Кругобайкальский бунт 1866 г. как продолжение восстаний 1830-31 гг. и 1863-64 гг. в Царстве Польском

Автор: Акулин Е.В.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 5 (9), 2017 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена Кругобойкальскому бунту, который произошел в 1866г. Рассмотрены основные события бунта и проведен анализ взаимосвязи с восстаниями 1830-31 гг. и 1863-64 гг. в Царстве Польском. Выявлено, что основной движущей силой бунта были поляки.

Сибирь, иркутск, царство польское, повстанцы, кругобойкальский бунт

Короткий адрес: https://sciup.org/140278778

IDR: 140278778

Текст научной статьи Кругобайкальский бунт 1866 г. как продолжение восстаний 1830-31 гг. и 1863-64 гг. в Царстве Польском

В 1830-31 гг. на землях Царства Польского вспыхнуло широкое патриотическое восстание за отделение от Российской империи. В данном восстании польской шляхты были заинтересованы не только патриотические силы внутри самой Польши, но и давние геополитические противники России, такие как Англия и Пруссия [1]. После усмирения волнений, многие участники сопротивления, а также бывшие солдаты и офицеры Войска Польского, общей численностью до нескольких тысяч, оказались в политической ссылке в Сибири. Больше половины из этого числа были включены в Сибирское казачество. К 1860 г. практически все ссыльные были амнистированы. В последствии подавления следующего восстания 1863-64 гг. в Сибирские губернии были направлены около 20 тысяч человек, из которых 6 тысяч отправлены в Иркутск.

В XIX веке Сибирь стала местом ссылки политзаключенных со всей империи и повстанцев из Царства Польского. Тем самым была создана почва для восстания, но уже не в Польше, а в Восточной Сибири [2]. Тяжелые условия каторжных работ и концентрация большого числа польских националистов явились катализаторами возможности Кругобайкальского бунта 1866 г.

Весной 1866 г. произошла амнистия и сокращение сроков ссылки для участников восстаний в Царстве Польском. На строительстве Кругобайкальского тракта, на тот момент, трудились 722 польских каторжанина, которых охраняло 123 конвоира. Ссыльные делились на небольшие, по численности, партии от 41 до 106 человек и распределялись по участкам строившейся дороги. Работы проводились на расстоянии 200 верст Кругобайкальского (Кругоморского) тракта [3,4]. Тракт представлял собой грунтовую дорогу, соединявшую Иркутскую губернию с Забайкальской областью.

В июне 1866 г. группа польских каторжан под предводительством К. Арцимовича убедила часть работавших на тракте ссыльных принять участие в бунте. План заговорщиков был весьма прост. Изначально планировалось застать врасплох свой конвой, разоружить и захватить оружие. Затем, постепенно продвигаясь в Забайкалье, освобождать другие партии каторжан. Лидеры повстанцев предполагали, что в их ряды вступят все сосланные поляки восточной Сибири.

Оружие было заготовлено в кузне, на станции Култук. Повстанцам, в тайне от конвоя, удалось изготовить небольшое количество кос и пик, а также запасти до 20 пудов сухарей и соли. Всего этого должно было хватить до захвата следующей станции [4]. Организаторы восстания изначально решили привлечь на свою сторону не только каторжан польской национальности, но и других ссыльных, трудившихся на тракте. По мере нарастания численности восставших, предполагалось совершить захват Иркутска, а потом и Красноярска. После этого, планировалось прорваться к границе и попасть на территорию Монголии или Китая, где заговорщики намеревались морским путем переправиться в другие страны.

24 июня 1866 г. группа каторжан на станции Култук, напав на караульных, отняла у них огнестрельное оружие. Продвигаясь дальше по тракту, повстанцам удавалось включать в свои ряды новых участников. Однако, почти сразу оказалось, что не все работающие на тракте поляки разделяли идею вооруженного бунта. Поэтому, начиная со станции Амурская, лидерам восстания приходилось применять силу к несогласным с идеей всеобщего мятежа.

Только спустя два дня в Иркутске стало известно о восстании каторжан [5]. Первое сопротивление повстанцам было оказано вечером 27 июня, когда группа заговорщиков во главе с Кратковским, подойдя к станции Лихановская, попытались взять ее штурмом. В это же время, отряд пехоты из Иркутска успел подойти к станции с другой стороны. После небольшого боестолкновения повстанцы были вынуждены отойти.

На следующий день возле станции Мишиха произошло второе и последнее крупное сражение между восставшими и преследующими их казаками с пехотой. Войскам удалось не только разгромить, но и расколоть заговорщиков на несколько отрядов, которые уже не имели общего руководства и перестали представлять собой единое целое [4]. С этого момента не могло быть и речи о расширении территории восстания, теперь повстанцы небольшими отрядами пытались самостоятельно пробиться к границе.

В течении июля происходили небольшие столкновения в районе реки Темник, где превосходящие силы пехоты и казаков полностью разгромили отряды плохо вооруженных повстанцев. Осознавая безысходность дальнейшего сопротивления, а также факт отсутствия боеприпасов и продовольствия, каторжане были вынуждены сдаться. В общей сложности, боестолкновения продолжались месяц [3,4]. Численность восставших составила до 700 человек, среди них основная часть принадлежала к польской национальности, однако были и русские из числа ссыльных каторжан.

Следствие длилось с 21 июля по 4 октября. К бунтовщикам была применена форма военно-полевого суда. Процесс проходил в городе Иркутске с 24 октября до 9 ноября 1866 г. Из 688 подсудимых виновными были признаны 418 повстанцев, из которых 7 лидеров было приговорено к расстрелу, а остальные были подвергнуты другим видам наказания: к бессрочной каторге или увеличению срока. Остальные 260 человек были оправданы и освобождены от наказания.

Не смотря на тяжесть преступления польских каторжан, мера наказания была весьма мягка. Об этом говорит тот факт, что расстрелу подверглись только: Целинский, Шарамович, Рейнер и Катковский. 15 ноября 1866 г. приговор в отношении лидеров мятежа был приведен в исполнение [4]. Сразу после вынесения смертного приговора лидерам, генерал-губернатор М.С. Корсаков обратился в Санкт-Петербург с просьбой о смягчении приговора. Ответ пришел через месяц после приведения приговора в исполнение [5]. Огромные расстояния империи и бюрократические проволочки не оставили шанса на своевременное изменение меры наказания.

Безусловно, Кругобайкальский бунт 1866 г. можно считать продолжением восстаний, происходящих в Царстве Польском. Так как движущей силой вооруженного выступления являлись поляки, русские принимались в ряды повстанцев с целью увеличения массовости мятежа. Также, главной идеей выдвинутой Целинским, было поднятие на бунт всех сосланных поляков в Восточную Сибирь. Целью заговорщиков являлось продолжение борьбы за независимость Польши. Достаточно большое удаление партий каторжан друг от друга и медленное продвижение восставших помешало вылиться этому выступлению в гораздо большие масштабы. Излишняя идеализация Кругобайкальского бунта в советские годы и создание ореола революционеров из польских мятежников искажало истинные мотивы и цели заговорщиков.

Список литературы Кругобайкальский бунт 1866 г. как продолжение восстаний 1830-31 гг. и 1863-64 гг. в Царстве Польском

  • Красник П. И. Английский парламент и польское восстание 1830-1831 годов // Журнал Ретроспектива: Всемирная история глазами молодых исследователей. 2012. 7. C. 12-23.
  • Ермолаев А. Н. Польские политические ссыльные на территории кузбасса в 1830 1860 годах // Журнал Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. 3 (59). C. 176-179.
  • Семенов Е. В. Хозяйственная деятельность польских политических ссыльных в Забайкалье в 1860-х 1880-х гг. // Журнал Власть. 2010. 11. C. 131-133.
  • Митина Н.П. Во глубине сибирских руд. К столетию восстания польских ссыльных на Кругобайкальском тракте. - М.: Наука, 1966. 144 с.
  • Историческая энциклопедия Сибири т. 2 / Гл. ред. В.А. Ламин. Новосибирск: Ист. наследие Сибири, 2009. 809 с.
Статья научная