Квантово-химическое изучение молекулярной структуры микотоксинов зерна пшеницы
Автор: Потороко И.Ю., Малинин А.В., Руськина А.А.
Рубрика: Биохимический и пищевой инжиниринг
Статья в выпуске: 2 т.13, 2025 года.
Бесплатный доступ
В настоящее время на фоне глобального изменения климата все более наблюдается активная динамика распространения на зерновых культурах токсинообразующих грибов и роста их вторичных метаболитов. На масштабы загрязнения оказывают влияние температура и влажность, что определяет активность опасных микромицетов сельсхозяйственных культур, что проявляется при нарушении условий хранении урожая. Микотоксины создают серьёзные риски для зерновых культур, так как являются продуктами жизнедеятельности плесневых грибов и могут загрязнять зерно. Содержание микотоксинов в сельскохозяйственном пищевом сырье, продуктах питания и кормах строго регламентируется. Микотоксины оказывают негативное воздействие на организм человека и животных. В связи с представленной выше проблемой являются актуальным поиск и разработка инновационных методов обеззараживания и более детального изучения микотоксинов на квантово-химическом уровне. Цель данного исследования была направлена на изучение геометрических параметров, стабильности, реактивности молекул микотоксинов (Афлатоксина B1, Дезоксиниваленола (ДОН), Зеараленона, Т-2 токсина), определяющих риски снижения качества и безопасности зерна пшеницы, полученного в экстремальных погодных условиях. В рамках исследования микотоксинов учитывались такие показатели, как общая энергия (Total energy), энергия молекулярных орбиталей HOMO и LUMO, размер энергетического зазора HOMO-LUMO (Homo-LUMO gap), энергия отталкивания электронов (Repulsion energy), вибрационные частоты ИК-спектров, карты электростатического потенциала. В ходе квантово-химических вычислений был сформирован массив данных, который будет полезен для дальнейшего изучения взаимодействия микотоксинов с белками зерна пшеницы. Таким образом, квантово-химические методы открывают новые возможности для исследования микотоксинов и их свойств благодаря применению принципов квантовой механики.
Микотоксины, квантово-химические расчеты, метод gfn2-xtb, молекулярные орбитали, карты электростатического потенциала
Короткий адрес: https://sciup.org/147250724
IDR: 147250724 | DOI: 10.14529/food250210
Текст научной статьи Квантово-химическое изучение молекулярной структуры микотоксинов зерна пшеницы
Агропромышленный комплекс Уральского федерального округа (АПК УрФО) является важным социально-экономический сектором, который обеспечивает лидерские позиции в части устойчивого развития сельских территорий. В настоящее время на фоне глобального изменения климата все более наблюдается активная динамика распространения на зерновых культурах токсинообразующих грибов и роста их вторичных метаболитов. На масштабы загрязнения оказывают влияние температура и влажность, что определяет активность опасных микромицетов сельскохозяйственных культур, что проявля- ется при нарушении условий хранения урожая. Представленная выше ситуация большей частью применительно к зерновому сырью требует глубокого изучения с целью готовности производителей сырья к сохранению объемов полученного урожая на всех этапах товародвижения в цепочке от поля до конечного потребителя [3].
Стоит отметить, что плесневые грибы родов Aspergillus, Penicillium и Fusarium продуцируют микотоксины. Например, Афлатоксин B1 продуцируется некоторыми видами микроскопических плесневых грибов (микроми-цетов) рода Аспергилл (Aspergillus flavus, Aspergillus parasiticus). Микотоксины, такие как дезоксиниваленол (ДОН), зеараленон, Т-2 токсин продуцируются некоторыми видами микроскопических плесневых грибов Fusarium [4, 5, 7]. Важно понимать, что основная проблема обеспечения безопасности продуктов переработки зерна связана с негативным воздействием даже низких концентраций различных микотоксинов, как индивидуально, так и при их совместном присутствии в продукции. Микотоксины имеют накопительный эффект в организме человека, попадая по пищевой цепи даже при минимальном содержании, через десятилетия могут провоцировать тяжелые заболевания, в том числе онкологические.
Особую опасность представляют маскированные и модифицированные микотоксины. Маскированные микотоксины являются продуктами биохимических реакций, в которых микотоксины связываются с гликозидами, глюкуронидами, сложными эфирами жирных кислот и белками. Реакции происходят в организме растения-хозяина для снижения токсичности микотоксинов. Благодаря таким модификациям маскированные микотоксины не обнаруживаются с помощью обычных методов. В организме человека и животных маскированные микотоксины расщепляются с высвобождением микотоксинов. Проблема поиска новых эффективных и в то же время экологически безопасных способов снижения загрязненности сельскохозяйственной продукции токсигенными плесенями и продуктами их метаболизма остается чрезвычайно актуальной. В связи с этим возникает необходимость разработки инновационных методов обеззараживания зерновых масс, но обоснование возможности трансформации токсиген-ных микромицетов и продуцируемых микотоксинов требует детализированного изучения на молекулярном уровне. Квантовохимические методы позволяют на основе законов квантовой механики изучить объект (молекулу, систему), а также поведение электронов и ядер внутри атомов и молекул, определять электронную структуру, прогнозировать свойства и моделировать химические реакции. В квантовой химии существует множество методов, которые можно разделить на несколько групп (неэмпирические, полуэмпи-рические, методы теории функционала плотности (DFT), гибридные методы) [1, 2].
Целью исследования является изучение геометрических параметров, стабильности, реактивности молекул микотоксинов, определяющих риски для качества и безопасности зерна пшеницы.
Объекты и методы исследования
В качестве объектов исследований определены вторичные метаболиты токсигенных микромицетов - Афлатоксин B1, Дезоксиниваленол (ДОН), Зеараленон (ЗЕН) и Т-2 токсин, нормируемые в зерне пшеницы и продуктах переработки.
Для изучения геометрических параметров, стабильности, реактивности молекул проводились квантово-химический расчеты с использованием полуэмпирических методов теории функционала плотности, в программном обеспечении xTB версия 6.7.1 (метода плотного связывания). Исходные данные о микотоксинах для квантово-химических расчетов были получены при помощи базы данных PubChem. На первом этапе была проведена оптимизации геометрии с последующим расчетом молекулярной энергии молекул микотоксинов.
В рамках программного обеспечения xTB был выбран полуэмпирический метод жёсткой связи GFN2-xTB, предназначенный для быстрого расчёта энергии молекулярных систем, включающих десятки или сотни атомов [10]. В рамках исследования микотоксинов учитывались такие показатели, как общая энергия ( Total energy ), энергия молекулярных орбиталей HOMO и LUMO, размер энергетического зазора HOMO-LUMO ( Homo-LUMO gap), энергия отталкивания электронов (Repulsion energy), вибрационные частоты ИК-спектров, карты электростатического потенциала .
Далее проводилась статистическая обработка полученных данных квантовохимических расчётов молекул, включающая методы анализа результатов вычислений для выявления закономерностей и прогнозирования свойств объектов исследования.
Результаты и их обсуждение
На первом этапе исследования после оптимизации геометрии, которая позволяет найти наиболее стабильную структуру, которая имеет наименьшую энергию, осуществлялся расчет молекулярной энергии молекул микотоксинов (афлатоксин B1, дезоксиниваленол (ДОН), зеараленон, Т-2 токсин). Результаты квантово-химических расчетов микотоксинов с использованием метода GFN2-xTB представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты квантово-химических расчетов микотоксинов с использованием метода GFN2-xTB
Расчетный параметр |
Исследуемые микотоксины |
|||
афлатоксин В1 |
ДОН |
зеараленон |
T-2 токсин |
|
Total energy, Eh |
–66,91 |
–66,64 |
–70,04 |
–95,94 |
Energy (HOMO), eV |
–10,5590 |
–10,2796 |
–10,2924 |
–10,7203 |
Energy (LUMO), eV |
–8,4061 |
–7,3719 |
–7,3905 |
–6,3588 |
HOMO-LUMO gap, eV |
2,1529 |
2,9076 |
2,9018 |
4,361 |
Repulsion energy, Eh |
0,789 |
0,673 |
0,899 |
1,022 |
Представленные результаты показывают, что наибольшая общая энергия ( Total energy ) наблюдается у Т-2 токсина и составляет – 95,94 Eh (является наиболее стабильной молекулой по сравнению с представленными выше микотоксиноми). В то время как наименьшая общая энергия была выявлена у де-зоксиниваленола и составляла –66,64 Eh (что демонстрирует более низкую стабильность молекулы).
Стоит отметить, что под HOMO-LUMO gap понимается разница в энергии между высшей занятой молекулярной орбиталью (HOMO) и нижней незанятой молекулярной орбиталью (LUMO) в молекуле.
Наибольшее значение HOMO-LUMO gap наблюдается у Т-2 токсина и составляет 4,361 eV (ед. измерения электронвольты). Таким образом, Т-2 токсин обладает более высокой кинетической стабильностью молекулы и низкой химической реактивностью, так как для возбуждения электрона с HOMO на LUMO требуется больше энергии. В то время как афлатоксин B1 обладает наименьшим значением HOMO-LUMO gap, которое составляет 2,1529 eV (ед. измерения электронвольты). Меньший HOMO-LUMO gap часто коррелирует с повышенной реактивностью, так как для возбуждения требуется меньше энергии. Некоторая локализация молекулярных орбиталей HOMO и LUMO микотоксинов представлена в табл. 2. Представленные данные позволяют фиксировать связывающие, несвязывающие и разрыхляющие молекулярные орбитали.
Наибольшее значение энергии отталкивания (Repulsion energy) определено для Т-2 токсина и составляет 1.022 Eh (Энергия Хар- три). Последовательность, выстроенная по значению показателя, Eh: Т-2 (1,022) > зеара-ленон (0,899) ˃ афлотоксин В1 (0, 789) ˃ ДОН (0,673).
В то же время значение Total energy, Eh определяет аналогичную последовательность: Т-2 (–95,94) > зеараленон (–70,4) ˃ афлоток-син В1 (–66,91) ˃ ДОН (–66,64).
Наибольшее значение Homo-LUMO gap (см. табл. 2) рассчитана для Т-2 ‒ 4.361 eV (ед. измерения электронвольты). Следовательно, Т-2 в составе углеводно-белкового комплекса зерна обладает высокой кинетической стабильностью молекул и низкой химической реактивностью, так как для возбуждения электрона с HOMO на LUMO требуется больше энергии. Таким образом, данный показатель позволяет понять, как энергия отталкивания влияет на стабильность молекул. Чем ближе атомы и чем больше электронов у них, тем выше будет энергия отталкивания [6].
На втором этапе исследования рассчитывались и оценивались теоретически вибрационные частоты ИК-спектров для изучения свойств молекул. Стоит отметить, что вибрационные частоты ИК-спектров важны для изучения стабильности и реакционной способности веществ. Вибрационные частоты ИК-спектров – это частоты, при которых происходит поглощение инфракрасного излучения молекулами вещества в силу колебательных движений атомов и связей. Каждый пик или полоса соответствует определённому типу молекулярных колебаний. Исследуемые теоретически вибрационные частоты ИК-спектров микотоксинов представлены на рисунке.
Таблица 2
Некоторая локализация молекулярных орбиталей HOMO и LUMO микотоксинов с использованием метода GFN2-xTB

Теоретический ИК-спектр афлатоксина В1 демонстрирует выраженную полосу поглощения при волновом значении 1799,8 см–1, что соответствует для растяжения C=O, характерного для вибрации двойной связи углерод – кислород. В то время как для ДОН вибрационные частоты ИК-спектра демонстрируют полосы поглощения при волновых значениях 1722,4 см–1, что характерно для колебаний C=O связи, а также 1141,1 см–1, что демонстрирует колебания C-O связи (полярная ковалентная связь). Зеараленон проявил вибрационные частоты ИК-спектров при волновых числах 2986,2 см–1, что характерно для колебаний C-H группы, 1733,4 см–1 характерно для колебаний C=O связи (двойная ковалентная связь), 1590,7 см–1 – для деформационных колебаний C=С связи, 1181,0 см–1 демонстрирует колебания C-O связи. Для Т-2 токсина вибрационные частоты ИК-спектров находятся при волновых числах 3045,7 см–1, относится к вибрации C-H растяжения, 1769,8 см–1 демонстрирует колебания C=O связи, 1208,8 см–1 демонстрирует колебания C-O связи [8].
Карты электростатического потенциала микотоксинов, демонстрирующие трёхмерное распределение зарядов молекул, позволяют визуализировать чередующиеся заряженные области молекулы. Величину электростатического потенциала отражает интенсивность цвета, позволяя визуально анализировать распределение и силу электростатических сил



c)
a)


b)

d)
Вибрационные частоты ИК-спектров и карты электростатического потенциала микотоксинов: a – афлатоксин В1; b – ДОН (дезоксиниваленол); c – зеараленон; d – Т-2 токсин внутри молекулы [1, 2, 6, 9]. На картах показан максимальный уровень электростатического потенциала для Т-2 токсина (преобладает в большей степени зеленый цвет). Для всех микотоксинов наблюдается красный цвет, что свидетельствует об участках с минимальным электростатическим потенциалом молекул, характеризующим слабую связь или избыток электронов. Также наблюдаются синие участки на картах электростатического потенциала афлатоксина В1, дезоксиниваленола, зеарале-нона, указывающие на положительный электростатический потенциал. Представленные карты показывают трёхмерное распределение зарядов молекул, что важно для изучения их структуры и свойств. Полученные теоретически рассчитанные вибрационные частоты ИК-спектров микотоксинов важны для понимания природы колебаний отдельных функциональных групп в сложных молекулярных системах.
Выводы по результатам работы
Квантово-химические методы открывают новые возможности для исследования микотоксинов и их свойств благодаря применению принципов квантовой механики. Полученный массив данных с использованием квантовохимических расчетов методом GFN2-xTB позволил изучить не только геометрические параметры конструкций изученных микотоксинов, но также стабильность, реактивность молекул афлатоксина B1, дезоксиниваленола, зеараленона, Т-2 токсина, оказывающие риски снижения качества и безопасности зерна пшеницы, полученного в экстремальных погодных условиях.
Кроме того, полученные данные будут полезны для дальнейшего изучения силы взаимодействия микотоксинов с клейковинными белками зерна пшеницы.
Список литературы Квантово-химическое изучение молекулярной структуры микотоксинов зерна пшеницы
- Игнатов С.К. Квантовхимическое моделирование атомно-молекулярных процессов. Н. Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2019. С. 79.
- Основы квантовой механики и квантовой химии. Методы расчёта электронной структуры и свойств молекул: учеб. пособие для студентов хим. фак. / С.П. Муштакова Н.А. Бурмистрова, И.Ю. Горячева и др. Саратов: Изд-во Новый ветер, 2009. 107 с. ISBN: 978-5-9758-1036-6
- Потороко И.Ю., Руськина А.А., Анйум В. Прогнозирование рисков присутствия микотоксинов в пищевых системах, полученных на основе зернового сырья // Вестник ЮУрГУ. Серия "Пищевые и биотехнологии". 2024. Т. 12, № 2. С. 38-47. DOI: 10.14529/food240205
- Alshannaq A., Yu J-H. Occurrence, toxicity, and analysis of major mycotoxins in food // Int J Environ Res Public Health. 2017. V. 14. P. E632. DOI: 10.3390/ijerph14060632
- Atoui A., Khoury A.I., Kallassy M. et al. Quantification of Fusarium graminearum and Fusarium culmorum by real-time PCR system and zearalenone assessment in maize // Int J Food Microbiology. 2012. Vol. 154(1-2). P. 59-65. DOI: 10.1016/j.ijfoodmicro.2011.12.022
- Feride Akman. Spectroscopic investigation, HOMO-LUMO energies, natural bond orbital (NBO) analysis and thermodynamic properties of two-armed macroinitiator containing coumarin with DFT quantum chemical calculations // Canadian Journal of Physics. 2016. Vol. 94(6). P. 583-593. DOI: 10.1139/cjp-2016-0041
- Jundi Liu, Jundi Liu, Todd Applegate. Zearalenone (ZEN) in Livestock and Poultry: Dose, Toxicokinetics, Toxicity and Estrogenicity // Toxins. 2020. Vol. 12(6). P. 377. 10.3390/toxins 12060377. DOI: 10.3390/toxins12060377
- John A. Agwupuye, Peter A. Neji, Hitler Louis et al. Investigation on electronic structure, vibrational spectra, NBO analysis, and molecular docking studies of aflatoxins and selected emerging mycotoxins against wild-type androgen receptor // Heliyon. 2021. Vol. 7, Iss. 7. e07544. DOI: 10.1016/j.heliyon.2021.e07544
- Markus Bursch et al. Best Practice DFT Protocols for Basic Molecular Computational Chemistry / Markus Bursch, Jan-Michael Mewes, Andreas Hansen, Stefan Grimme // Angewandte Chemie International Edition. 2022. Vol. 61(42). DOI: 10.1002/anie.202205735
- Valdemir Ludwig, Zélia Maria da Costa Ludwig, Marlon de Assis Modesto et al. Binding energies and hydrogen bonds effects on DNA-cisplatin interactions: a DFT-XTB study // Journal of Molecular Modeling. 2024. Vol. 30. Art. No. 187. DOI: 10.1007/s00894-024-05983-4