Латинская лексика с семантикой безумия: к разграничению синонимов
Автор: Данилина Наталия Ивановна
Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu
Рубрика: Дискуссии
Статья в выпуске: 3 т.44, 2022 года.
Бесплатный доступ
Цель статьи - уточнить функционально-семантические различия синонимов со значением «безумие» в латинском языке: dementia, amentia, insania, furor. Материал - выборка контекстов из оцифрованных произведений античных авторов, преимущественно Цицерона («Тускуланские беседы») и Сенеки («Нравственные письма к Луцилию», «О гневе»), у которых данная тема наиболее разработана. Установлено, что слово insania может использоваться как медицинский и философский термин. В стоической философии insania - антоним понятия sapientia, а его внутренняя форма - основа широкоупотребительной развернутой метафоры «невежество - безумие (нездоровье). философия - лечение». Слова dementia, amentia и furor не приобретали терминологического смысла. Понятие furor соответствует аффекту в его современном понимании и включается в более широкое понятие страсти; одной из форм его проявления становится гнев. У Сенеки понятия insania и furor соотносятся как общее и частное, Цицерон лишь подчеркивает их нетождественность, не определяя соотношения. Характеризуя эмоциональную сферу объекта речи, furor в общеупотребительном языке обладает констатирующей семантикой и не содержит оценочного компонента. Слова dementia и amentia, напротив, употребляются преимущественно как средство оценки говорящим описываемой ситуации. Со словом amentia в большей мере связана эмоциональная оценка (неодобрение), со словом dementia - рациональная (несоответствие здравому смыслу).
Безумие, стоицизм, латинский язык, семантика, цицерон, сенека
Короткий адрес: https://sciup.org/147237064
IDR: 147237064
Список литературы Латинская лексика с семантикой безумия: к разграничению синонимов
- Брагова А. М. Содержание цицероновского понятия iracundia // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4, № 5. С. 727-734.
- Железовский А. Д. Феномен безумия как объект культурологического исследования // Обсерватория культуры. 2016. Т. 1, № 2. С. 218-224.
- Новичкова Е. В. Лики безумия в культуре латинского средневековья // Человек. 2009. № 1. С. 92-103.
- Обидина Ю. С. "Mania" в древнегреческой культуре: эволюция безумия в историческом и религиозно-антропологическом контексте // Вестник Марийского государственного университета. Сер. Исторические науки. Юридические науки. 2018. Т. 4, № 4. С. 40-47.
- DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-4-40-47 EDN: TGFGDX
- Овсянников С. А. История и эпистемология пограничной психиатрии. М.: Альпари, 1995. 204 с.
- Фуко М. История безумия в классическую эпоху / Пер. с фр. И. К. Стаф. М.: АСТ, 2010. 698 с.
- G uv e n F. Madness and death in philosophy. New York: State university of New York Press, 2005. 220 p.
- Harris W. V. The Roman version. Ten years of the Agnes Kirsopp Lake Michels lectures at Bryn Mawr College. (S. B. Faris, L. E. Lundeen, Eds). Bryn Mawr, PA, 2006. 240 p.