Культовые комплексы Урала и Западной Сибири - историографический аспект

Бесплатный доступ

Статья посвящена истории исследования неординарных археологических объектов - культовых мест, жертвенников, святилищ, расположенных на территории Урала и Западной Сибири. Отмечаются первые упоминания о памятниках культового характера на рассматриваемой территории и возникновение у исследователей интереса к сакральным объектам прошлого. С хронологической точки зрения последовательно рассматриваются этапы формирования источниковой базы, интерпретации функциональной направленности и выявления этнической принадлежности сакральных объектов. Анализируются исследования археологических памятников, где наряду с остатками материальной культуры обнаруживают уникальные следы культуры духовной, в т.ч. и на памятниках сакральной направленности. Дается детальная характеристика современному этапу изучения ритуальных комплексов: дифференциации последних по виду обрядовой деятельности, комплексному подходу к анализу, обработке и интерпретации материалов культовых памятников, проблеме дефиниций и критериев отнесения археологического объекта к категории святилищ. Анализируются работы, посвященные специфическим культовым местам: общеродовым, семейным, а также связанным с производственной и промысловой деятельностью и погребально-поминальными обрядами. Рассматривается вариант существования на данной территории синкретичных ритуальных комплексов, где обрядовая деятельность могла иметь полифункциональный характер. Подчеркивается важная роль ретроспективного метода, применение которого дает возможность экстраполировать отдельные аспекты мировоззрения аборигенных этнических групп рассматриваемых регионов на идеологические представления носителей древних культур. Данные этнографических наблюдений позволяют доказательно обосновать интерпретацию зафиксированных для древних эпох сакральных процессов, выявленных в археологических материалах с культовых объектов и, в конечном итоге, сделать реконструкцию обрядовой практики носителей древних культур более достоверной.

Еще

Святилище, культовый комплекс, историография, западная сибирь, урал, приуралье, жертвоприношение, погребально-поминальный обряд, производственный культ, ритуал

Короткий адрес: https://sciup.org/145146150

IDR: 145146150   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2021.27.0427-0432

Список литературы Культовые комплексы Урала и Западной Сибири - историографический аспект

  • Адаев В.Н. Сакрализация пространства как текущий процесс в культуре юганских хантов-переселенцев // Вестник НГУ Сер.: История, филология. - 2013. - Том 12, вып. 7: Археология и этнография. - С. 296-301.
  • Алтай сакральный : культовые и археоастрономи-ческие смыслы святилищ / Алтай на перекрестке времен и смыслов. Вып. 1. - Барнаул: Изд-во Жерносенко С.С., 2010. - 144 с.
  • Бадер О.Н. Жертвенное место под Писаным камнем на р. Вишере // СА. - Вып. XXI. - 1954. - С. 241-258.
  • Барсова Гора : древности таежного Приобья. - Ека-теринбург-Сургут: Уральское изд-во, 2008. - 300 с.
  • Барсуков Е.В. К истории трактовки Парабельского памятника из наследия Р. А. Ураева // Археолого-этно-графические исследования в южнотаежной зоне Западной Сибири. - Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та, 2003. -С. 113-116.
  • Бауло А.В. Священные места и атрибуты северных хантов в начале XXI века: Этнографический альбом. -Ханты-Мансийск: б/и, 2016. - 300 с.
  • Берс Е.М. Археологическая карта г Свердловска и его окрестностей // МИА. - № 21. - М., 1951. - С.182-243.
  • Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси: культовые места, XIX - начало XX в. - Новосибирск: Наука, 1986. - 192 с.
  • Григоровский Н. Описание васюганской тундры // Записки Западно-Сибирского отдела РГО. -Кн. 6. - Омск: Тип. Окр. штаба, 1884. - С. 1-68.
  • Гусев А.В., Федорова Н.В. Древнее святилище Усть-Полуй: конструкции, действия, артефакты. Итоги исследования планиграфии и стратиграфии памятника: 19352012 гг. - Салехард: ГУ ЯНАО «Северное издательство», 2012. - 59 с.
  • Древние и современные культовые места Алтая / Алтай на перекрестке времен и смыслов. Вып. 2. - Барнаул: Печатная компания АРТИКА, 2011. - 124 с.
  • Ефремова Н.С. Культовые комплексы Северной Азии: производственные, поселенческие, погребальные // Уральский исторический вестник. - № 4 (53). -2016. - С. 25-32.
  • Ефремова Н.С., Молодин В.И. Разновидности ритуальных памятников на юге Западносибирской равнины (неолит - позднее средневековье) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2018.- Т. XХIV. - С. 246-250.
  • Изосимов Д.А. Культовые памятники населения горно-лесной полосы среднего Предуралья: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Екатеринбург, 2007. - 26 с.
  • Корочкова О.Н., Стефанов В.И., Спиридонов И.А. Святилище первых металлургов Среднего Урала. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. - 214 с.
  • Косинцев П.А. Костные остатки из средневековых святилищ Западной Сибири // Мировоззрение народов Западной Сибири по археологическим и этнографическим данным. - Томск: Изд-во Томск. гос. ун-т, 1985. -С. 76-78.
  • Кочмар Н.Н. Писаницы Якутии. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1994. - 264 с.
  • Культовые памятники горно-лесного Урала. - Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 2004. - 429 с.
  • Лобанова Т.В., Кардаш О.В. Костные остатки животных в ритуально-обрядовых комплексах Городка Монкысь урий // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2018. - № 2. - С. 140-148.
  • Мазин А.И. Древние святилища Приамурья. - Новосибирск: Наука, 1994. - 102 с., 229 рис.
  • Мартынова Г. С., Мартынов А.И. К вопросу о культурных центрах и святилищах в археологии Сибири // Религиозные представления в первобытном обществе. -М.: ИНИОН, 1987. - С. 190 - 191.
  • Методика исследования культовых комплексов / Алтай на перекрестке времен и смыслов. Вып. 3. - Барнаул: ООО «Пять плюс», 2012. - 144 с.
  • Молодин В.И., Ефремова Н.С. Грот Куйлю - культовый комплекс на реке Кучерле (Горный Алтай). - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2010. - 264 с.
  • Молодин В.И., Конева Л. А., Чемякина М. А., Степаненко Д.В., Позднякова О.А. Ихтиологические материалы из ритуальных комплексов одиновской культуры памятника Преображенка-6 // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2012. - № 2. - С. 25-36.
  • Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. - Ч. 3. - Половина.1. - СПб: при Императ. Акад. наук, 1788. - 624 с.
  • Панкратова Л.В. Запечатленные в бронзе образы Саровского культового комплекса: реконструкция семантики // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2011. - № 1. - С. 82-91.
  • Потемкина Т.М. Древние святилища как источник исследования мировоззренческих традиций (по материалам Обь-Иртышья) // Миф, обряд и ритуальный предмет в древности. - Екатеринбург-Сургут: Магеллан, 2007. - С. 197-223.
  • Потемкина Т.М. Святилища эпохи энеолита и бронзового века Тоболо-Иртышья (сравнительный анализ) // Археология Южной Сибири: идеи, методы, открытия. -Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005. -С. 50-52.
  • Сериков Ю.Б. Древние святилища Тагильского края. - Нижний Тагил: Нижнетагильский гос. соц.-пед. инст-т (филиал), Российский гос. проф.-пед. ун-т, 2017. -464 с.
  • Сериков Ю.Б. Орнаментированные наконечники стрел эпохи мезолита с пещерного святилища на Камне Дыроватом (р. Чусовая) // Образы и сакральное пространство древних эпох. - Екатеринбург: Аква Пресс, 2003. - С. 73-82.
  • Теплоухов А.Е. О доисторических жертвенных местах на Уральских горах // Зап. УОЛЕ. - Екатеринбург, 1880. - Т. 6. - Вып. 1. - Ч. 1-31.
  • Теплоухов Ф.А. Древности, найденные в Чаньвен-ской пещере Соликамского уезда // Пермский край. -Т. III. - Пермь: Пермский ГСК, 1895. - С. 51-64.
  • Тиваненко А.В. Древние святилища Восточной Сибири в эпоху камня и бронзы. - Новосибирск: Наука, 1989. - 202 с.
  • Тиваненко А.В. Древние святилища Восточной Сибири в эпоху раннего Средневековья. — Новосибирск: Наука, 1994. — 150 с.
  • Финш О., Брэм А. Путешествие в Западную Сибирь. - М.: Тип. М.Н. Лаврова и К°, 1882. - 578 с.
  • Чемякина М.А. Диагностика культовых комплексов Барабинской лесостепи геофизическими методами // Вестник НГУ Серия: История, филология. - 2010. - Том 9, вып. 3: Археология и этнография. - С. 74-84.
  • Чернецов В.Н., Мошинская В.И., Талицкая И.А. Древняя история Нижнего Приобья / МИА. - № 35. - М.: Изд-во АН СССР, 1953. - 360 с.
  • Чиндина Л.А. История Среднего Приобья в эпоху раннего Средневековья (релкинская культура). - Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та, 1991. - 184 с.
  • Чиндина Л.А. Новые данные о сакральной первооснове и функциональной специфике Кулайского святилища // Археолого-этнографические исследования в южнотаежной зоне Западной Сибири. - Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та, 2003. - С. 106-112.
  • Чиндина Л.А. О древних западносибирских святилищах // Религиозные представления в первобытном обществе. М.: Наука, 1987. - С. 209-212.
  • Ширин Ю.В. К истории «культовых мест» Западной Сибири // Археологические исследования в Среднем Приобье. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та, 1993. - С. 152-162.
  • Шмидт А.В. Жертвенные места Камско-Уральского края. - Л.: Гос. соц.-эконом. изд-во, 1932. - 43 с.
  • Шорин А.Ф. Кокшаровский холм: основания и возможности археолого-исторической реконструкции // Северный археологический конгресс. - Екатеринбург; Ханты-Мансийск: Академкнига, 2002. - С. 266-275.
  • Яковлев Я.А. Иллюстрации к ненаписанным книгам. Саровское культовое место. - Томск: Изд-во Томс. гос. ун-та, 2001. - 274 с.
Еще
Статья научная