Культурологические исследования в творческих вузах Санкт-Петербурга
Автор: Никифорова Л.В.
Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana
Рубрика: Ценностный опыт
Статья в выпуске: 4 (69), 2023 года.
Бесплатный доступ
Цель статьи - показать тематику культурологических исследований, базой которых стали восемь ведущих творческих вузов Санкт-Петербурга: Санкт-Петербургская академия художеств, Академия русского балета имени А.Я. Вагановой, Российский государственный институт сценических искусств, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Высшая школа народных искусств. Тематика классифицирована по направлениям: философия культуры, философско-культурологическая аналитика искусства и творчества; критический анализ искусствоведческой методологии и использование новых методов в аналитике искусства; вопросы культурной политики, культурного наследия, культурной памяти; история и культура Санкт-Петербурга, культурологическое краеведение; педагогика художественного образования. Сделан вывод, что обозначенные тенденции можно рассматривать как контуры реально функционирующей культурологии искусства.
Культурная память, культурное наследие, культурология, теория культуры, творческие вузы
Короткий адрес: https://sciup.org/140305698
IDR: 140305698 | DOI: 10.53115/19975996_2023_04_205_215
Список литературы Культурологические исследования в творческих вузах Санкт-Петербурга
- Акимова Н.Н. О петербургском тексте эпохи реализма: Искусство и художник в повести Н. С. Лескова «Островитяне»// Научные труды. – 2019, № 51. – С. 130–52.
- Акимова Н.Н. Петербург XVIII века в «Воспоминаниях» Ф. В. Булгарина // Научные труды. – 2016, № 39. – С. 130–143.
- Акимова Н.Н. Литератор Фаддей Булгарин: творчество, репутация, культурный миф. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2022. – 557 с.
- Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного: Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. – 398 с.
- Апинян Т. А. Мир игры. – Б. м.: Эйдос, 1992. – 160 с.
- Апинян Т.А. Мифология: теория и событие / Уч. пос. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. – 280 с.
- Апинян Т.А. Музыка в контексте истории философии: между универсумом и человеком. Метафизические размышления о музыке / Уч. пос. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2008. – 140 с.
- Архипова О.В., Шор Ю. М. Метафизика творчества. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 185 с.
- Архитектоника современного искусства. Жанрово-видовые трансформации / Сост. Е.Э. Дробышева; науч. ред. Л.А. Меньшиков. – СПб.: Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, 2016. – 242 с.
- Архитектоника современного искусства в режиме медиа: пространство, технологии, агенты / Сост. и ред. Е.Э. Дробышева. – СПб.: Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, 2021. – 178 с.
- Архитектоника современного искусства. От модерна к постмодерну / Сост. Е. Э. Дробышева; науч. ред. Л. А. Меньшиков. – СПб.: Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, 2015. – 242 с.
- Архитектоника современного искусства. Сто лет под знаком революций / Сост. Е.Э. Дробышева; Науч. ред. Л.А. Меньшиков. – СПб.: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, 2018. – 242 с.
- Архитектоника современного искусства. Художник и власть: Сборник статей / Сост. Е. Э. Дробышева; науч. ред. Л. А. Меньшиков. – СПб.: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, 2019. – 242 с.
- Асоян А.А. Классическое наследие в эпоху глобализации// Культурология. –2014, № 1 (68). – С. 5–26.
- Асоян А.А. «Кристаллография» П. Филонова и «миропись» В. Хлебникова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2021, № 3 (101). – С. 46–57.
- Асоян А.А. От Дидро до Деррида. Философско-эстетические основы художественной критики. – СПб.: Алетейя, 2016. – 586 с.
- Асоян А.А. Семиотика мифа об Орфее и Эвридике. – СПб.: Алетейя, 2015. – 134 с.
- Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 363 с.
- Бандорина К. В. «Важно мыслить не одной картиной, а контекстом»: интервью с преподавателем Академии Штиглица, искусствоведом Ксенией Бандориной. 02.05.2023 г. – Интернет-ресурс. Режим Доступа: https://dzen.ru/a/ZFC9aig_tHJZuE2D (21.08.2023)
- Букина Т.В. Идея музыкальной культуры и способы ее концептуализации в отечественной научной традиции советской и постсоветской эпох. Диссертация. – СПб., 2012. – 402 с.
- Букина Т. В. Музыкальная наука в России 1920–2000-х годов (очерки культурной истории). – СПб.: Из-во РХГА, 2010. – 192 с.
- Букина Т.В. «Семантика музыки» Г.А. Орлова: дискуссии о семиотических идеях в отечественном музыкознании конца 1960–1970-х гг. // Сравнительное искусствознание – XXI век. Статьи и материалы III Международной конференции «Орловские чтения». – СПб.: РИИИ, 2021. – С. 66–77;
- Букина Т.В. У истоков прерванной традиции: методологические поиски в советском историческом музыкознании 1920-х годов // Художественная культура. – 2023, № 2 (45). – С. 406–437.
- Бурдье П. Университетская докса и творчество: против схоластических делений // Socio-Logos’96. Альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии РАН. – М.: Socio-Logos, 1996. – С. 8–31.
- Ванюшкина Л.М., Дмитриева Л.В., Куракина И.И., Тихомиров С.А. История искусств. Эпохи и образы. – М.: Юрайт, 2020. – 538 с.
- Вейнмейстер А.В. Концепции символической интерпретации культуры (Э. Кассирер, А. Ф. Лосев). – СПб: СПбГЭУ, 2012. – 194 с.
- Вейнмейстер А.В., Иванова Ю.В. «Культурные индустрии» и «креативные индустрии»: границы понятий // Международный журнал исследований культуры. –2017, № 1 (26). – С. 38–48.
- Высшая школа народных искусств: история становления академии / Л.А. Волошина, О.В. Федотова, Н.М. Александрова, Л.М. Ванюшкина, М.С. Винокур, И.И. Куракина, Т.Е. Лончинская, С.А. Тихомиров, Р.Н. Чиж. – СПб.: ВШНИ, 2018. – 187 с.
- Горбунова Т.В. В эпоху перемен: Наши ленинградские художники. – СПб.: Алетейя, 2017. – 215 с.
- Горбунова Т.В. Из истории ремесленных художественных школ ХIХ – начала ХХ века // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. – 2019, № 258–264. – С. 258–264;
- Горбунова Т.В. История становления и развития кафедры искусствоведения в полихудожественном вузе (ЛВХПУ им. В. И. Мухиной – СПГХПА им. А. Л. Штиглица) // Отечественное искусство конца XIX – начала XXI вв. в диалоге эпох: идеи, стили, мастера. Материалы научно-практической конференции, посвященной 30-летию кафедры искусствоведения СПГХПА им. А.Л. Штиглица. – СПб.: Астерион, 2022. – С. 11–19.
- Горбунова Т.В. Художественно-промышленное образование в диалоге эпох // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). – 2014, № 4. – С. 104–105.
- Денисов А.В. Античный миф в опере первой половины ХХ века. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 233 с.
- Денисов А.В. Интертекстуальность в музыке: исследовательский очерк. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – 43 с.
- Денисов А.В. Метаморфозы музыкального текста. – М.: Юрайт, 2018. – 188 с.
- Денисов А.В. Музыкальный язык: структура и функции. – СПб.: Наука, 2003. – 205 с.
- Денисов А. В. Семантические этюды. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. – 183 с.
- Дмитриева Л.В., Тихомиров С.А. Всемирное наследие России: культурные ландшафты и памятники (программа элективного курса для 9-го класса общеобразовательной школы) // Вопросы культурологии. – 2011, № 1. – С. 59–66.
- Дмитриева Л.В., Тихомиров С.А. Всемирное наследие России: культурные ландшафты и памятники (методические рекомендации к программе элективного курса для 9-го класса общеобразовательной школы) // Вопросы культурологии. – 2011, № 2. – С. 67–73.
- Дробышева Е.Э. Архитектоника перформативного пространства // Международный журнал исследований культуры. – 2022, № 3 (48). – С. 118–129.
- Дробышева Е.Э. Культурная память как аксиологический регулятор // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. – 2022, № 7 (862). – С. 150–157.
- Дробышева Е.Э., Цискаридзе Н.М. «Живая аксиология»: разговор философа с художником о ценностях современной культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2021, № 2 (100). – С. 74–86.
- Ирхен И.И. Региональное образование в сфере культуры и искусства в глобализирующейся России. – М.: МГУКИ, 2012. – 239 с.
- История и культурология искусства / Уч. пос.; Т. Е. Сиволап. – СПб.: СПбГИКиТ, 2019. – 330 с.
- История культуры России в памятниках, текстах, метафорах / Уч. пос.; под ред. Л.В. Никифоровой. – СПб.: Лань, 2023. – 240 с.
- Казин А. Л. Верующий гений. Основной принцип русской культуры. – СПб.: Специальная литература, 2010. – 184 с.
- Казин А.Л. Достоевский как философ: русский взгляд // Ученые записки Новгородского государственного университета. – 2020, № 3 (28). – С. 1–6.
- Казин А.Л. Основной принцип русской философии «Артмир» по Достоевскому / Уч, пос. по дисц. «Культурология». – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2004. – 64 с.
- Казин А.Л. Философия искусства в русской и европейской духовной традиции. – СПб.: Алетейя, 2000. – 429 с.
- Казин А.Л. Философские беседы братьев Карамазовых / Уч. пос. по дисц. «Культурология». – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2006. – 56 с.
- Котломанов А.О. Классическая традиция в творчестве Генри Мура // Научные труды. – 2005, т. 2. – С. 136–141.
- Котломанов А.О. Концепция «суверенного» искусствознания: опыт практической методологии // Гуманитарный научный вестник. – 2020, № 9. – С. 1–10.
- Котломанов А.О. Неоакадемизм и новое русское искусствознание//Месмахеровские чтения – 2016. Материалы международной научно-практической конференции. Сб. статей/ Ред.-сост. Г.Е. Прохоренко. – СПб.: Астерион, 2016. – С. 167–172.
- Котломанов А.О. Паблик-арт: страницы истории; феномен контр-монумента и кризис мемориальной традиции в современной монументальной скульптуре // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. – 2015, № 1. – С. 54–71.
- Котломанов А.О. Реализм после живописи: новые/ старые тенденции в российском искусстве // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. – 2016, № 2. – С. 138–143.
- Котломанов А.О. Тимур Новиков и «нулевые». Петербургское современное искусство в поисках идентичности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. – 2012, № 2. – С. 173–183.
- Котломанов А.О. Энтони Каро и феномен новой традиции в истории современной скульптуры// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. – Вопросы теории и практики. – 2013, № 5–2 (31). – С. 91–93.
- Котломанов А.О., Чикова Т.В. Историческая память и духовная пустота: монументальное искусство в эпоху метамодернизма // Актуальные проблемы монументального искусства. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции / Под ред. Д.О. Антипиной. –СПб., 2021. – С. 131–136.
- Культурология: / Учебник. В 2 ч.; Т.Е. Сиволап, А.С. Веремчук, С. В. Виватенко, К.С. Холодкова. – СПб.: СПбГИКиТ, 2021.
- Курбановский А.А. Незапный мрак: очерки по археологии визуальности. – СПб.: АРС, 2007. – 319 с.
- Мамонова В.А. История зарубежного искусства ХХ века / Уч. пос. – СПб.: СПГУТД, 2018. – 200 с.
- Мамонова В.А Hubris: смещение по контуру (предварительный набросок к метамодернистскому проекту). – М.: РУСАЙНС, 2020. – 130 с.
- Меньшиков Л.А. Интермедиальные практики в теории акционистского искусства // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2019, № 6 (65). – С. 115–129.
- Меньшиков Л.А. Искусство как антиискусство: Теория и практика флюксус-движения в акционизме 1960–1970-х годов. – СПб.: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2019. – 500 с.
- Меньшиков Л.А. Пограничные коды интермедиальных практик в искусстве неоавангарда // Международный журнал исследований культуры. – 2019, № 2 (35). – С. 159–171.
- Меньшиков Л.А. Терминология отечественного хореоведения в сфере современного танца, или о том, 215 что делать с его современностью // Международный журнал исследований культуры. – 2022, № 3 (48). – С. 6–15.
- Меньшиков Л.А. Типология креативных индустрий в акционизме 1960-х годов // Международный журнал исследований культуры. – 2017, № 1 (26). – С. 131–141.
- Меньшиков Л.А. Эстетические и искусствоведческие подходы в методологии жанрово-стилевых исследований неоавангардного акционизма // Эстетика и герменевтика. Сборник к 60-летию кафедры эстетики МГУ: Сборник статей всероссийской научной конференции / Отв. редактор Е. А. Кондратьев. – М.: МГУ, 2022. – С. 80–85.
- Никифорова Л.В. Визуальные медиа XVIII века: балет «Новые аргонавты» и празднование Чесменской победы в 1770 году // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. – 2022, № 2 (32). – С. 136–156.
- Никифорова Л.В. Классическое искусство в морфологии художественной культуры: случай балета // Общество. Среда. Развитие. – 2021, № 3. – С. 73–78.
- Никифорова Л.В. Телесные формулы сильного волнения в театре и изобразительном искусстве XVIII века как «формулы пафоса» // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2023, № 3. – С. 117–134.
- Никифорова Л.В., Васильева А.Л. Иконография достоинства и хореографические позы в русском портрете XVIII века // Новое литературное обозрение. – 2018, № 3 (151). – С. 81–102.
- Праздников Г.А. Культура в пространстве жизни. – СПб.: СПбГАТИ, 2014. – 478 с.
- Селиванов В.В. Перспективы социокультурного развития человечества// Культурология и глобальные вызовы современности: к разработке гуманистической идеологии самосохранения человечества. Сборник статей, посвященный 80-летию Э.С. Маркаряна / Под общ. ред. А.В. Бондарева и Л.М. Мосоловой. – СПб: Изд-во СПбКО, 2010. – С. 89–92.
- Селиванов В.В. Предмет искусства (В генетическом освещении) / Автореф. дисс. / ЛГУ им. А.А. Жданова. – Л., 1969. – 19 с.
- Селиванов В.В. Социальная природа художественного мышления. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. – 143 с.
- Селиванов В.В. Три подхода к определению культуры // Культура и личность: Сборник статей [Памяти Э.В.Соколова]. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2006. – С. 42–64.
- Сиволап Т.Е. Деятельность Российского государства в области сохранения историко-культурного наследия в конце XIX–начале XX веков: историко-правовой аспект. – М.: Изд-во СГУ, 2013. – 203 с.
- Сиволап Т.Е. Сохранение культурного наследия: Вклад российского предпринимательства. – СПб.: СПбГИКиТ, 2016. – 188 с.
- Сиволап Т.Е., Виватенко С.В. История и культура Санкт-Петербурга / Учебник. – СПб.: СПбГИКиТ, 2020. – 309 с.
- Сиволап Т. Е., Виватенко С. В. Народная художественная культура / Учебник. – СПб.: СПбГИКиТ, 2022. – 328 с.
- Смирнов В.И. К вопросу о понятии «философия архитектуры» // Научные труды. –2018, № 47. – С. 3–14.
- Смирнов В.И. О совершенстве//Научные труды. – 2020, № 55. – С. 25–30.
- Современный хореографический дискурс / А.Л. Васильева, Т.В. Букина, Т.В. Гордеева, Е.Э. Дробышева, И.И. Ирхен, В.И. Максимов, Л.В. Никифорова, Н.В. Никифорова, Ю.А. Смекалов, О.И. Тарасова, В.А. Шекалов. – СПб.: АРБ им. А.Я. Вагановой, 2019. – 157 с.
- Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве ХХ – начала ХХ1 века. Коллективное исследование в 3-х т./ Ред.-сост. и соавтор А.Л. Казин. – СПб.: Алетейя, 2016–2018.
- Тарасова О.Н. Свобода и танец// Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2 017, № 6 (53). – С. 111–118.
- Тихомиров С. А. История мировой культуры. В 2-х ч. / Уч. пос. – СПб.: ВШНИ, 2017.
- С.А. Традиционные художественные промыслы и профессиональное образование на рубеже XIX–XX вв. // Традиционное прикладное искусство и образование. – 2021, № 3 (38). – С. 28–46.
- Фундаментальные основания государственной культурной политики России. Историко-философский аспект. Коллективное исследование / Ред.-сост. и соавтор Казин А.Л. – СПб.: Петрополис, 2017. – 287 с.
- Хрущева Н.А. — Canto ostinato Симеона Тен Хольта как манифест музыкального метамодерна // PHILHARMONICA. International Music Journal. – 2022. – № 5. – С. 10–18. DOI: 10.7256/2453-613X.2022.5.33593
- Шекалов В.А. Ванда Ландовская и возрождение клавесина. – СПб. : Канон, 1999. – 335 с.
- Шекалов В.А. Возрождение клавесина (Европа и Америка). – СПб.: Наука, 2008. – 255 с.
- Шекалов В.А. Возрождение клавирной музыки и клавесина в России // Музыковедение. – 2008, № 2. – С. 9–14.
- Шекалов В.А. Основы анализа и интерпретации музыкальных произведений / Уч. пос. – СПб.: Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, 2017. – 82 с.
- Menshikov L.A. Genre and Style in the Action Art Studies // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. Vol. 16. – 2023, № 4. – P. 648–655.
- Menshikov, L. A. Ironic Strategies of Postmodern Art Games // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. Vol. 12. – 2019, № 7. – P. 1174–1190.
- Nikiforova L. Medea’s Russian Images on Stage and in Literature. The Politics and of Female Characters // Mapping Medea. Revolutions and Transfers 1750–1800. – Oxford: Oxford University Press, 2023. – P. 39–65.
- Nikiforova L., Blokhina E. Portrait with a Black Page in Eighteenth-Century Russian Art and Cultural Transfer of Signs // Artibus et Historiae. –2019, № 79. – P. 307–322.
- Nikiforova L, Vasileva А., Sakamoto de Miasnikov М. Black Dancers and White Ballet: Case of Cuba // Arts 2023, 12(2), 81. – Интернет-ресурс. Режим Доступа: https://doi.org/10.3390/arts12020081