Курганы-пирамиды раннего железного века в Западной Сибири
Автор: Матвеева Н.П.
Журнал: Археология, этнография и антропология Евразии @journal-aeae-ru
Рубрика: Эпоха палеометалла
Статья в выпуске: 1 т.47, 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается разнообразие рвов, ограждающих саргатские курганы раннего железного века в западно-сибирской лесостепи. Установлено, что преобладают 9-, 10- и 12-угольные замкнутые ограждения, кроме того, встречаются 6-, 7-, 8-, 14-угольные. Корреляция этих форм с размером насыпи, диаметром площадки и количеством могил не прослеживается. Анализ данных по микрорельефу поверхности курганов, источников по религиозным верованиям ранних кочевников позволил интерпретировать рвы разной конфигурации. Шести- и семиугольные ограждения обрамляли усеченную деревоземляную пирамиду, изначально символизировавшую Мировую гору. Предполагается, что 9-, 12- и 14-угольные конфигурации рвов являются результатом пропорционального увеличения стандарта архитектурного сооружения для лиц высокого статуса, поскольку внутри кургана им обычно соответствует шести- или семиугольная бревенчатая платформа. Незамкнутые рвы объясняются незавершенностью объектов, а 11-и 13-угольные ограждения трактуются как искажение первоначального плана погребального сооружения в ходе использования площадки для подхоронений. Сооружение рвов связано с мужскими захоронениями. Считалось, что такое ограждение защищает от сил смерти и возможного вредоносного магического воздействия влиятельных предков, культ которых прослежен по инвентарю «княжеских» погребений. Можно констатировать сохранение в семантике архитектуры саргатского кургана элементов ранней индоевропейской мифологии, значительно трансформированных на окраине скифо-сибирского мира за счет этнической специфики и новаций эпохи.
Ранний железный век, саргатская культура, курган как архитектурное сооружение, семантика многоугольных в плане рвов
Короткий адрес: https://sciup.org/145145924
IDR: 145145924 | DOI: 10.17746/1563-0102.2019.47.1.073-082
Текст научной статьи Курганы-пирамиды раннего железного века в Западной Сибири
Идея рассмотрения кургана как архитектурного сооружения не нова, она высказывалась еще в XIX в., разрабатывалась М.П. Грязновым [1961], его учеником М.П. Чернопицким [1979, 1984] и др. Генезису, эволюции и семантике курганной традиции посвящена обширная литература [Gimbutas, 1970; Шилов, 1995; Смирнов, 1997; Ольховский, 1999; и др.]. Однако конструкции погребальных памятников каждой археологической культуры имеют свои особенности, и их следует рассматривать отдельно. В частности, для курганов раннего железного века в лесостепной зоне Западной Сибири (рис. 1, 1 ), на северной периферии скифо-сибирского мира, характерно наличие разнообразных рвов: концентрических, дуговидных, эллипсовидных и многоугольных в плане со сторонами разной длины и равносторонних.
Многоугольные в плане рвы вокруг погребений саргатской культуры были открыты в начале 60-х гг. XX в. [Мошкова, Генинг, 1972, рис. 2], ранее при исследованиях они не вскрывались полностью. Раскопки Тюменской археологической экспедицией в 1980-х гг. элитных курганов на высоких террасах Тобола, Ишима, Исети, на увалах, водоразделах, преимущественно на глинистых почвах, сделали такие на- блюдения серийными [Матвеева, 1993, с. 13–43; 1994, с. 14, 26, 33, 47, 58, 70, 72, 81, 87]. Первоначальное объяснение сооружению многоугольных в плане рвов носителями саргатской культуры было дано на основе другого также весьма раннего наблюдения за строением насыпи больших курганов (высотой 3–4 м): в них содержались бревенчатые многоугольные платформы-выкладки по всей подкурганной площадке, возводимые поверх погребенной почвы, своего рода вариации конструкций кургана Аржан [Грязнов, 1980, вкл.]. Поэтому нами сделан вывод, что рвы выкапывались после сооружения такой платформы и оконту-ривали ее, ограждая вход на погребальное пространство. Бревенчатая усыпальница стояла открытой, пока в курган производились подхоронения, о чем свидетельствует расположение выбросов из боковых могил на погребенной почве, и лишь позднее при откочевке семейно-родственного коллектива или достижении другого ранга это сооружение завершали, закладывая кирпичами дерна, и начинали новое [Матвеева, 1993, с. 135–136; 2000, рис. 92].
Первоначальный внешний вид насыпи неизвестен, но как опыт реконструкции кургана Кенес ранних кочевников в Северном Казахстане [Зданович, Иванов, Хабдулина, 1984, рис. 4] представлен ступенчатый усеченный конус, изготовленный из дерновых блоков

0 2 м
с глиняной крепидой, при оплывании увеличившийся в диаметре и уменьшившийся по высоте. Так же характеризует саргатские курганы Л.Н. Корякова [1988, с. 47]. Скифский курган, согласно серии исследовательских реконструкций, представлял собой сложный ансамбль из усеченно-конической насыпи, возведенной из грунтовых брикетов, с менгиром наверху, крепи-ды, рва, каменных гряд и поминальников [Ольховский, 1999, с. 125–126].
Саргатские курганы также сооружались из дерновых блоков, нарезаемых вокруг погребального пространства, что подтверждено наблюдениями за различиями в толщине погребенной почвы внутри площадки и за ее пределами. Мы первоначально описывали внешний вид ранее открытых насыпей саргатских курганов как сегмент шара, не сосредоточивая внимание на деталях, и некоторые отклонения от по-
Рис. 1. Расположение памятников саргат-ской культуры ( 1 ) и микрорельеф поверхности курганов 2 ( 2 ), 3 ( 3 ) и 6 ( 4 ) Гилевско-го-2 могильника.
лушарной формы объясняли деятельностью бугров-щиков. Тем более, ранее М.П. Чернопицким было показано, что купольные поверхности естественно возникают под действием деструктивных сил преобразования изначального тела насыпи, в особенности гравитационного фактора [1987, с. 60]. Но обнаружение насыпей усеченно-пирамидальной формы [Матвеева, Зеленков, Третьяков, 2018, с. 46] делает вопрос о внешнем виде курганов не таким очевидным.
Задачей данной работы мы видим характеристику элементов конструкции саргатских погребальных сооружений со рвами и выявление семантически значимых взаимосвязей. При этом исходим из понимания кургана как полифункционального сооружения, не только гробницы, но и мемориала, ритуального центра, отражающего архаическую систему мировосприятия с помощью опредмеченных элементов мифа.
Список литературы Курганы-пирамиды раннего железного века в Западной Сибири
- Акишев А.К. «Кумир Ареса»: Семантика мотива разрубания-расчленения в сако-скифской и других мифологиях // Скифо-сибирский мир: искусство и идеология: тез. докл. конф. - Кемерово: Кем. гос. ун-т, 1984. - С. 8-12
- Аркаим: некрополь (по материалам кургана 25 Боль-шекараганского могильника). - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2002. - Кн.1. - 232 с.
- Грязнов М.П. Курган как архитектурный памятник // Тез. докл. на заседаниях, посвященных итогам полевых исследований в 1960 г. - М.: ИА АН СССР, 1961. - С. 22-25.
- Грязнов М.П. Аржан: Царский курган раннескифского времени. - М.: Наука, 1980. - 62 с.
- Зданович Г.Б., Иванов И.В., Хабдулина М.К. Опыт использования в археологии палеопочвенных методов исследования (Курганы Кара-Оба и Обалы в Северном Казахстане) // СА. - 1984. - № 4. - С. 35-48.