Культура сквозь призму экспрессионистских традиций в киноискусстве ХХ-ХХI веков (образ Голема)

Бесплатный доступ

В данном исследовании автор приходит к выводу, что экспрессионистская традиция в кино вполне адекватно отражает законы культурного развития общества: творческие деятели на протяжении всего ХХ и первого 20-летия XXI вв. периодически возвращаются теме Голема; образ же его остается актуальным, т.к. он воплощает собой идею подчас единственной защиты (извне) беспомощного перед коллизиями окружающего мира человека, а значит, и этот подспудный страх перед миром нельзя считать исключительно достоянием модернистского мировидения начала ХХ века. Незыблемым по сей день, однако, остается нравственный закон: в каждом кинопродукте Голем подлежит уничтожению как богопротивная субстанция, как неудачная попытка человека встать на одну ступень с Создателем. Вместе с тем, на образ Голема в истории киноискусства влияет и историческая ситуация, и связанные с ней постоянно меняющиеся духовно-эстетические запросы зрителя. Мифологический Голем в ХХ-ХХI вв. перестает быть медлительным и неуклюжим, а для его возрождения уже не нужен ни экстатический мистический опыт, ни праведник, ни целая группа таковых (очевидно, потому, что в современной действительности найти их весьма проблематично): на протяжении более чем 100 лет в киноискусстве мифический Голем из глиняного истукана, благодаря режиссерскому видению, постепенно идет по пути все большего своего «очеловечивания» и в итоге превращается в хрупкую девушку, затем - в несчастного ребенка.

Еще

Голем, экспрессионизм, экспрессионистское кино, Голем: начало

Короткий адрес: https://sciup.org/148323638

IDR: 148323638   |   DOI: 10.37313/2413-9645-2021-23-79(2)-234-243

Список литературы Культура сквозь призму экспрессионистских традиций в киноискусстве ХХ-ХХI веков (образ Голема)

  • Арапов, А. В. Голем: История мифологического образа // Культура и искусство. - 2013. - № 5. - С. 540-543.
  • Голем: начало (2018). - URL: https://www.kinGpoisk.ru/film/1133347/ (дата обращения: 01.10.2021).
  • Игнатов, К. Ю. Кинематографическая интерпретация литературного текста // Поэтика художественного текста: материалы Международной научной конференции: в 2 т. Т. 2.: Русская филология вчера и сегодня. - Борисо-глебск, 2008. - С. 213-220.
  • Кино-Театр.РУ. Голем: начало (2018). - URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/euro/132447/annot/ (дата обращения: 01.10.2021).
  • Козюра, Е.О. «Голем» Густава Майнринка в творчестве М.А. Кузмина // В сборнике: Универсалии русской литературы. Фаустов А.А. Воронежский государственный университет. - Воронеж, 2012. - С. 169-184.
  • Крышкина, Е. Ю. Трансформация легенды о Големе в романе М. Шелли "Франкенштейн, или современный Прометей" // В сборнике: Научно-исследовательская работа обучающихся и молодых ученых. Материалы 71-й Всероссийской (с международным участием) научной конференции обучающихся и молодых ученых. - Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2019. - С. 431-434.
  • Луков, В. А. Голем, Робокоп и другие: российская молодежь о киборгах // Знание. Понимание. Умение. - 2017. - № 2. - С. 42-SS.
  • Маневич, И. Кино и литература. - М.: Искусство, 1966. - 240 с.
  • Михалкович, В. И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. - М.: Наука, 1986. - 222 с.
  • Михальченко, С. А. Экранизация-интерпретация. - М.: ВГИК, 2001. - 62 с.
  • Моисеева Л. А., Чугунов А. М. К теоретико-методологическим проблемам исследования истории функционирования российского кинематографа: на примере Приморского края (1938 - июнь 1941 гг.). - URL: http://e-notabene.ru/hr/article 19950.html (дата обращения: 01.10.2021)
  • Осьмухина, О. Ю. Некоторые аспекты взаимодействия литературы и кинематографа // Концептосфера современной культуры: монография. Под ред. Н.И. Ворониной. - Саранск: Издательство Мордовского университета, 2019. - С. 122-130.
  • Пестова, Н. Любовь // Энциклопедический словарь экспрессионизма / под ред. П. М. Топера. - М.: ИМЛИ РАН, 2008. - С. 3S1-3S3.
  • Подопригора, А. В. Эволюция Голема: институт российской коррупции в условиях цифрового общества // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции: Сборник трудов по итогам Третьей Всероссийской научной конференции с международным участием. Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук. - Екатеринбург: Издательство: Институт философии и права УрО РАН, 2019. - С. 279-306.
  • Рыжов, В. А. Големы. От Ветхого Завета до компьютерных игр. - URL: https://topwar.ru/175456-golemy-ot-vethogo-zaveta-do-kompjuternyh-igr.html (дата обращения: 01.10.2021).
  • Самосюк, Н. Л. Лейтмотив как художественный прием создания концепта «Кукла» в романе Дины Рубиной «Синдром Петрушки» // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 4 (71). - С. 526-529.
  • Хён, Э. Искусственный человек в литературе // В сборнике: Контуры будущего: технологии и инновации в культурном контексте. коллективная монография по результатам конференции. - СПб. : Центр научно-информационных технологий "Астерион", 2017. - С. 371-375.
  • Хренов, Н. А. На пути к «Постчеловеку»: антропологический, мифологический и художественный потенциал марионетки // Культура культуры. - 2020. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary 42840969 88372018.pdf (дата обращения: 01.10.2021).
  • Шабельник (Теличко), А. В. Демиургическое начало в романе Г. Майринка "Голем" // Studia Litterarum. - 2019. -Т. 4. № 4. - С. 86-97.
  • Щербакова, А. С. Мифопоэтические аллюзивные зеркала дилогии М. Шелли о Франкенштейне // Ученые записки Новгородского государственного университета. - 2018. - № 1(13). - С. 15.
  • Туровская, М. Кино и экспрессионизм // Энциклопедический словарь экспрессионизма / под ред. П. М. Топера. - М.: ИМЛИ РАН, 2008. - С. 267-271.
  • Bazin, A. Adaptation, or the Cinema is Digest // Film Adaptation. An Anthology. Edited and with an introduction by James Naremore. - New Jersey: Rutgers University Press, 2000. - P. 19-27.
  • Branigan, E.R. Point of View in the Cinema: a Theory of Narration and subjectivity in Classical Film. - Amsterdam; Berlin; New York: Mouton, 1984. - 246 p.
  • Progressive Silent Film List («Список прогрессивных немых фильмов» Карла Беннета - URL: http ://www. silen-tera.com/PSFL/data/G/Golem1914.html (дата обращения: 01.10.2021).
  • The Numbers. Where Data and the Movie Business Meet. The Limehouse Golem (2017). - URL: https ://www.the-num-bers.com/movie/Limehouse-Golem-The-(UK)#tab=summary (дата обращения: 01.10.2021).
Еще
Статья научная