятно, она была сдвинута относительно своего изначального местоположения. Крышка имеет уплощенную аморфную в плане форму, ее размеры составляют 2,25 × 1,7 × × 0,23 м. Насыпь объекта имеет подпрямоугольную в плане форму, ориентирована продольной осью по линии З–В, вдоль линии склона, ее размеры составляют 8,95 × 5,5 × 0,65 м. Северо-западный угол насыпи разрушен в результате сельскохозяйственных работ. Периметр насыпи выложен 4 слоями каменных плиток, а внутреннее пространство заполнено землей, мелкими камнями и речной галькой. Внутримогиль-ная конструкция представлена ящиком, расположенным по центру насыпи. Способ сооружения ящика не характерен для данного памятника: его стенки состоят из уложенных слоями каменных плиток. Размеры ящика – 2,3 × 1 × 0,58 м. К западной стороне ящика пристроено 2 параллельных ряда камней, образующих конструкцию наподобие входа – коридора [Там же, с. 180–190]. В насыпи, заполнении каменного ящика и на его полу обнаружены многочисленные предметы инвентаря. Находки из насыпи представлены фрагментами неорнаментированной керамики, обломком каменного шлифованного наконечника стрелы, скребками, фрагментами полулунных ножей, мотыги, дисковидной палицы, целыми и фрагментированными теслами. В заполнении и на полу внутри-могильной конструкции выявлены фрагменты гладкостенной керамической посуды, глиняное пряслице и комплекс шлифованных каменных изделий, включающий кинжал, наконечник стрелы и обломок полулунного ножа [Там же, с. 191–203].

Рис. 2. Памятник Игонни. Внутримогильное сооружение объекта 27 (по: [Пэ Докхван, Ли Хэсу, Сон Минджу и др., 2007, фото 11, 2 ]).
Объект 33 расположен в подошве склона в составе группы аналогичных сооружений 27, 28, 30 и 31 в границах раскопа В. Насыпь объекта подпрямоугольной в плане формы, размерами 3,9 × 3,5 × × 0,4 м, ориентирована продольной осью по линии С–Ю, перпендикулярно продольной оси центрального объекта группы 30. Периметр насыпи выложен несколькими слоями крупных каменных плиток, а внутреннее пространство заполнено землей и галькой. В центре насыпи располагался ящик, стенки которого, как и у внутримогильного сооружения объекта 30, состоят из уложенных слоями каменных плиток. Размеры ящика – 1,6 × 0,6 × 0,36 м, ориентация продольной оси конструкции совпадает с насыпью (рис. 3) [Там же, с. 217–223]. Находки из насыпи представлены, главным образом, фрагментами гладко стенной керамической по суды. Здесь также выявлены каменные артефакты: скребок и топор. Находки из каменного ящика представлены керамическим сосудом со следами окрашивания темным пигментом на поверхности и 2 амазонитовыми бусинами [Там же, с. 224–227].
В результате анализа сооружений с насыпью бронзового века, выявленных на памятнике Игонни на юго-востоке Корейского полуострова, удалось выявить основные особенности их конструкции. К ним

Рис. 3. Памятник Игонни. Внутримогильное сооружение объекта 33 (по: [Пэ Докхван, Ли Хэсу, Сон Минджу и др., 2007, фото 12, 2 ]).
можно отнести наличие каменной или каменно-земляной насыпи относительно правильной геометрической формы – округлой, подквадратной или подпрямоугольной. По центу насыпи расположен единичный ящик. Стенки ящиков состоят из поставленных на ребро удлиненных тонких плит, реже – уложенных слоями каменных плиток. Иногда на поверхности насыпи устанавливался крупный камень, выполняющий функцию, аналогичную крышке дольмена. В одном случае зафиксирована конструкция типа входа – коридора, пристроенного к торцевой стенке ящика. Судя по размерам внутримогильных конструкций и известным аналогиям, каменные ящики содержали одиночные захоронения. Вероятно, захоронения принадлежали членам одной общины.
Инвентарь обнаружен как в каменных ящиках (в одном случае – в имитации отдельной камеры для инвентаря), так и в насыпях объектов. Инвентарные комплексы включают типичные для погребальных памятников бронзового века Кореи артефакты: керамические сосуды с гладкими стенками, изделия из глины и шлифованные каменные орудия. Большая часть артефактов фрагментирована. Наличие в инвентарных комплексах сосудов со следами окрашивания темным пигментом является региональной особенностью погребальных памятников юго-восточной Кореи [Хан
Бёнсам, 1999, с. 82]. Большая часть находок происходит из насыпей, что может указывать не только на погребальную, но также и на ритуально-поминальную функцию как самих сооружений, так и их надмогильной части. В целом можно прийти к выводу, что изученные на памятнике Игонни объекты, напоминающие по своей конструкции курганы последующих эпох, представляют собой новый, ранее неизвестный для периода бронзового века тип погребальных памятников на Корейском полуострове. В дальнейшем необходимо осуществить поиск материалов по аналогичным памятникам этого периода в изучаемом регионе и подвергнуть их тщательному анализу с целью прояснения истоков курганной традиции эпохи раннего железного века – Средневековья в Корее. Предварительно необходимо отметить, что в более поздние периоды на юге Кореи получили распространение захоронения, в т.ч. и курганы, с камерами, стенки которых состоят из уложенных слоями каменных плиток. Данная особенность про сматривается уже у некоторых конструкций памятника Игонни, что может свидетельствовать о продолжении традиции погребальных сооружений периода бронзового века в последующие эпохи.
Работа выполнена в рамках проекта НИР ИАЭТ СО РАН № FWZG-2022-0004 «Многообразие и преемственность в развитии культур в эпохи камня, палеометалла и Средневековья в дальневосточном и тихоокеанском регионах Евразии».
Список литературы Конструкции с насыпями периода бронзового века на юге Корейского полуострова: по материалам памятника Игонни в окрестностях города Чинджу
- Гнездилова И. С., Нестеркина А.Л., Соловьева Е.А., Соловьев А.И. Корейский полуостров и Японские острова: сложение особенностей и заимствование культурных традиций в эпоху палеометалла (материалы к учебному курсу "Археология зарубежной Азии") // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер.: История, филология. - 2018. - Т. 17. - № 7: Археология и этнография. - С. 9-17. EDN: YRJCLJ
- Ким Чансок. Чхондонги сидэ (Бронзовый век) // Хан-гук когохак каный (Лекции по археологии Кореи). - Сеул: Хангук когохакхве (Асс. Археологии Кореи), 2007. - С. 74105 (на кор. яз.).
- Ли Хэсу, Ли Сангиль. Чинджу Игонни юджок: чуго, мэджан, сэнсан сисори хвагинтвен чхондонги сидэ-ый пок-хап юджок (Памятник Игонни в городе Чинджу: сложный комплекс поселенченских, погребальных и производственных объектов периода бронзового века). // 2006 Хангук ко-гохак чоноль (Журнал "Археология Кореи" 2006). - Сеул: Куннип мунхваджэ ёнгувон (Нац. ин-т культурного наследия Республики Корея), 2007. - С. 43-46 (на кор. яз.).
- Нестеркина А. Л., Соловьева Е. А., Гнездилова И. С. Направления культурного взаимодействия в эпоху палеометалла (на примере бронзовых ритуальных предметов с территорий Кореи и Японии) // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2019. - № 3. - С. 68-73. EDN: DXVJBJ
- Пэ Докхван, Ли Хэсу, Сон Минджу, Чхве Ын, Ким Джиён. Чинджу сэнмуль саноп танджи чосон пуджи нэ Чинджу Игонни сонса юджок I (Памятник Игонни в городе Чинджу: археологические исследования на участке под строительство биотехнологического промышленного предприятия в городе Чинджу, Том I). - Масан: Тонасеа мунх-ваджэ ёнгувон (Фонд ин-та культурного наследия Восточной Азии), 2007. - 300 с. (на кор. яз.).
- Хан Бёнсам. Тхоги-ва чхондонги (Керамика и бронзовые изделия). - Сеул: Седжон тэван кинём саобхве (Коммерческое партнерство памяти короля Седжона), 1999. - 154 c. (на кор. яз).