Критика единосущия божественного ума и человеческой души в философской теологии Ямвлиха Халкидского

Бесплатный доступ

Настоящая статья посвящена вопросу о соотношении ноэтического и психического в учении основателя сирийской школы неоплатонизма Ямвлиха. Кратко представлена доктрина философа о первопринципах и структуре универсума. С одной стороны, в комментарии на платоновский «Федр» Ямвлих признает присутствие в человеческой душе единого, соприродного богам, а также ума. С другой стороны, в трактате «О душе» сирийский философ критикует взгляд своих предшественников о единосущии души, ума и богов. Также в толковании на «Тимей» он опровергает взгляд Плотина о том, что ум является частью души, защищая свободу воли человека. Утверждается, что, по мнению Ямвлиха, эссенциально высшей способностью души является разум, а единое и ум в ней отражаются предсущностно. Делается вывод о том, что, отрицая консубстанциальность человеческой души и божественного ума, сирийский мыслитель выходит за пределы эллинистической парадигмы и движется по направлению к патристической философии.

Еще

Ямвлих, плотин, платон, неоплатонизм, ноология, неоплатоническая экзегеза, единое, ум, душа, единосущие

Короткий адрес: https://sciup.org/140307701

IDR: 140307701   |   DOI: 10.47132/2541-9587_2024_4_172

Список литературы Критика единосущия божественного ума и человеческой души в философской теологии Ямвлиха Халкидского

  • Damascius. De principiis / ed. C. É. Ruelle // Damascii successoris dubitationes et solutiones. Paris, 1889–1899. Vol. 1. P. 1–324; Vol. 2. P. 1–4 (repr. Brussels, 1964).
  • Iamblichi Chalcidensis in Platonis dialogos commentariorum fragmenta / ed., transl., comm. J. M. Dillon. Leiden, 1973.
  • Iamblichus and the Foundations of Late Platonism / eds. E. Afonasin, J. Dillon, J. F. Finamore. Leiden-Boston, 2012.
  • Ioannes Stobaeus. Anthologium / eds. C. Wachsmuth, O. Hense // Ioannis Stobaei anthologium. Berlin, 1884–1912. B. 1. S. 15–502; B. 2. S. 3–264; B. 3. S. 3–764; B. 4. S. 1–675; B. 5. S. 676–1143 (repr. 1958).
  • Oracula chaldaica (fragmenta) (olim sub auctore Juliano Theurgo) / ed. É. Des Places // Oracles chaldaïques. Paris, 1971. P. 66–121.
  • Plotinus. Enneades / ed. P. Henry, H.-R. Schwyzer // Plotini opera: in 3 vol. Leiden, 1951–1973.
  • Proclus. In Platonis Timaeum / ed. E. Diehl // Procli Diadochi in Platonis Timaeum commentaria. Leipzig, 1903–1906. B. 1. S. 1–458; B. 2. S. 1–317; B. 3. S. 1–358 (repr. Amsterdam, 1965).
  • Proclus. In Platonis Parmenidem / éd. V. Cousin // Procli philosophi Platonici opera inedita. Pt. 3. Paris, 1864 (repr. Hildesheim, 1961). P. 617–1244.
  • Shaw G. Theurgy and the Soul. The Neoplatonism of Iamblichus / foreword J. Milbank, A. Riches. 2nd edition. Brooklyn, NY, 2014.
  • Лушников Д. Ю., свящ. Основное богословие. М., 2021.
  • Месяц С. В. Проблема начала в неоплатонизме и учение Ямвлиха о двух единых // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2007. Т. 8. № 2. С. 81–91.
  • Петров В. В. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII в. М., 2007.
  • Плотин. Эннеады: в 7 т. / пер., вступ. ст., комм. Т. Г. Сидаша, Р. В. Светлова, Д. Ю. Сухова. СПб., 2016–2020.
  • Сидаш Т. Г. Ямвлих и конец эллинской философии // Ямвлих. Собрание творений. Т. 4. Толкования. СПб., 2020. С. 391–464.
  • Фестюжьер А.-Ж. Откровение Гермеса Трисмегиста. Т. 4. Доктрины души. М., 2020.
  • Ямвлих. Собрание творений: в 4 т. / ред. Т. Г. Сидаш, С. Д. Сапожникова. СПб., 2020.
Еще
Статья научная