Ксенотрансплантация как метод преодоления острой нехватки донорского материала: юридический аспект
Автор: Брылева К.М.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 3-1 (54), 2021 года.
Бесплатный доступ
Глобальный дефицит донорских органов является актуальной проблемой человечества и одним из основных препятствий активного развития трансплантологии в России и мире. Данная статья посвящена детальному анализу отечественной и зарубежной правовой регламентации такого перспективного метода преодоления острой нехватки донорских органов, как ксенотрансплантация. В ходе работы приведены основные международные рекомендации по развитию ксенотрансплантации, а также исследовано текущее состояние данного направления в нашей стране.
Ксенотрансплантация, дефицит донорских органов, трансплантология, донор, реципиент
Короткий адрес: https://sciup.org/170188514
IDR: 170188514 | DOI: 10.24412/2500-1000-2021-3-1-100-104
Текст научной статьи Ксенотрансплантация как метод преодоления острой нехватки донорского материала: юридический аспект
Одной из основных проблем развития клинической трансплантологии является острая нехватка донорского материала. Подобный дефицит характерен как для Российской Федерации, так и для мирового сообщества в целом, и обусловлен самой природой такого высокотехнологического вида медицинской помощи, как трансплантация тканей и (или) органов, применение которого сопряжено с разрешением целого ряда медицинских, организационных, юридических и этических вопросов и необходимостью соблюдения баланса интересов доноров и реципиентов.
Речь о глобальном дефиците донорского материала поднималась ещё в принятых Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1991 году Руководящих принципах трансплантации человеческих органов и тканей, в преамбуле которых было особо подчеркнуто, что в данной сфере спрос всегда превышает возможное предложение [1]. Нехватка донорского материала не только не позволяет производить необходимое количество операций, нацеленных на спасение жизней, но и порождает целый комплекс других взаимосвязанных проблем, таких как незаконная торговля донорскими органами и трансплантационный туризм. Подобные явления активно осуждаются ВОЗ и большинством стран мира, грубо нарушают принципы справед- ливости, равенства и уважения к человеческому достоинству и являются уголовнонаказуемыми.
Каждое государство самостоятельно, на основе присущих ему культурных, этических, социальных и национальных особенностей организует собственную систему донорства, принимает различные программы поддержки доноров, проводит мероприятия, направленные на популяризацию идей донорства, тем самым стремясь самообеспечить потребность в необходимом для проведения транспланталогиче-ских операций биоматериале за счёт национального ресурса. На необходимость приверженности данного вектора развития указывается и в принципах, закрепленных Стамбульской декларацией о трансплантационном туризме и торговле органами. Так, пятый принцип данного акта гласит: «Страны, регионы и сопредельные области должны пытаться достигнуть самообеспечения в органном донорстве, обеспечивая достаточное количество органов для своих жителей, используя также региональную кооперацию» [2].
Одним из наиболее перспективных методов преодоления острой нехватки донорского материала является ксенотрансплантация. Под ксенотрансплантацией понимается пересадка или инфузия в организм реципиента клеток, тканей или орга- нов животных, птиц, рыб и земноводных в целях лечения, профилактики и диагностики заболеваний [3]. Лечение человека путем привлечения существ другого биологического вида не является принципиально новым - широко известна и распространена практика гирудотерапии (лечение пиявками), апитерапии (лечение пчелиным ядом и продуктами пчеловодства), лечение ожогов посредством клеток человеческой кожи, выращенной на клеточной культуре мышей, а, согласно определению, данному в ст. 4 ФЗ «Об обращении лекарственных средств», лекарственные средства могут быть получены, в том числе, из крови, плазмы крови и из органов, тканей организма животного.
Примеры практики пересадок органов от одного биологического вида к другому можно найти в 60-70-х годах прошлого столетия. Например, в 1963 году К. Реем-тсма осуществил операцию по пересадке человеку почки шимпанзе, которая успешно функционировала после ещё в течение девяти месяцев [4]. Однако ксенотрансплантация по-прежнему является экспериментальной отраслью, сопряженной с рядом рисков: как отмечает ВОЗ, ксенотрансплантация связана с риском передачи известных или еще нераспознанных ксеногенных инфекционных патогенов от животных к человеку и от реципиентов ксеногенных трансплантатов к тем, с кем они находятся в контакте, и к общественности в целом. Препятствиями для активного развития данного вида лечения также выступают иммунологические барьеры между представителями различных биологических видов, возможный риск острого отторжения пересаженного органа, проблема психологического принятия реципиентов такого ксеногенного органа и последующей самоидентификации человека, отсутствие должного правового регулирования данного направления деятельности.
Угроза возможных рисков привела к тому, что мнения исследователей относительно целесообразности развития ксенотрансплантации разделились и часть ученых даже выступила за полный запрет данного направления. Однако другая часть исследователей высказалась о том, что в ближайшем будущем достижения медицинской науки позволят преодолеть возможные риски, а ксенотрансплантация сумеет обеспечить потребность в донорских органах.
Резолюцией Всемирной ассамблеи здравоохранения WHA57.18 от 22.05.2004 года государствам-членам настоятельно рекомендовалось разрешать ксеногенную трансплантацию только при наличии эффективных национальных механизмов нормативного регулирования и надзора, а также осуществлять сотрудничество в части разработки рекомендаций и руководящих принципов для гармонизации практики во всем мире и поддерживать международное сотрудничество и координацию в целях предупреждения и эпидемиологического надзора за инфекциями, возникающими в результате ксеногенной трансплантации [5]. Такой подход видится оправданным, поскольку без должного надзора со стороны государства данная экспериментальная отрасль деятельности может привести к плачевным последствиям как для отдельных индивидов, так и для общества в целом, и, на данном этапе, с имеющимся уровнем знаний и умений, говорить о повсеместной клинической ксенотрансплантации ещё рано.
Вместе с тем мы можем наблюдать активное развитие направления ксенотрансплантации, в связи с чем, перед законодателем встаёт острый вопрос необходимости урегулирования данных правоотношений.
Ксенотрансплантация допускается в ряде зарубежных стран. Так, статья 2 Федерального закона Швейцарии «О трансплантации органов, тканей и клеток» прямо устанавливает, что действие данного закона распространяется на обращение с органами, тканями или клетками человеческого или животного происхождения, а также производимыми из них продуктами (продуктами трансплантата), предназначенными для трансплантации человеку [6]. Законом «О трансплантации органов и (или) тканей человека» Республики Армения предусматривается возможность осуществления трансплантации человеку изъятых у животных органов и тканей, однако отдельно оговаривается, что порядок, условия и ограничения такой трансплантации устанавливаются Правительством [7].
Законом Украины «О применении трансплантации анатомических материалов человеку» пересадка человеку органов и других анатомических материалов животного запрещается, однако допускается имплантация человеку ксеноимплантатов (медицинских изделий, изготовленных из анатомических материалов животных и используемых для имплантации) [8]. Таким образом, в законодательстве Украины проводится различие между трансплантацией, как специальным методом лечения, заключающимся в пересадке анатомического материала человека от донора реципиенту и направленным на восстановление здоровья человека, и имплантацией, как специальным методом лечения, предполагающим пересадку человеку биоимплантатов, ксеноимплантов и искусственно изготовленных заменителей органов, ввиду чего мы можем говорить о том, что ксенотрансплантация фактически допускается.
Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (US FDA (Food and Drug Administration)) рекомендовало стимулировать осуществление экспериментальных работ по развитию ксенотрансплантации, но объявить временный мораторий на проведение клинических ксеногенных пересадок человеку. К тому же FDA периодически подготавливает и публикует различные руководящие документы и инструкции для оказания помощи спонсорам и исследователям, проявляющим заинтересованность в осуществлении клинических испытаний в области ксенотрансплантации, проводит различные семинары и конференции, всесторонне поддерживая научное развитие данного направления.
На данный момент в Российской Федерации единственно допустимым видом трансплантации является пересадка реципиенту тканей и (или) органов от другого человека – прижизненного или посмертного донора. Ни закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека», ни федеральный закон «Об основах охраны здо- ровья граждан в Российской Федерации» не содержит специальных норм о ксенотрансплантации, исходя из чего можно сделать вывод, что данное направление является и не запрещенным, и не официально разрешенным в РФ. В этой связи примечательным видится тот факт, что в Распоряжении Правительства РФ от 3 декабря 2012 г. № 2237-р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы» ксенотрансплантация была указана, как одно из приоритетных направлений научных исследований, однако в пришедшем ему на смену Распоряжении Правительства РФ «О Программе фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы)» о ксенотрансплантации не сказано ни слова.
Отдельного внимания заслуживает также то, что проект федерального закона «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации (пересадке)», предложенный Министерством здравоохранения РФ, содержит категоричный запрет на использование донорских органов животных, в том числе живых, для трансплантации человеку, равно как и использование донорских органов человека в целях трансплантации животному, фактически ставя крест на развитии ксенотрансплантации в нашей стране.
Мы не можем согласиться с предложенной концепцией, считая ксенотрансплантацию весьма перспективным методом преодоления дефицита донорских органов, имеющим право на существование, ввиду чего нам видится важным оказывать данному направлению всестороннюю поддержку. В случае отсутствия у государства возможности должным образом организовать систему ксенотрансплантации, а также надзор за ней, куда более уместным было бы ввести временный мораторий на проведение таких операций, постепенно подготавливая кадры, материальнотехническое базу и правовое поле, а не вводить полный запрет.
В 2003 году Комитет министров Совета Европы выпустил Рекомендации № Rec (2003) 10 «О ксенотрансплантации» [9], где указал, что проведение подобных пе- экстренных случаях при отсутствии под- ресадок должно осуществляться при наличии совокупности следующих условий:
-
1) при отсутствии других настолько же эффективных способов излечения пациента;
-
2) при наличии в результатах доклинических исследований ясной терапевтической пользы для пациента или же если результаты проведенных клинических исследований, при наличии таковых, указывают на такую пользу. В частности, необходимо, чтобы такие результаты при использовании применимой в клинических
условиях методологии продемонстрировали нормальное функционирование ксе- нотрансплантанта в соответствующих моделях в течение определенного периода времени, а также предоставили достаточ- ные основания предполагать, что отторжения возможно избежать и что ксенотранс-плантант способен нормально функционировать в человеческом организме.
-
3) при соразмерности для пациента риска потенциальной терапевтической пользе ксенотрансплантации.
Принимая во внимание все возможные риски, сопряженные с проведением пересадок от одного биологического вида к другому, и основываясь на представленных рекомендациях, считаем, что ксенотрансплантация должна проводиться в ходящего прижизненного или посмертного донора, если состояние здоровья реципиента не позволяет более ожидать поиск оптимальной пары, при строгом соответствии всем процедурным условиям. В связи с этим представляется необходимым разработка и принятие уполномоченных федеральным органом исполнительной власти специализированного Порядка оказания медицинской помощи по профилю ксенотрансплантации, а также соответствующего Стандарта медицинской помощи. Помимо этого, важным является также оп- ределение правового статуса животных-доноров, упорядочение организации их выращивания и содержания, решение ряда иных медицинских, организационных, материально-технических, этических и юри- дических вопросов.
Таким образом, мы считаем в корне неверным создание искусственных препятствий для развития ксенотрансплантации в нашей стране и полагаем, что отечественному законодателю следует, ориентируясь на передовой зарубежный опыт, надлежащим образом урегулировать порядок проведения клинических исследований и операций по профилю ксенотрансплантации, что, в перспективе, может способствовать преодолению острой нехватки донорских органов в нашей стране.
Список литературы Ксенотрансплантация как метод преодоления острой нехватки донорского материала: юридический аспект
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.who.int/transplantation/Guiding_PrinciplesTransplantation_WHA63.22ru.pdf?ua=1
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.declarationofistanbul.org/the-declaration
- Малеина М.Н. Правовое регулирование использования человеком органов, тканей и клеток животных // Журнал российского права. - 2014. - №2 (206). - С. 21-27.
- Шумаков В.И. Ксенотрансплантация: научные и этические проблемы / В.И. Шумаков, А.Г. Тоневицкий // Человек. - 1999. - №6. - С. 91-95.
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.transplant-observatory.org/download/resolution-wha57-18-russian
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fedlex.admin.ch/eli/cc/2007/279/de
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=22407
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/T182427.html
- Рекомендация N Rec (2003) 10 Комитета министров Совета Европы "О ксенотрансплантации" (Принята 19.06.2003 на 844-ом заседании представителей министров) // СПС "КонсультантПлюс".