Культовые формы помощи в традиционном хакасском обществе (почитание Тёсей)

Бесплатный доступ

Анализу хакасских фетишей - тёсей посвящено большое количество работ, но их систематизация с точки зрения выполнения функций помощи представлена в данной статье впервые. Ожидание помощи хакасами от «чистых» тёсей характеризуется вверением им большего количества функций, нежели «нечистым». Функциональная нагрузка «чистых» тёсей направлена в основном за пределы жилища, они призваны решить более обширный круг возникающих проблем: покровительство определенному виду, сфере деятельности, роду, местности и т. д. Помогающая энергия «нечистых» тёсей направлена на решение внутридомашних, бытовых вопросов: охрана домочадцев, лечение определенных болезней, помощь роженицам, оберег детей и т. д. Почитание материальных предметов - тёсей, хакасами сформировало у них ответственное отношение к различным видам деятельности, семье, роду.

Еще

Хакасский этнос, сеок, род, помощь, поддержка, фетиш (тёсь)

Короткий адрес: https://sciup.org/147219141

IDR: 147219141

Список литературы Культовые формы помощи в традиционном хакасском обществе (почитание Тёсей)

  • Адрианов А. В. Айран в жизни Минусинского инородца. Сборник в честь 70-летия Г. Н. Потанина. СПб.: Тип. В. О. Кирбишбаума, 1909. 532 с.
  • Бутанаев В. Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2003. 260 с.
  • Бутанаев В. Я. Почитание тёсей у хакасов // Традиционная культура народов Центральной Азии. Материалы и исследования / СО АН СССР, Бурят. филиал Бурят. ин-т общ. наук. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1986. 177 с.
  • Дыренкова Н. П. Пережитки идеологии материнства у алтайских тюрков (духи emegerder-orokenner) // Памяти В. Г. Богораза (1865-1936). Сб. ст. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. С. 123-145.
  • Зеленин Д. К. Культ онгонов в Сибири. Пережитки тотемизма в идеологии сибирских народов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. 436 с.
  • Иванов С. В. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар XVIII - первой четверти XX в. Ленинград: Наука, Ленингр. отд-ние, 1979. 194 с.
  • Катанов Н. Ф. Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сент. 1886 года в Минусинский округ Енисейской губернии. Казань: Типо-лит. Имп. Казанского ун-та, 1897. 103 с.
  • Катанов Н. Ф. Среди тюркских племен // Изв. ИРГО. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1883. Т. 29, вып. 6. С. 146-168.
  • Катанов Н. Ф. Шаманские песнопения, записи 1878-1892 годов. М.: Лит-экспресс, 1996. 254 с.
  • Клеменц Д. А. Заметки о тюсях // Изв. ВСОРГО. Иркутск, 1882. Т. 23, № 5-6. С. 23-25.
  • Клеменц Д. А. Население Сибири // Сибирь, ея современное состояние и ея нужды: Сб. ст. / Под ред. И. С. Мельника. СПб.: Изд. А. Ф. Девриена, 1908. С. 37-78.
  • Кулемзин В. М. Традиционные верования народов Сибири // Локальные и синкретические культуры. Серия «Религии в XX веке». М.: Наука, 1991. С. 98-119.
  • Лобазова О. Ф. Религиоведение. М.: Дашков и Кº, 2002. 384 с.
  • Токарев Ф. Встреча с шаманом // Енисейские епархиальные ведомости. Красноярск: Енисейская епархия, 1884. № 13.
  • Фирсов М. В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект). М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 131 с.
  • Шорцы. Каталог этнографических коллекций музеев России. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. Ч. 5: Духовная культура. 135 с.
Еще
Статья научная