Криминологическая характеристика киберпреступности на современном этапе развития общества
Автор: Лопатин С.В.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 8 (107), 2025 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена исследованию киберпреступности как социально-правового явления современного общества. Автором проведен анализ статистических данных количества совершенных преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий за последние три года. В статье раскрывается понятие киберпреступности, ее виды и особенности, а также меры противодействия киберпреступлениям. Особое внимание уделено проблемам, заключающимся в высоком уровне латентности таких преступлений, обширной географической распространенности, недостаточном законодательном урегулировании и сложностях оперативного пресечения таких преступлений. Автор представил к рассмотрению некоторые пути решения этих проблем и способы предупреждения киберпреступлений.
Киберпреступность, информационно–телекоммуникационные технологии, расследование преступлений, информационная безопасность, противодействие киберпреступлениям
Короткий адрес: https://sciup.org/170210906
IDR: 170210906 | DOI: 10.24412/2500-1000-2025-8-349-353
Текст научной статьи Криминологическая характеристика киберпреступности на современном этапе развития общества
Современное общество характеризуется глобальной информатизацией, внедрением и развитием информационно-телекоммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека и государства. В XXI веке информация стала важнейшим ресурсом человечества и инструментом общественного прогресса, обладание какой-либо информацией может оказывать определенное влияние на разнообразные процессы жизнедеятельности общества.
Однако усовершенствование информационно-телекоммуникационных технологий дает и новые возможности для развития преступной деятельности. Жертвами киберпреступлений могут стать не только пользователи информационными технологиями, но и государство в целом. О значимости и актуальности проблемы киберпреступности свидетельствует статистика Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД РФ). По статистическим данным МВД РФ в 2022 году было совершено 522065 преступлений с использованием информационно–телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, в 2023 году – 676951 преступление, а в 2024 году – 765365 таких преступлений [1]. Данный анализ подтверждает, что показатели киберпреступности в России каждый год увеличивают- ся, и перед государством встает вопрос о предупреждении и предотвращении таких преступлений.
Для более полного понимания рассматриваемой темы важно определить понятие «киберпреступность».
Это понятие нередко употребляется наряду с терминами «компьютерная преступность», «кибербандитизм», «преступность в информационном пространстве» и др., и часто как синоним. Однако их соотношение такое же, как у общего и частного, т.е. киберпреступность шире и включает в себя все вышеуказанное. Это становится очевидным при изучении существующих в науке точек зрения на рассматриваемое понятие [2].
Т.Л. Тропина считает, что данное определение означает «совокупность преступлений, совершаемых в киберпространстве с помощью или посредством компьютерных систем или компьютерных сетей, а также иных средств доступа к киберпространству, в рамках компьютерных систем или сетей, и против компьютерных систем, компьютерных сетей или компьютерных данных» [3].
Некоторые ученые рассматривают киберпреступность в узком и широком смысле. Например, К.Н. Евдокимов определяет компьютерную преступность в узком смысле как совокупность преступлений, где компьютер- ная информация – предмет преступления, средство и (или) орудие совершения общественно опасного деяния, а в широком – как противоправное социальное явление, возникающее в результате использования компьютерных и иных информационных технологий в личных, корыстных и иных целях, что приводит к наступлению общественно опасных последствий [4].
Таким образом, киберпреступность – это совокупность преступлений, совершаемых в цифровом пространстве с применением информационно-телекоммуникационных технологий и влекущих за собой серьезные последствия, предусмотренные уголовным законодательством.
Понимание масштабов преступности, привело к принятию Конвенции по борьбе с киберпреступностью, которая позволила согласовать участниками уголовно–правовые нормы, связанных с преступлениями в киберпространстве.
Как подчеркивает А.Л. Осипенко, «значение принятия Конвенции необычайно велико. Этот документ стал, по сути, первым международным договором международного уровня, регулирующим правовые и процедурные аспекты уголовного преследования за противоправную деятельность в глобальных сетях. Он четко определяет, в каких направлениях должны прилагаться основные усилия на национальном и международном уровнях» [5].
В Конвенции о преступности в сфере компьютерной информации ETS № 185, заключенной 23 ноября 2001 года в Будапеште , предусмотрено четыре вида киберпреступлений:
– преступления против конфиденциальности, целостности и доступности компьютерных данных и систем;
– преступления, связанные с использованием компьютерных средств;
– преступления, связанные с содержанием данных;
– преступления, связанные с нарушением авторского права и смежных прав [6].
Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) [7] устанавливает уголовную ответственность за следующие преступления в сфере компьютерной информации:
-
1) неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ);
-
2) незаконные использование, передача, сбор, хранение компьютерной информации, содержащей персональные данные, а равно создание и обеспечение функционирования информационных ресурсов, предназначенных для ее незаконных хранения и распространения (ст. 272.1 УК РФ);
-
3) создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст. 273 УК РФ);
-
4) нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационнотелекоммуникационных сетей (ст. 274 УК РФ);
-
5) неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации (ст. 274.1 УК РФ);
-
6) нарушение правил централизованного управления техническими средствами противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования (ст. 274.2 УК РФ).
Особенностями киберпреступности являются:
-
1) глобальность – киберпреступность оказывает свое негативное воздействие и снижет уровень безопасности не только в конкретной стране, но и во всем мире;
-
2) получение финансовых благ и выгоды – киберпреступники осваивают новые возможности в информационнотелекоммуникационной среде, преследуя в первую очередь корыстные цели, стремясь извлечь прибыль и личную выгоду из своей преступной деятельности;
-
3) высокая скорость адаптации киберпреступников к новым технологиям – злоумышленники оперативно осваивают новейшие информационные и технологические разработки и активно применяют их для совершения новых преступлений.
Система борьбы с киберпреступностью имеет большое количество проблем.
Одной из проблем является трансграничный характер киберпреступлений. Преступления, совершаемые с использованием ин- формационно-телекоммуникационных технологий, часто не имеют четкой географической привязки. Определить страну, в которой было совершено такое преступление, может быть затруднительно, а порой и вовсе невозможно. Из-за невозможности корреляции места совершения преступления и места обнаружения виновного в совершении такого преступления возникают сложности в установлении личности киберпреступника и, соответственно, ослабляется доказательная база в отношении него.
Также проблемой выступает отсутствие в большинстве стран структурного законодательного закрепления норм, регулирующих данную сферу общественных отношений. В силу стремительного усовершенствования информационно-телекоммуникационных технологий, и, соответственно, развития киберпреступности, органы государственной власти не успевают законодательно оформить новые способы борьбы с киберпреступностью, что приводит к пробелам в законодательстве и отсутствию эффективных мер противодействия киберпреступности.
Не исключение и российское уголовное законодательство, в котором основной проблемой выступает понятийно-категориальный аппарат, который используется для описания киберпреступлений. Считается, что закрепление в основном законе Российской Федерации, предусматривающим уголовную ответственность, понятий, характеризующих киберпреступность является жизненно необходимым. Для правильного понимания и применения уголовно–правовых норм, такие термины как «киберпреступник», «кибератака» и другие требуют своего законодательного закрепления [8].
Помимо этого, важной проблемой киберпреступности является высокий уровень ее латентности. Это связано с тем, что многие жертвы такого преступного деяния не уведомляют соответствующие органы о факте совершения в отношении них преступления. Такое поведение обуславливается разнообразными причинами, например, если попытка совершения преступления не увенчалась успехом для злоумышленника или потерпевшему был нанесен незначительный ущерб. Для преодоления данной проблемы необходима работа с мышлением граждан, формиро- вание у них негативного отношения к киберпреступности и воспитание нетерпимости к подобным явлениям. Переданные в правоохранительные органы факты совершения киберпреступлений помогут в формировании информационных баз данных, накопленные сведения которых в будущем будут использоваться в качестве доказательств.
Трудности противодействия киберпреступности возникают и на научном уровне. Для создания унифицированной нормативноправовой базы противодействия киберпреступности, требуется добиться единообразного толкования материального права. При разных правовых семьях это сложно: разный подход к содержанию общественной опасности, возрасту уголовной ответственности, конструкции составов, разнообразие способов совершения преступления, исходя из технического прогресса конкретного государства, разное понимание вины в уголовном праве. Как следствие - разные качественные и количественные показатели преступности, разное понимание профилактической работы, сложности в определении признаков личности преступника, виктимологических признаков. Уголовно–правовые и криминологические аспекты ведут к отсутствию единых элементов криминалистической характеристики, разному подходу к институту доказательств в уголовном процессе [9].
В качестве мер противодействия и предупреждения киберпреступности можно выделить следующие:
-
1. Повышение уровня информационной грамотности среди населения. Формирование высокого уровня безопасности у населения. Этого можно достичь с помощью просветительной деятельности с гражданами, проведения профилактических мероприятий по информационной безопасности, информирования о способах защиты от преступных посягательств в информационной среде;
-
2. Внедрение в расследование преступлений новых технологий и последних научных достижений. Обеспечение и улучшение подразделений по борьбе с киберпреступностью передовыми технологиями способствует оперативному реагированию на противоправные деяния, установлению виновных в совершении преступлений и повышению качества расследования киберпреступлений;
-
3. Повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, привлечение и подготовка IT-специалистов для дальнейшего их участия в раскрытии и расследовании киберпреступлений;
-
4. Международное сотрудничество. Совершенно очевидным стал факт невозможности противостояния экономическим преступлениям, в частности киберпреступности, исключительно на национальном уровне, без активного взаимодействия с аналогичными международными организациями, координирующими и оказывающими помощь в борьбе и противодействии преступным действиям [10].
-
5. Совершенствование законодательства. Современные нормативные правовые акты должны учитывать научный прогресс в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, содержать методические рекомендации по расследованию преступлений, отвечать за регулирование отношений в кибер-
-
6. Привлечение служб экономической и информационной безопасности крупных банков, IT-компаний к расследованию преступлений также может оказать определенную поддержку. Так, «Лаборатория Касперского» – международная компания, работающая в сфере информационной безопасности, помимо своих основных функций, также предоставляет информационные материалы о существующих угрозах в киберсреде и рекомендации по защите от них [11].
Необходимо разработать и внедрить на международном уровне способы реагирования на киберпреступения, меры предупреждения таких преступлений и наладить механизмы взаимодействия и обмена информацией между государствами.
По результатам данного исследования, можно сделать вывод, что киберпреступность является одной из важным проблем современного мира, поскольку характеризуется высокой социальной опасностью, постоянным развитием и сложностями борьбы с ней. Для предупреждения и предотвращения киберпреступлений необходима разработка соответствующих современному научному прогрессу мер противодействия киберпреступности, включающих в себя усовершенствование законодательства, международное сотрудничество, развитие материально-технической базы кибербезопасности и качественную подготовку сотрудников правоохранительных органов. По нашему мнению, совместными усилиями государствам в скором времени удастся выстроить эффективную систему противодействия киберпреступности и добиться сни- пространстве; жения ее уровня.