Ковровое искусство горских евреев Кавказа

Автор: Мурзаханов Ю.И., Ифраимова Л.А.

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: История

Статья в выпуске: 4, 2016 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена описанию одного из важнейших компонентов декоративно-прикладного искусства горских евреев Кавказа - ковроткачества. Изделия декоративно-прикладного искусства давали народу возможность через форму и орнаментацию выразить свои эстетические взгляды, духовный мир, сложившиеся этнические традиции. Рисунки на коврах заимствовались из окружающей среды, в орнаментах был зашифрован определенный смысл. Особое внимание авторов уделено процессу изготовления ковров. Сделан вывод о том, что с появлением и развитием фабрично-заводской промышленности резко упал спрос на изделия означенного традиционного вида ремесла, а также был утерян секрет композиции орнамента.

Еще

Горские евреи, этнические традиции, ковроткачество, традиционные ремесла, техника производства, cумах, орнамент, природные красители

Короткий адрес: https://sciup.org/14940913

IDR: 14940913

Текст научной статьи Ковровое искусство горских евреев Кавказа

Горские евреи – самобытная этнолингвистическая группа еврейского этноса – проживают на территории Дагестана, Азербайджана и Северного Кавказа. Путешественники, миссионеры, разного рода чиновники и т. д., посещавшие места их компактного расселения, отмечали, что горские евреи были искусными ремесленниками. В частности, особой популярностью среди местного населения пользовались ковровые изделия горско-еврейских мастеров. Так, известный этнограф М. Ихилов, длительное время занимавшийся изучением традиционной культуры горских евреев, утверждал, что они не только занимались обработкой шерсти, но и ткали ковры, паласы, джурабы [1]. О широком распространении ковроткачества у горских евреев писали И.Ш. Анисимов [2], И. Давид [3], А. Олеарий [4] и другие авторы.

Наиболее распространено было искусство ковроделия у горских евреев Кубы (Азербайджан) [5]. Горско-еврейские мастера за долгие столетия выработали рецептуру красителей, получаемых из окружающей флоры, которые не разрушали структуру шерстяных волокон и придавали им блеск и сочность красок.

В течение длительного времени (1995–2012) авторами собирался полевой этнографический материал в местах компактного проживания горских евреев. Полученные сведения легли в основу данной статьи.

Ковры являлись непременным атрибутом традиционного горско-еврейского жилища. Для бедных они служили постелью, для богатых были признаком достатка и мебелью, особенно много ковров было в кунацкой (комната для гостей). В отличие от фабричных ковров, ковры домашних мастеров ткались на шерстяной основе. Секрет хороших ковров ручной работы, по словам информаторов, – в выборе дизайна, сочетании цветов, качестве пряжи и красителей, способе крашения и, конечно, в умении. Рисунки получали из эскиза (как правило в 1/4 ковра) путем симметричного наложения.

Прекрасными образцами безворсовых ковров мастеров – горских евреев являются гладкие односторонние ковры – сумахи. Контурность и графичность геометризированного орнамента придают композиции сумахов строгий, сдержанный вид. Узорообразующие элементы сумахов имеют почти ту же основу, что и ворсовые ковры. Это геометрические формы (треугольники, ромбы, прямоугольники, квадраты, зигзагообразные фигуры, многоугольники и т. д.), стилизованные растительные мотивы (стебли, цветы, листья и т. д.). Кроме того, встречались схематичные изобразительные мотивы (кони, горные туры, всадники, фигуры людей, птицы). В узорах сумахов встречаются также мотивы, характерные для других видов народного искусства: S-образные узоры, кресты, меандр, звездочки и др.

Колорит сумаха строился на сочетании серо-голубого и терракотово-красных цветов, особенностью которых является наличие мелких деталей. Часто декоративное воздействие усиливалось сочетанием черных контуров с яркими цветовыми. Зеленые и желтые цвета в орнаменте еврейских ковров не использовались или использовались редко, наиболее распространенным цветом был индиго.

Имеющийся в нашем распоряжении полевой материал не позволяет однозначно определить, какие формы легли в основу сложения орнамента и составили его композицию. Рисунки, как утверждают информаторы, никогда не были случайными, и мотивы орнаментов заимствовались из окружающей среды. Можно говорить о существовании двух-трех исходных мотивов: растительного, геометрического и зооморфного.

Центр узора часто представлял ромб, сохранялись просветы, осевая симметрия, бордюры ковров обрамляли и украшали поле, медальоны были на цветном поле. Рисунок ковров ручной работы не был случайным, в каждом орнаменте был зашифрован определенный смысл. В угловатых ромбовидных цветах и листьях с зазубренными краями, в тонкой ювелирной вязи, в мозаичном узоре можно прочесть пословицы, легенды, пожелания будущему владельцу.

Вообще, при внимательном анализе композиции орнамента видны своеобразие художественного творчества, утилитарность, которая находила прямое выражение в конструктивности, сочетавшейся со строгостью и четкостью орнамента.

Ковры горских евреев привлекали своей простотой, ясностью и гармонией цвета. В конце XIX – начале XX в. широкое распространение получают ворсовые ковры. Изготовлением таких ковров занимались горские евреи и раньше, используя для этого старинные методы обработки пряжи. Для производства ворсовых ковров изготавливались специальные станки, основу которых составляло два квадратных соединения.

Техника ковроделия включала в себя такие операции, как стрижка, расческа, скручивание, окраска, ковроплетение. Для производства высококачественных ворсовых ковров применяли по-лугрубую, грубую и овечью шерсть весенней стрижки, так как она имеет, по словам информаторов, большую прочность, упругость и лучше подходит для стоячего ворса. Несмотря на большую засоренность, эта шерсть бывает более длинной и содержит хорошо развившийся пух, поэтому ее издавна использовали для ковровых изделий. Для изготовления ковра шерсть мыли, затем просушивали и расчесывали на особом гребне. Расческа повторялась несколько раз, и в результате здоровая ковровая шерсть отделялась от очесов и отходов. Предпоследний процесс подготовки сырья – прядение производилось большей частью без самопрялки при помощи веретена.

Крашение пряжи в ковроделии имело большое значение прежде всего для художественного оформления изделия. Красители, их прочность, сочность и подбор цветов влияли на качество ковровых изделий.

По свидетельствам информаторов, горские евреи сами окрашивали пряжу домашним примитивным способом, только в отдельных случаях обращались к услугам мастеров-красильщиков. При выработке ковров красили только ворсовую пряжу, пряжа для основы и утка поступали в производство в своей естественной окраске. Окраской шерсти в домашних условиях обычно занимались женщины, а в красильных мастерских работали мужчины.

При окрашивании шерсти растительными красками обязательно применяли протравливание, так как оно помогает закреплению красителей на пряже, усиливает тон краски, а иногда придает ей более темный оттенок. Основным материалом для протравливания ковровой пряжи были алюминиевые квасцы («рухул»), фруктовые кислоты или кислое молоко. Для закрепления краси-тельных пигментов на шерсти применяли, в частности, сыворотку, полученную из молока.

При окрашивании шерстяной пряжи использовались различные природные красители, добываемые из коры древесины, корней, листьев и плодов растений. Для получения красивых оттенков некоторых цветов учитывались календарные сроки сбора растений и способы их сушки.

В ковроткачестве использовались в основном семь цветов красителей пряжи с различными оттенками. Для получения желтого цвета и его разновидностей использовали, например, седой клевер, ромашку, желтые цветы, яблоневую кору и др., коричневого – листья, кору и корни ореха, дубовую кору, кору алычи, тутовника, клевера. Сочетание ореховой и дубовой коры с железным купоросом давало черный цвет, марена – красный цвет. Белые и серые тона были характерны для шерсти соответствующего натурального цвета.

Весьма распространенным в коврах являлся синий цвет, который получали при помощи индиго. Для получения зеленого цвета пряжа, предварительно окрашенная в желтый тон, погружалась в раствор индиго.

Богатство ковровой гаммы красок увеличивалось различными сочетаниями красителей. Особенностью старинных ковров являлись прочность и разнообразие мягких оттенков, они не теряли окраску под действием влаги, времени и света. Растительные красители более стойки ко времени, температурным, световым воздействиям и химическим растворителям. Естественные природные красители были вытеснены с изобретением анилина в 60-х гг. XIX в.

Постепенно из предметов быта ковры превратились в произведения искусства. Большой популярностью среди местного населения пользовались и связанные горско-еврейскими мастерами паласы, отличительной чертой которых было то, что они имели разноцветные полосы.

К сожалению, горские евреи уже не занимаются ковроделием, так как ковровый рынок насыщен фабричными изделиями, а процесс изготовления ковров довольно трудоемкий и длительный. Утерян и секрет композиции орнамента.

Ссылки:

  • 1.    Ихилов М.М. Горские евреи // Народы Дагестана. М., 1955. С. 226–240.

  • 2.    Анисимов И.Ш. Кавказские евреи-горцы. М., 1888.

  • 3.    Давид И. История евреев на Кавказе. Тель-Авив, 1990. Т. 1.

  • 4.    Горские евреи: История, этнография, культура. М., 1999.

  • 5.    Шапиро Ф. Сборник статей и материалов. Иерусалим, 1983.

Список литературы Ковровое искусство горских евреев Кавказа

  • Ихилов М.М. Горские евреи//Народы Дагестана. М., 1955. С. 226-240.
  • Анисимов И.Ш. Кавказские евреи-горцы. М., 1888.
  • Давид И. История евреев на Кавказе. Тель-Авив, 1990. Т. 1.
  • Горские евреи: История, этнография, культура. М., 1999.
  • Шапиро Ф. Сборник статей и материалов. Иерусалим, 1983.
Статья научная