Коранические тексты в хоровых сочинениях современных татарских композиторов

Бесплатный доступ

Цель данной работы - сконцентрировать взгляд читателя на хоровых сочинениях татарских композиторов, показать, что создание этих произведений было инспирировано непосредственно религиозной идеей, и эта идея проявилась на уровне использования коранических текстов. Материалом исследования послужило отчасти творчество С. Габяши, который в хоровом цикле «Ике заман» (1925) впервые в истории татарской музыки воспроизвел призыв на молитву «Аллаху акбар»; Ш. Шарифуллина, который, обращаясь к кораническому тексту, использовал первые шесть аятов (стихов) из 36-й суры «Йа-син в пятой части «Әфсен» («Заклинание») хорового концерта «Мунаджаты»), Р. Калимуллина («Ходай каршында без сынаулы» («Перед Господом мы в ответе»), «Әлвидаг» («Прощай»), М. Шамсутдиновой (кантата «О, Эдэм балалары»), С. Зорюковой («Ялвару» («Мольба») для хора, альтовой флейты, контрабаса, препарированного рояля и ударных). Автор статьи приходит к выводу, что обращение к кораническим текстам современных татарских композиторов не только обусловлено желанием приобщиться к мусульманской духовной этике, но и осмыслить свое прошлое из настоящего, тем самым намечая соответствующий вектор музыкального развития в будущее.

Еще

Коран, аяты, таджвид, хоровой цикл, хоровой концерт, хоровая миниатюра, ш. шарифуллина, р. калимуллина, м. шамсутдинова, с. зорюкова

Короткий адрес: https://sciup.org/148328462

IDR: 148328462   |   DOI: 10.37313/2413-9645-2024-26-94-107-113

Список литературы Коранические тексты в хоровых сочинениях современных татарских композиторов

  • Акбарова, Г. Н. Духовные произведения композиторов Татарстана: новая жизнь традиции // Искусство, наука, практика. - 2022. - №37. - С. 66-75.
  • Акбарова, Г. Н. Современные духовные сочинения композиторов Татарстана как отражение духовной культуры татарского народа // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. - 2022. - №6. - С. 4-10. EDN: WKSRPE
  • Бордовская, Л. З. Традиции суфизма в татарской музыке: автореф. … канд. иск. (17.00.02). - Казань, 2004. - 23с.
  • Булгаков, В. Д. Хоровая музыка татарских композиторов: этапы развития, жанровый обзор, проблемы роста // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2012. -№ 20. -С. 206-210. EDN: OUIRLJ
  • Коврикова, Е. В., Нургаянова Н. Х. Творчество современных татарских композиторов на основе этномузыкальных традиций народов Поволжья// Культура и искусство. - 2017. - №11. - С. 56-64. EDN: ZWQEGB
  • Файзуллаева, М. П, Галиуллина Э. Ш. Хоровые произведения Шамиля Шарифуллина как импульс к развитию профессиональной хоровой музыки в Татарстане // Манускрипт. - 2022. - Том 15, вып. 2. - С. 71-74. EDN: BMMVWG
  • Хасанова, А. Н. С. Габяши и традиции чтения молитв в музыке композиторов Татарстана // Музыка. Искусство, наука, практика. - 2019. - №2(26). - С. 42-53.
  • Шарипова, Р. М. Татарская хоровая культура XX века: история развития, композиторское творчество: дисс…канд. иск. (17.00.02). - Казань, 2011. - 306 с.
  • Шарифуллин, Ш. К. Комментарии [к нотному изданию] // Хоровые концерты: Мунаджаты. Деревенские напевы. - Казань: Татар.кн. изд-во, 2003. - С. 93-95.
Еще
Статья научная