Культурная повестка России

Бесплатный доступ

В статье отмечается, что решение многих коренных вопросов государственной политики и управления, социально-культурного обустройства российского народа на перспективу непосредственно связано с содержанием культуры, с состоянием культуры человека, общества, культурной политикой государства. Глубочайшие социальные потрясения, которые неоднократно происходили с российским народом в ХХ веке, привели к тому, что мы растеряли многие традиционные культурные ценности и установки российской культуры, которая исторически воспроизводила в художественных образах, ценностях и идеалах правду, добродетельность, гармонию и любовь. Культура и культурная политика все больше формализуются, теряя содержание. Происходит бесконтрольное заполнение культурного пространства артефактами невежества, атрибутикой массовой культуры, вместо традиционной культуры с вековыми идеалами. В этих условиях актуальной становится задача более убедительного инвестирования культурно-нравственных ценностей в развитие человека и общества, ибо главной задачей культурной политики государства является обеспечение победы культуры над невежеством, духовного совершенствования человека и общества, а не просто обеспечение доступа к культурным ценностям. Задачи культурной политики - это не только обеспечение равного доступа граждан к культурным ценностям и учреждениям, как это преподносится, но и формирование целостности духовного мира, миропонимания россиян, их культурной идентичности. При этом важно понимать, что базовые основы культурно-нравственного кода человека и нации формируются, прежде всего, на ценностях и смыслах традиционной культуры - истины, добра, красоты и любви, - которыми чрезвычай но богата русская, российская культура. Таким образом, Год российской культуры нуждается в фундаментальной повестке, которая позволила бы осознать потенциал традиционных современных смыслов русской, рос сий ской куль ту ры, а так же цели и соответствующие за дачи фор ми ро ва ния эф фек тив ной государственной культурной политики, способной сохранить культурную идентичность и достоинства россиян, культурный суверенитет России, установить для гражданина, народа, страны смысловые связи между прошлым, настоящим и будущим России. Культурный потенциал русской, российской культуры - это наш стратегический ресурс, смысл национальной идеи России в XXI веке.

Еще

Культурная политика, российская культура, традиционные культурные ценности, на циональная идея России, массовая культу ра, культурная идентич ность

Короткий адрес: https://sciup.org/14489683

IDR: 14489683

Текст научной статьи Культурная повестка России

Россия проходит через глубокие трансформационные процессы, которые в корне изменили политические и социально-экономические основы развития государства и общества. И, конечно, эти процессы не могли не затронуть культурный код русского, российского народа, в целом культурную среду и культурную идентичность России и россиян. Российское общество столкнулось с фундаментальными вопросами — вызовами, на которые приходится отвечать: наследницей какой культуры выступает Россия; каковы смыслы нынешней русской российской культуры; какую культурную политику призвано осуществлять российское государство; наконец, каково содержание культурной повестки России ХХI века и т.д.

Российская власть в последние годы пытается найти разумные ответы на эти вопросы. Она стала понимать, что в современных условиях, как отметил Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию 2012 года, все более «определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики». При этом «эти сферы не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина» (см.: .

Следовательно, решение многих коренных вопросов государственной политики и управления, социально-культурное обустройство россиян, российского народа на перспективу непосредственно связаны с содержанием культуры, с состоянием культуры человека, общества, с проводимой культурной политикой государства. При этом фундаментально-реформистские усилия В. В. Путина за последние десять лет все более чётко выявляют закономерность, когда культурная динамика, а значит, и культурные процессы, не успевают за политической и социальной динамикой развития современного российского общества. Это означает, прежде всего, то, что экономические и иные процессы не успевают обрести традиционные российские культурно-нравственные смыслы. Отсюда и духовный кризис, который затронул многие сферы российского общества, самосознание и поведение россиян, что потребовало глубокий зондаж, прежде всего, сферы культуры.

Именно из этих объективных вызовов и исходил Президент Российской Федерации В. В. Путин, объявляя 2014-й год Годом культуры в Российской Федерации. При этом, понимая, что культура — это не набор видов искусств и не развлекательно-увеселительные услуги, как это часто воспринима- ется последнее двадцатилетие, а более глубокая, сущностная субстанция, традиционный уклад жизни, историческая память и опыт социального бытия человека, социума, которая в целом определяет суть и смысл их жизни, способность людей жить вместе по общепринятым нормам, по критериям истины, добра, красоты и любви, обретая при этом большие просторы и потенциал свободы и достоинства, как для себя, так и для других людей.

И огромное значение в обретении смысла культуры и культурной политики, а значит, и в продуктивном проведении Года культуры, имеют положения о традиционной культуре, озвученные Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года.

Глубочайшие социальные потрясения, которые неоднократно происходили с российским народом в ХХ веке, привели к тому, что мы растеряли многие традиционные культурные ценности и установки российской культуры, которая исторически воспроизводила в художественных образах, ценностях и идеалах правду, добродетельность, гармонию и любовь. А после развала Советского Союза произошло вымывание духовно-нравственных смыслов российского культурного пространства. И оно стало переполняться невежеством и безнравственностью, озлобляя людей, сталкивая граждан единой страны друг с другом.

Многие традиционные основания русской, российской культуры стали терять духовный смысл. Мир человека стал более прагматичным, и уже редко кто вспоминает о духовных идеалах человеческого бытия как об основаниях культуры человека и общества.

Отсюда и возрастающая разобщённость, разорванность исторических связей между поколениями и культурами, что приводит к ослаблению скрепов формирования российского народа, российской нации. Культура и культурная политика стали все боль- ше терять своё духовно-просветительское предназначение, претерпевать кризисы и деформироваться. Все чаще культура стала выступать как форма, теряя свою внутреннюю целостность и жизнеспособность, своё предназначение одухотворять, просветлять социальные процессы, объединять и вдохновлять нацию.

Культура и культурная политика все больше формализуются, теряя содержание.

Послушайте ежегодные отчёты министров культуры страны или регионов, и вы услышите набор цифр о количестве домов культуры, театров, постановок спектаклей и фильмов и почти ничего о ценностном потенциале и ценностных ориентирах русской, российской культуры и о смыслах культурной политики региона.

Происходит бесконтрольное заполнение культурного пространства артефактами невежества, атрибутикой массовой культуры, вместо традиционной культуры с вековыми идеалами. Сознание и образ жизни россиян переполняются чуждыми смыслами и чуждыми ценностями, толкая россиян к этнополитическому, религиозному экстремизму, вплоть до объявления врагами родственников или сограждан. Самое страшное — идёт процесс потери духовно-нравственных оснований оценки культуры и невежества, нравственности и безнравственности. В дискуссии с автором книги «Конфликт цивилизаций» С. Хантингтоном в Гарвардском университете (в начале 90-х годов прошлого века) мне приходилось ему отвечать, что по большому счету культуры не сталкиваются, сталкивается невежество! И главное противоречие нашего времени — это не конфликт между культурами, а борьба между культурой и невежеством, и то, что в современном мире воспроизводство невежества более успешно происходит, чем воспроизводство культуры.

В этих условиях актуальной становится задача более убедительного инвестирования культурно-нравственных ценностей в развитие человека и общества, ибо главной задачей культурной политики государства является обеспечение победы культуры над невежеством, духовного совершенствования человека и общества, а не просто обеспечение доступа к культурным ценностям, неизвестного происхождения, далёких от духовных идеалов и истин, добра, любви и красоты.

В России, которая считалась духовной крепостью мира, также все меньше внимания уделяется осмыслению сути и практики духовных идеалов русской, российской культуры. Работы Л. Толстого, Н. Бердяева, А. Сорокина, Д. Лихачева, В. Межуева, Р. Гамзатова, М. Карима, Д. Гранина, Ф. Искандера и других мыслителей, посвящённые этим идеалам, фактически не пропагандируются, не доводятся до культурологического образования и культурной практики. В то же время в советское время, при всех недостатках однобокого идеологического диктата, передовые традиционные смыслы русской, российской культуры внедрялись в сознание и в жизненную практику людей.

Недостатки философско-культурологического осмысления и обеспечения культурной политики частично можно было бы компенсировать развитым законодательством о культуре. И тут у нас пока не все благополучно. Более десяти лет в Государственной Думе идёт работа над законопроектом «О культуре». И неизвестно, сколько ещё ждать этого базового федерального закона, ибо каждый новый депутатский созыв хочет дать свой вариант законопроекта. При этом более пятидесяти субъектов Федерации уже приняли свои законы о культуре. Получается, что страна по разным регионам живёт в разных культурных измерениях, по-разному понимает сущность культуры и культурной идентичности граждан.

Отсюда неопределённость, бессистемность и провалы культурной политики, что усугубляет духовно-нравственное здоровье россиян, культурное самочувствие россиян и российского народа, при этом объясняя все недостатки культурной политики низ- ким уровнем финансирования сферы культуры. К сожалению, при этом мы умудряемся финансировать очень много ненужной и не очень качественной культуры, а порой и просто невежество. После избрания В. В. Путина Президентом Российской Федерации в 2000 году финансирование культуры увеличилось в семь раз. И закономерный вопрос: возросла ли за это время соответствующим образом эффективность культурной политики? Потеряны эстетические и этические мерила оценки культуры и культурной политики.

Другой пример: в стране более 50 тысяч домов культуры, в которых за мизерную зарплату работает огромное количество людей. Многие из них уже давно не знают, чем занимаются: кто этнографией, кто порнографией, а кто и просто откровенным невежеством — распространением пошлостей, разврата и безвкусицы. Здания и сооружения многих учреждений культуры давно находятся в безкультурно-аварийном состоянии. Но вся эта разруха опять-таки финансируется.

Вместо отживших свою суть домов культуры мы создаём в Дагестане центры традиционной культуры народов России.

Статья научная