Культура воспитания в этнопедагогике абхазов

Бесплатный доступ

В статье раскрывается содержание культуры народного воспитания как основного фактора этнической педагогики абхазов. Сохранение этноса во многом зависит от обращения к традициям воспитания предков, что делает актуальным изучение культуры этнопедагогики абхазов. Кроме того, по убеждению автора, чтобы познать мир духовной нравственности любого народа, необходимо узнать его этнопедагогическую культуру, позволяющую проникнуть во внутреннюю среду воззрений этноса и его представителей. Таким образом, актуальность изучения этнопедагогической культуры обусловливается и тем, что результатами подобного исследования представляется возможным пользоваться и при урегулировании межэтнических взаимоотношений. Однако следует учитывать, что за период конца прошлого ‒ начала нынешнего тысячелетия возникает плеяда поколений, не знающая культуры своего этноса, идет процесс колоссальной утраты его духовных ценностей. Тем не менее пренебрежение этническим фактором часто ведет к тяжелым последствиям, забвению этнопедагогической культуры народа, являющейся аккумулятором воспитательной мудрости поколений прошлого. Автор утверждает, что абхазская этнопедагогическая культура делает основную ставку на формирование духовности, характеризуемой бескорыстием, свободой, эмпатией, взаимной поддержкой, солидарными действиями, добротой, эмоциональностью, то есть всеми теми качествами личности, которые возвышают ее над собственными индивидуально-эгоистическими, прежде всего биологическими потребностями. Духовность связывается с традиционной народной этикой абхазов, выражающейся, прежде всего, в ненасилии, во внутренней чистоте, умиротворенности, скромности и послушании. Все это наилучшим образом представлено у абхазского народа, который за свою многовековую историю создал и сохранил до наших дней многие самобытные традиции, обычаи, воззрения, на которых воспитывалось не одно поколение людей.

Еще

Абхазская народная педагогика, этнопедагогика абхазов, этнопедагогическая культура, народ абхазии, абхазский этнос, народное воспитание

Короткий адрес: https://sciup.org/14951280

IDR: 14951280   |   DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-4/1-123-127

Текст научной статьи Культура воспитания в этнопедагогике абхазов

Согласно условиям абсолютного преобразования мирового сообщества, особую актуальность приобретает обнаружение закономерности становления, формирования, развития, функционирования абхазской этнопедагогической культуры.

Не секрет, что воспитание – это явление национальное. Идеи воспитательного процесса каждого этноса продиктованы национальными особенностями более, чем что-либо другое [8]. В подтверждение этого можно привести своего рода «золотое правило» этнической педагогики, приведенное Г.Н. Волковым. Суть его заключается в том, что без памяти исторической – не существует традиций, традиции немыслимы без культуры, нет культуры – без воспитания и нет воспитания – без духовности, без духовности не может быть личности, нет личности – значит, нет народа [3].

Важнейшей составляющей в этой цепи является воспитание, в отношении к которому все входящие структурные элементы представляются как симметричными, так и подчиненными. Они оказываются сосредоточенными вокруг воспитания.

Основными аспектами сложнейшего взаимодействия развивающейся личности с социумом являются происходящие в культурном пространстве. Личность включает в себя части культуры, формируется на ее основании и оставляет в ней свое собственное, новое. Культурологический подход обусловливается непосредственной связью личности с культурой как с системой этнических ценностей. В роли аксиологических ориентиров в пределах общечеловеческих ценностей выступают и этнические ценности - посредством этнических традиций и идеалов необходимо стремиться к системе взаимозависимого, взаимодействующего мира. Следует научиться созерцать то целое, что объединяет все человечество. На пути реализации данного принципа значимое место принадлежит педагогической культуре этноса.

Культура воспитания в этнопедагогике в основном полагается и делает особый акцент на формировании духовности, которая заключается в бескорыстии, свободе, эмпатии, взаимной поддержке, солидарных действиях, доброте, эмоциональности, то есть во всех тех качествах человека, которые возвышают его над личностными индивидуально-эгоистическими потребностями, биологическими прежде всего. Духовность относится к традиционной народной этике, представляющей из себя исключение насилия, наличие внутренней чистоты, умиротворения, скромности и послушания. Все эти составляющие ярко выражены у абхазского этноса, за свою многовековую историю создавшего и сохранившего до наших дней множество самобытных традиций, обычаев, воззрений, благодаря которым произошло успешное становление не одного поколения людей.

В этнопедагогической культуре любого народа непременно заключен интерес и для прочих этносов. Речь идет не только об историко-культурном опыте, но и о духовных богатствах, по которым представляется возможным судить о народе [4]. Чтобы познать мир духовной нравственности любого народа, необходимо узнать его этнопедагогическую культуру, позволяющую проникнуть во внутреннюю среду воззрений этноса и его представителей. Таким образом, актуальность изучения этнопедагогической культуры обусловливается и тем, что результатами подобного исследования представляется возможным пользоваться и при урегулировании межэтнических взаимоотношений.

Однако следует учитывать, что за период конца прошлого - начала нынешнего тысячелетия возникает плеяда поколений, не знающая культуры своего этноса, идет процесс колоссальной утраты его духовных ценностей. Тем не менее пренебрежение этническим фактором часто ведет к тяжелым последствиям, забвению этнопедагогической культуры народа, являющейся аккумулятором воспитательной мудрости поколений прошлого. «Социально-личностный прогресс допустим только путем возрождения этнопедагогической культуры этноса; посредством этнической идентичности; через повышение интереса и к обычаям, и к традициям собственного народа, его фольклору и культурному наследию в целом» [7, c. 117].

Чрезвычайную значимость в наши дни обретает совокупный анализ воспитательных возможностей тех средств, которые формируют этническое самосознание граждан Республики Абхазия, прежде всего, ресурсов духовно-нравственных культуры этнопедагогической, от которой существование самого человека зависит, а также будущая судьба всей цивилизации в целом.

Целью исследования является выявление особенностей этнопедагогической культуры абхазского народа как составного элемента народной педагогики.

Абхазский этнос создал уникальную материальную и духовную культуру, ориентированную на взаимоотношения конструктивного характера с окружающим миром. Практика, почерпнутая из жизненного опыта этноса, сохранившего на протяжении тысячелетий стабильность, его вековые сведения о правилах гармоничного сосуществования с природой в контексте мирового экологического кризиса, обладают особой ценностью. При этом в осознания собственной личности абхаз никогда не ставил себя выше природы, ощущая себя ее неотъемлемой частью. Знания абхазского народа, его убеждения, верования и обряды - бесценный результат богатого опыта миллионов предшественников, который важно сохранить для будущих преемников, для осознания новых ориентиров и приоритетов в педагогической науке и образовательной практике как республиканского, так и мирового масштаба. Абхазская этнопедагогическая культура относится к общемировым духовным богатствам. Она настолько уникальна, что, исчезнув, повлекла бы невосполнимую утрату для всего человечества.

Этнопедагогическая культура абхазов зиждется на фундаментальной системе народного воспитания, которая может быть классифицирована согласно трем сферам - природа, социум и личность. Природа, представляя собой среду обитания, обусловливала образ жизни народа Абхазии. Характерные особенности представлений абхазского этноса о природе можно обнаружить в отсутствии противостояния человеку. Природа в понимании народа представляется как равное ему, заслуживающее уважения, существо, как помощник в охоте, при добывании пищи и разведении огня, с которым необходимо строить отношения не теоретически, как это делает современный человек, а практически.

На практике индивид строит свои взаимоотношения не только с природной, но и с социальной средой. В первую очередь это происходит в семье. «Семья для абхазов представляется абсолютно естественным, важным и необходимым явлением, не уступающим по значимости и природному окружению с довольно зыбкой гранью в контексте воззрений об этническом мироустройстве» [2, c. 108]. Внутри семейных отношений народ Абхазии к детям проявлял любовь, ласку, уважение, что обусловливало формирование у них чувства доверия к старшим, родителям, воспитывало послушание, желание следовать примеру взрослых.

Абхазскому этносу не свойственны представления об отвлеченном обществе, для них социальной средой является род, который выполнял разнообразные функции: ритуальнобытовую, религиозно-культовую и соционормативную [1].

Считая себя частью природы и неотъемлемым членом рода,человек тем не менее проявлял себя и как индивидуальность в восприятии окружающего мира, в общении с представителями семьи и всего рода, в следовании идеалу.

Идея биологической гармонии всего сущего и идея близости с природой также характерны для мировоззрения абхазов. Лишь родственныеузы могли быть значимыми для общества, в котором иные связи еще не обрели характера доминанты. Например, по представлениям абхазов, родословная человека связана с миромприродных форм, со сферой космических стихий. Генеалогические предания родов свидетельствуют о происхождении разных родов от природных объектов – гор, деревьев, птиц, зверей.

Жизнь абхазов зависела от главных источников существования – скотоводства и охоты. По их мифологическим представлениям, земля была заселена различными духами, от которых зависело поголовье скота и удача на охоте. Каждый род имеет свое божество, которое обитает в определеннойместности: свой фетиш, своего священного зверя или птицу. Этот дух-божество мог быть жестким, наказывать людей, если род не почитает его, или, наоборот, при угодных жертвах мог дать им детей, скот, благополучиесемье и роду. Можно предположить, что почитание духов не ограничивалосьпреподношением жертвы. Существовали определенные запреты по отношению к родовой горе, к родовым животным и растениям.

Среди животного мира к особопочитаемым видам фауны следует отнестисобаку, коня, змею. Священным считалось животное, укладываемое в колыбель ребенка в качестве жертвы духу дерева, из которого изготовлялась колыбель [6].

Сложная система взаимоотношений человека с природой основывается на религиозных, магических представлениях, но вместес тем системазапретов, ограничений, дозировок, прошедшая многовековую апробацию,имела природоохранительный характер, позитивный экологический смысл.Стремлению сохранить природу способствовала также и высокая степень зависимости от природных сил. Возможно, именно в системе мировосприятия абхазов просматриваются зачатки экологической культуры,которую невозможно сохранить и передать без этнической педагогики – основного носителя, транслятора культурных ценностей общества.

Народные педагоги пытались привести многие самобытные традиции, обычаи, воззрения, народные сказания, на которых воспитывалось не одно поколение людей, в целостную педагогическую систему, формирующую совершенного человека. В этой системе естественным образом связаны раннее начало, естественность, природосообразность, непрерывностьвоспи-тания, а такжеиспользование комбинированных средств воздействия, то есть эта система – целостный педагогический процесс.

Формы функционирования этнической педагогики в прошломмогут конструироваться, как условные, действовавшие когда-томодели, по результатам воспитания. Без этогоневозможно понять ни инструментовки традиционной педагогики, ни технологии воздействия педагогических приемов, ни механизмоввзаимодействия отдельных воспитательных средств. Поэтому раскрытиетайн вечной категории – этнического воспитанияпо готовым результатам чрезвычайно важно. Именнорасшифровка секретов прошлого, разгадка загадок проливает свет на особенности педагогической культуры этноса и даже страны в целом. Именно поэтому столь необходим педагогический анализ историческойдеятельности предков абхазов с целью использования всего, что в ней есть ценного.

Анализ традиционных средств воздействия на подрастающее поколение дал нам основания выделить родовыетрадиции, имеющие непреходящее значение не толькодля родового человека. Это, прежде всего,формирование таких нравственных качеств, как честность,гуман-ность, коллективизм, трудолюбие. Доминантные стороны совершенства,свидетельствующие о стержневом свойстве личности, выдвигалисьна первое место. Содержание мифов, песен, сказок, загадок и пословиц свидетельствует о том, что народнаяпедагогика абхазов, определяя черты совершенной личности, проявляла заботу и о реализации идеала совершенного человека. Особое внимание обращается на трудовоевоспитание, так как оно связано с жизнедеятельностьюнарода, со спецификой хозяйственной деятельности.

Труд в условиях Абхазии был связан, прежде всего, со скотоводством. «Круглогодичное содержание скота требовало максимума внимания и трудовыхусилий всех членов семьи.

Обособленное ведениехозяйства вынуждает скотоводов прибегать к трудовойпомощи со стороны детей с малолетнеговозраста» [5, с. 141]. В условиях патриархально-натурального хозяйства была необходима универсальная трудовая подготовка детей. Особой трудовой выучке детей способствовали и суровые природные условия.

Трудовая деятельность детей способствовала и их эстетическому развитию. В обычае абхазов было украшать орнаментальными рисунками орудия труда, предметы домашнего обихода. Эстетическому развитию способствовало и повседневное нахождение в природной среде.

Выделялись такие формы передачи традиционных знаний, умений и навыков: наблюдение детей за повседневной жизнью семьи, за работой взрослых, использование фольклора как формы трансмиссии традиционных знаний, обучение и наставление со стороны старших различным видам работ, использование детей и подростков в качестве помощников, проверка на практике полученных знаний.

Необходимым условиемжизнедеятельности этносаявляется физическоездоровье как предопределяющийфактор жизнеобеспечениячеловека. Фундаментальнойосновой физического здоровья являетсязакаливание организмаестественными и природнымифакторами (солнце, воздух и вода). Природные факторы настолько теснопереплетаются с образом жизни абхазов, что закаливаниекак средствофизического воспитанияявляется естественнымсредством подготовкичеловека к проживаниюв суровыхклиматических и бытовых условиях.

Таким образом, естественное стремление народа заключалось в том, чтобы не только выжить, но сохранить и продолжить свой род, что толкало его на поиск природных средств физического воспитания, главным из которых было закаливание организма.

Народные игры абхазовпредставляют собойтрадиционную системуфизического воспитания и формирования гармонически развитой личности.

Каждый народсвязывал истокивозникновения и развитиятрадиционных народныхигр с образомжизни, климатическими условиями, орудиямитруда и охоты, с национальными особенностями этноса[9]. За национальнымхарактером игры кроетсякультурное богатство,традиции каждогонарода. Содержаниемногих игр можетрассказать о быте и религии,трудовой деятельностилюдей. Народныеобычаи, древниеритуалы продолжаютжить в играхдетей. Особыеэлементы телодвиженияпередавались из поколенияв поколение как специфическая отличительная черта данного народа.

Исходя из вышесказанного, мы пришли к следующим выводам:

Этнопедагогическая культура абхазов представляет собой систему исторически сложившихся духовных ценностей и прогрессивных традиций народной жизни, их проекцию на воспитание, развитие и социализацию личности. Она детерминирована образом жизни, характером жизнедеятельности личности, социальной группы, всего сообщества, общественнополитическими, социально-экономическими, природно-климатическими условиями бытия.

Этнопедагогическая культура включает в себя совокупность отобранных и проверенных практикой, передаваемых из поколения в поколение эмпирических знаний, нравственных и эстетических воззрений, идей, сведений, способов и средств для обучения и воспитания, отраженных в народном творчестве.

Наиболее яркими традиционными проявлениями были ценностные ориентации, составляющие основу нравственных, духовных, физических, жизнеобеспечивающих (отношение к детям, брачный возраст, здоровье детей и т.д.), семейных педагогических представлений. В области технологии образования традиционными являлись обряды, обычаи, игры, праздники, народные календари, пример родителей, совместная деятельность взрослых и детей в семье, совпадение процессов обучения, воспитания, развития и повседневной жизни.

Сущностными характеристиками этнопедагогической культуры абхазов являются естественность воспитания как создание условий для свободного развития ребенка, а не жесткого навязывания ему правил извне с целью реализации его возможностей.

Рассмотренные особенности этнопедагогической культуры абхазского народа показывают, насколько высок уровень духовности этого народа. Народность, культуросообразность, природосообразность определяют целостность педагогических подходов к процессу воспитания молодого поколения: национальные формы воспитания, роль родного языка, народных традиций выступают основными факторами воспитания. Самосохранение народа, сохранение его самобытности, взаимообогащение культур, сохранение культурных ценностей и др. будет способствовать нравственному становлению молодого поколения и выступает составным компонентом будущего образования. Будущее абхазского народа во многом определяется эффективным использованием этнопедагогической культуры, что призвано служить всему делу национального подъема этого народа.

Список литературы Культура воспитания в этнопедагогике абхазов

  • Абхазоведение: Археология. История. Этнология. ‒ Выпуск 8-9. ‒ Сухум, 2013.
  • Анкваб М.Ф. Реализация функций семьи в народной педагогике абхазов//В сборнике: Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения. Сборник материалов XI международной научно-практической конференции/Отв. ред. Е.М. Мосолова. ‒ 2016. ‒ С. 104-111.
  • Волков Г.Н. Этнопедагогический диалог национальных культур//Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. ‒ 2007. ‒ Т. 2. ‒ № 3. ‒ С. 4-11.
  • Гогицаева О.У. Межпоколенные отношения в этнопедагогической культуре//В сборнике: Теория и практика обучения и воспитания. Сборник научных трудов/Ред. Б.А. Тахохов (отв. ред.) и др. ‒ Владикавказ, 2005. ‒ С. 69-80.
  • Дзидзария Г.А. Труды. I том. ‒ Сухум: Дом печати, 2014. -436 с.
  • Инал-ипа Ш.Д. Абхазы//Народы Кавказа. Этнографические очерки/Под общ. ред. С. Толстова. В 2 т. Том 2. ‒ М.: Издательство Академии наук СССР, 1962. ‒ С. 372-421.
  • Сайгушев Н.Я. Этнопедагогическая культура студентов как педагогическая проблема//Южно-Уральский педагогический журнал. ‒ 2010. ‒ № 2. ‒ С. 114-120.
  • Терентьева Н.В. К.Д. Ушинский о воспитании: к проблеме реализации концепции духовно-нравственного воспитания и развития//В сборнике: Актуальные проблемы изучения всеобщей и отечественной истории и методик их преподавания. Материалы IV научно-методического семинара студентов, аспирантов и преподавателей кафедр истории России, документоведения и всеобщей истории/Отв. ред. Н.В. Терентьева. 2015. ‒ С. 149-152.
  • Фролова А.Н. Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство воспитания патриотизма//Науч.-метод. электрон. журнал Концепт. ‒ 2015. ‒ Т. 13. ‒ С. 591-595.
Еще
Статья научная