Квалификация преступлений при фактической ошибке в определении характера деяния
Автор: Кайзер А. В.
Журнал: Социальное управление. Электронный научно-практический журнал.
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: Т. 6, вып. 2S, 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье исследуется квалификация преступлений при наличии фактической ошибки в определении характера деяния. Дается определение фактической ошибки в уголовном праве. Фактические ошибки в определении характера деяния подразделяются на три основных группы, согласно которым осуществляется квалификация преступлений. Цель исследования – изучить квалификацию преступлений при наличии разных фактических ошибок в определении характера преступного деяния. Методология. Научная работа основана на системном методе; общенаучных методах: анализ, сравнение, обобщение, логический, системный методы.
Уголовное право, квалификация преступлений, деяние, характер деяния, фактическая ошибка
Короткий адрес: https://sciup.org/14131211
IDR: 14131211
Текст статьи Квалификация преступлений при фактической ошибке в определении характера деяния
Research article
QUALIFICATION OF CRIMES IN CASE OF FACTUAL ERROR IN DETERMINING THE NATURE OF THE ACT
A. V. Kayzer
Scientific supervisor
S. A. Drobot
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Criminal Law Disciplines,
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia
Введение
Квалификация преступлений является одним из самых важных и сложных процессов в уголовном судопроизводстве, особенно когда это сопровождается фактическими ошибками, а именно ошибками в определении характера деяния в уголовном преступлении.
Деяние, как основной признак преступления в уголовном праве, представляет собой поведение, которое выражается в каких-либо изменениях общественных отношений. Характер деяния качественно характеризует преступление и обусловлен объектом посягательства. В качестве такого объекта выступают личность, права и свободы человека, общественный порядок и безопасность, имущество и т. д.
Основная часть
Понятию ошибки в уголовном праве уделяется достаточно много внимания среди исследователей. Такие авторы, как Ф. Р. Сунду-ров, М. В. Талан [1] определяют ошибку как заблуждение лица относительно признаков содеянного. И. А. Тарханов [2] трактует её как неверное представление лица о признаках или свойствах совершенного деяния и его последствий. Н. Г. Кадников [3] интерпретирует понятие «ошибка» как заблуждение лица относительно объективных и субъективных признаков общественно опасного деяния, которые характеризуют это деяние как преступление. Многочисленные исследования достаточно полно раскрывают суть ошибки в уголовном праве, резюмировав которые, можно утверждать, что ошибка в уголовном праве — это неверная трактовка собственного поведения и его последствия лица, совершившего преступление.
В уголовном праве различают юридические и фактические ошибки. Юридические ошибки представляют собой неверную оценку правового содержания или правовых последствий совершаемого деяния. Фактические ошибки представляют собой неверную оценку фактических обстоятельств и последствий преступного деяния. Фактическая ошибка, в отличие от юридической ошибки влияет на решение вопроса о виновности человека и возможность привлечь его к уголовной ответственности.
Фактические ошибки в определении характера деяния в уголовном праве можно подразделить на следующие группы:
-
— в объекте преступления;
-
— в личности потерпевшего;
-
— в признаках объективной стороны преступлений [4].
Фактические ошибки в объекте преступления могут включать заблуждение лица, совершившего преступление, относительно вида объекта преступления. Например, преступник имел умысел из мести лишить жизни судью по причинам, связанным с его профессиональной деятельностью, подложив взрывчатку под автомобиль. Судьей автомобиль был передан работнику автосервиса, который должен был осуществить профилактический ремонт. В результате преступного деяния работник автосервиса погиб. Очевидно, что объектом преступления были общественные отношения в области правосудия (гл. 31 ст. 295 УК РФ), однако по факту произошло убийство (ч. 1 ст. 105 УК РФ). При квалификации такого преступления необходимо учитывать фактическую ошибку лица, совершившего данное преступление, так как различие в объектах существенное и оказывает значительное влияние на возможное наказание.
При фактической ошибке в объекте преступления, когда умысел лица был направлен на причинение вреда объекту, за посягательство на который предусмотрена более строгая ответственность, чем за фактически наступившие последствия, квалифицировать содеянное необходимо по соответствующим статьям УК РФ в соответствии с направленностью умысла лица.
Фактические ошибки в личности потерпевшего связаны с наличием у него таких характеристик как состояние беременности, малолетний возраст, нахождение в беспомощном состоянии и т. д. Например, женщина ввела в заблуждение женатого мужчину, состоявшего с ней в отношениях о ее беременности, о чем стало известно законной супруге, которая, в свою очередь убила из мести эту женщину, зная о ее беременности. Данное преступление должно быть квалифицировано не как обычное убийство (ч. 1 ст. 105 УК РФ), а как убийство женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности (п. «г» ч. 2 ст. 105 УК РФ), что предусматривает более жесткое наказание.
При фактической ошибке в личности при совершении преступлений, предусмотренных привилегированными составами УК РФ, квалифицировать содеянное необходимо с учетом субъективного отношения лица к совершенному деянию и его последствиям, а также конкретными обстоятельствами происшествия.
Фактические ошибки в признаках объективной стороны преступлений связаны непосредственно с характером деяний, причинно-следственными связями, и т. д. Например, преступник имел умысел совершить убийство с особой жестокостью, но у него этого не получилось, жертва погибла от первого удара, дальнейшие действия, которые характеризовались как жестокие, наносились уже после смерти. Как и в предыдущем примере, данное преступление должно быть квалифицировано не как обычное убийство (ч. 1 ст. 105 УК РФ), а как убийство, совершенное с особой жестокостью (п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ), что предусматривает более жесткое наказание. По той причине, что имелся умысел на жестокость и более того, был воплощен в жизнь.
Деяния с похожими фактическими ошибками необходимо квалифицировать как оконченный состав убийства, совершенного с особой жестокостью. Необходимо исходить из того, что действия, составляющие особую жестокость, выполнены виновным в полном объеме, фактически особая жестокость им проявлена.
Необходимо отметить, что ряд фактических ошибок в определении характера преступного деяния не подразумевает изменения квалификации преступления. Например, убийство по ошибке одного человека вместо другого в обоих случаях будет квалифицировано как обычное убийство (ч. 1 ст. 105 УК РФ), кража у одного человека вместо другого также будет квалифицирована по ст. 158 УК РФ, и т. д.
Заключение
Таким образом, квалификация преступлений при фактических ошибках в определении характера деяний является достаточно сложным процессом, что обусловлено неоднозначными обстоятельствами преступлений. Квалификацию преступлений при фактических ошибках, в зависимости от их вида, необходимо осуществлять исходя из умысла лица, совершившего преступления, также с учетом конкретных обстоятельств преступления. Наличие фактических ошибок в характере преступного деяния, которые не содержат существенных отличительных признаков в объекте, на квалификацию преступления не повлияет.