Личностные характеристики у безработных женщин с учетом фактора социально-психологической адаптации
Автор: Миронова Т.Л.
Статья в выпуске: 4, 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается актуальность проблемы исследования адаптации в науке. Раскрываются определения социальной адаптации, уровни адаптации: физиологический, психологический, социальный. Дан теоретический обзор литературы, в которых некоторые ученые-психологи рассматривают данный феномен. Представлены результаты эмпирического исследования личностных характеристик (личностных свойств, эмоциональных состояний) у безработных женщин, различающихся разным уровнем социально-психологической адаптации - высоким и низким. Установлены различия в личностных характеристиках у адаптированных безработных женщин и у лиц с низкой адаптацией. Для первых характерны общительность, готовность к сотрудничеству с людьми, средняя нормативность поведения, восприимчивость к новым идеям, спокойствие, уверенность в себе, а для вторых - трудности в общении, сниженная нормативность поведения, консерватизм, тревожность, неуверенность в себе.
Социально-психологическая адаптация, уровни адаптации: физиологический, психологический, социальный, дезадаптированность, безработные женщины, личностные свойства, интеллект, тревожность, экономический кризис, психозащитные механизмы
Короткий адрес: https://sciup.org/148330187
IDR: 148330187 | УДК: 159.923-055.2 | DOI: 10.18101/2307-3330-2024-4-18-25
Текст научной статьи Личностные характеристики у безработных женщин с учетом фактора социально-психологической адаптации
Миронова Т. Л. Личностные характеристики у безработных женщин с учетом фактора социально-психологической адаптации // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2024. № 4. С. 18‒25.
Современная Россия функционирует в условиях санкций со стороны западных стран. Проводится спецоперация на Украине, что негативно отражается на экономике нашей страны. Несмотря на чрезвычайно сложные внешние и внутренние условия российская экономика вышла на первое место в Европе, а в мире на пятое место. Согласно Росстату безработица в России в феврале 2024 г. показала исторический минимум в 2,8 % [1]. В мире появились новые очаги напряженности, Израиль ведет агрессивную войну на Ближнем Востоке, бомбит города Палестины, лагеря, в которых находится их гражданское население, люди не могут удовлетворить свои элементарные физиологические потребности, многие имеют ранения, потеряли дом, работу, близких людей, членов семьи. На территории Палестины возникла настоящая гуманитарная катастрофа, население пополнило ряды бездомных, безработных. В настоящее время большую актуальность приобретают психологические исследования, изучающие личностные свойства и психические состояния безработных людей в условиях мирового экономического кризиса.
Задачей исследования было изучение личностных характеристик у лиц, различающихся по уровню социально-психологической адаптации (высокий и низкий).
В исследовании принимало участие восемьдесят восемь безработных лиц женского пола от 23 до 45 лет, имеющих специальное и высшее образование. Исследование проводилось нами посредством использования трех методик: первая — К. Роджерса и Р. Даймонда, направленной на диагностику социально-психологической адаптации личности; вторая — Спилбергера — Ханина, изучающей как личностную, так и ситуативную тревожность, их оценку; третья — Р. Кеттелла, выделяющая 16 личностных факторов.
Исследование позволило нам выделить две выборки испытуемых: с высоким (первая группа) и низким (вторая группа) уровнями социально-психологической адаптированности.
Как известно, безработица тормозит прогрессивное развитие общества, социально-экономическое развитие страны, так как при высоком числе безработных граждан возникает значительное отставание в получении внутреннего валового продукта.
Адаптация может протекать на различных уровнях, не только на психологическом, но и на физиологическом, а также социальном. Так, на психологическом уровне личность выступает как субъект жизнедеятельности, для него характерна нормальная работа различных личностных подструктур под влиянием психологических факторов. На социальном уровне индивидуум способен приспосабливаться к условиям сложившейся социальной действительности [4, с. 310].
Под социальной адаптацией понимается «состояние взаимоотношений личности и социальной среды, характеризующееся наличием объективных и субъективных обстоятельств, позволяющих личности без особых внешних и внутренних (психологических) конфликтов продуктивно осуществлять профессиональную деятельность, удовлетворять свои социогенные потребности» [8, с. 82].
Личность способна к адаптации посредством таких личностных механизмов, к которым относятся направленность личности, в том числе ориентация на мотивы долженствования, а также когнитивная и эмоционально-волевая сфера, положительные черты характера, способности, самосознание.
В проблемных ситуациях при возникновении объективных и субъективных трудностей и препятствий адаптация осуществляется посредством психозащитных механизмов, функцией которых является ослабление «интропсихического конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и интериоризованными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия» [9, с. 362]. Ученый считает, что люди с сильно выраженными чертами характера отличаются тенденцией к использованию вполне определенных защитных механизмов [9, с. 363].
Наряду с адаптацией существует и дезадаптация, под которой понимается отсутствие возможности индивидуума конструктивно разобраться в возникших преградах, трудностях и впоследствии адаптироваться к сложившимся социальным условиям, к обстановке. При этом обнаруживаются затруднения в коммуникации и взаимодействии с другими людьми, ухудшение не только личностного, но делового общения [5, с. 10].
Социально-психологическая адаптация представляет собой «… результат (процесс) взаимодействия личности и социальной среды; процесс активного приспособления индивида к условиям среды, который приводит к оптимальному согласованию целей и ценностей личности и группы» [5, с. 11], «адаптированность — процесс, являющийся результатом течения социально-психологической адаптации» [5, с. 11].
Под адаптивностью понимается «индивидуально-психологическое свойство человека, которое формируется в процессе адаптации, т. е. насколько хорошо личность будет адаптирована к изменяющимся внешним условиям, будет зависеть от особенностей ее адаптивности, т. е. степени индивидуальных способностей личности к установлению оптимальных отношений со средой» [5, с. 12].
Рассмотрим некоторые подходы ученых, в которых рассматривается феномен адаптации. Человека можно рассматривать как организм. Понятие об организме изменилось с середины XIX в. под влиянием Ч. Дарвина, К. Бернара. Термин «адаптация» понимался как приспособление организмов к условиям той среды, в которой они постоянно находятся. К. Бернар объяснял устремленность организмов к самосохранению и выживанию за счет «особого устройства органических тел, позволяющих заблаговременно включать механизмы, способные удерживать определенные параметры внутренней среды организма на стабильном уровне» [6, с. 335]. Позднее идеи Клода Бернара были развиты американским физиологом Уолтером Кенноном, который обозначил саморегуляцию внутренней среды организма термином «гомеостаз». Данный подход к пониманию адаптации можно представить как физиологический или биологический подход.
Швейцарский психолог Жан Пиаже разработал концепцию стадиального развития интеллекта. Он выделяет две основные функции интеллекта: организация и адаптация. Основной движущей силой интеллектуального развития является адаптация к окружающей среде, реализующая общий закон гомеостаза. Основная цель разумного поведения человека — это адаптация к окружающей среде. Адаптация ученым понимается как системное единство процессов ассимиляции и аккомодации. Под «ассимиляцией» он понимает воссоздание субъектом в ходе познавательной активности некоторых характеристик познаваемого объекта. Под аккомодацией понимается процесс приспособления познающего субъекта к разнообразным требованиям, которые выдвигаются со стороны объективной действительности. Аккомодация — это стремление изменить собственные умения, навыки в связи с изменившимися условиями. Человек не всякое содержание усваивает, то есть ассимилирует, а лишь тот материал, который соответствует внутренним познавательным структурам индивида. Ж. Пиаже оперирует понятием равновесие . В данном случае имеется в виду равновесие между ассимиляцией и аккомодацией. Два типа функционирования интеллекта образуют состояние сбалансированного и несбалансированного равновесного состояния [11, с. 232‒254].
Ряд положений Ж. Пиаже вполне обоснованно критиковали отечественные ученые (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин), в частности, рассмотрение психического (интеллектуального) развития ребенка вне социально-исторического контекста; понимание этого развития как спонтанного процесса, практически не зависящего от обучения [7, с. 261].
Э. Эриксон под адаптацией понимает «стремление личности к развитию своей эго-идентичности» [5, с. 15], т. е. синтезировании представлений о самом себе и многочисленных частных образов Я в личную идентичность как целостного образования, включающего три ступени, через которые личность должна пройти к началу ранней зрелости (20 лет):
-
1) должен сформироваться образ Я, сохраняющий преемственность во времени;
-
2) личность должна получить подтверждение того, что другие люди ее воспринимают как внутренне целостное и тождественное самому себе образование;
-
3) личность должна получить обратную связь от ближайшего социального окружения о том, что другие люди воспринимают их так же, как они воспринимают самого себя.
Неспособность личности в решении вышеуказанных задач ведет к кризису идентичности или ролевому смешению.
Подход А. Маслоу к изучению развития личности в целом относится к психогенетическому подходу. Им были выделены ступени в иерархии потребностей. По его мнению, пока не удовлетворены нижележащие потребности пирамиды, высшие потребности не актуализируются. Согласно А. Маслоу для многих людей характерны «неврозы существования», при котором нарушается адаптация личности, когда человек не понимает, зачем он живет, и страдает от этого [10, с. 84-85]. Чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует [12, с. 487-495].
Рассмотрим результаты эмпирического исследования личностных особенностей безработных женщин с высокой и низкой способностью к адаптации [2, с. 36‒ 41; 3].
Таблица 1
Различия в показателях тревожности в двух группах безработных женщин
Факторы |
Средние значения у безработных с высоким уровнем адаптации |
Средние значения у безработных с низким уровнем адаптации |
t-критерий Стъюдента |
Ситуативная тревожность |
27,3 |
33,6 |
4.2*** |
Личностная тревожность |
36,6 |
48,3 |
5,7*** |
Примечание: *** р < 0,001
Нами установлено, что между испытуемыми двух групп существуют достоверные различия по показателям ситуативной и личностной тревожности (t = 4,2;
p ≤ 0,001; t = 5,7; р ≤ 0,001) (табл. 1). Следовательно, безработные с высокой способностью к адаптации имеют более низкие значения личностной тревожности по сравнению с лицами с низкой способностью к адаптации. Женщины с низкой способностью к адаптации характеризуются острой предрасположенностью к тревоге и наличием тенденции воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающие, соответственно отвечать на них определенной эмоциональной реакцией. Испытуемые с высокой способностью к адаптации отличаются повышенной эмоциональной устойчивостью в стрессовых ситуациях.
У испытуемых второй группы отмечаются высокие значения по шкале ситуативной тревожности, что свидетельствует о наличии у них состояния напряжения, беспокойства, озабоченности в сложной жизненной ситуации, такой как отсутствие занятости. Для испытуемых первой группы нехарактерна тенденция для восприятия угрозы своей жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и соответственно реагировать на эти жизненные ситуации возникновением эмоции тревожности.
Рассмотрим результаты эмпирического исследования по методике 16-факторный опросник Р. Кеттелла у испытуемых двух групп.
Таблица 2
Средние значения показателей по факторам личности у испытуемых с высоким и низким уровнем адаптации (в стенах)
№ |
Факторы |
1-я группа испытуемых с высоким уровнем адаптации |
2-я группа испытуемых с низким уровнем адаптации |
1 |
А |
5,3 |
4,3 |
2 |
В |
5,4 |
6,5 |
3 |
С |
5,3 |
5,5 |
4 |
E |
6,2 |
6 |
5 |
F |
6,6 |
7,5 |
6 |
G |
6,8 |
5,6 |
7 |
H |
5,5 |
5,1 |
8 |
J |
6,3 |
4,3 |
9 |
L |
7 |
7,6 |
10 |
M |
3,6 |
3,3 |
11 |
N |
5,1 |
5,3 |
12 |
O |
5,4 |
7,2 |
13 |
Q1 |
7 |
6 |
14 |
Q2 |
3,6 |
4 |
15 |
Q3 |
6,1 |
5,9 |
16 |
Q4 |
4,5 |
4,5 |
Нами установлено, что испытуемые первой группы имеют средний уровень общительности, тогда как у второй группы отмечается тенденция к сниженной общительности (табл. 2). Также установлено, что безработные обеих групп обладают средним уровнем абстрактно-логического мышления.
Нами выявлено, что по фактору G «Низкая нормативность поведения — высокая нормативность поведения» испытуемые первой группы характеризуются средним уровнем настойчивости в достижении поставленных целей, ответственности, обязательности, стремятся придерживаться установленных правил, а второй группы — тенденцией к непостоянству, могут отказаться от своих обязательств, не делают усилий при выполнении групповых норм и требований (М 1 = 6,8; М 2 = 5,6).
Полученные по фактору J «Чувствительность — жестокость» данные показывают, что лица первой группы характеризуются мягкостью, утонченностью, стараются избегать ситуаций, связанных с враждебностью, нуждаются во внимании и помощи окружающих, а лица второй группы отличаются тенденцией к проявлению эмоциональной черствости по отношению к окружающим (М 1 = 6,3; М 2 = 4,3).
Показатели фактора О «Тревожность — уверенность в себе» позволили выяснить, что у испытуемых с высоким уровнем адаптации имеется средний уровень выраженности спокойствия, уверенности в себе, для них нехарактерно излишнее беспокойство. Тогда как испытуемые с низкой адаптированностью характеризуются тенденцией к повышенной тревожности (М 1 = 5,4; М 2 = 7,2).
Нами установлено, что по фактору Q1 «Радикализм — консерватизм» у лиц первой группы выявлен средний уровень радикализма, восприимчивости к новым идеям, взглядам (М 1 = 7; М 2 = 6), а у второй группы — низкий уровень по данному фактору.
Выявлены существенные различия в показателях личностных факторов у испытуемых двух групп: «Нормативность поведения» (М 1 = 6,8; М 2 = 5,6; t = 2,4; p ≤ 0,02); «Реализм — чувствительность» (М 1 = 6,3; М 2 = 4,3; t = 3,8; p ≤ 0,001); «Спокойствие — тревожность» (М 1 = 5,4; М 2 = 7,2; t = 3,9; p ≤ 0,001).
Следовательно, проведенное нами эмпирическое исследование показало, что для адаптированных безработных женщин свойственны такие личностные характеристики, как общительность, готовность к сотрудничеству с другими людьми, нормативность поведения, восприимчивость к новому, а лица с низкой адаптацией отличаются затруднениями в общении, склонностью к непостоянству, сниженной нормативностью поведения, консерватизмом. Для адаптированных женщин свойственны жизнерадостность, спокойствие, уверенность в себе, а для лиц с низкой адаптацией — тревожность, сниженное настроение, неуверенность в собственных силах, что является свидетельством их дезадаптированности.
Список литературы Личностные характеристики у безработных женщин с учетом фактора социально-психологической адаптации
- Леви Марта. Росстат: в феврале безработица в РФ показала исторический минимум в 2,8. URL: http://Socialinform.ru (дата обращения: 14.04.2024). Текст: электронный.
- Миронова Т. Л., Санжижапова Н. Д. Социально-психологические особенности адаптации безработных женщин // Психология в экономике и управлении. 2011. № 1(5). С. 36‒41. Текст: непосредственный.
- Миронова Т. Л. Личностные особенности безработных женщин в зависимости от социальной адаптации // Социальная безопасность и социальная защита населения в современных условиях: материалы международной научно-практической конференции (Улан-Удэ, 7 июня 2024 г.). Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2024. 274 с.Текст: непосредственный.
- Миронова Т. Л. Исследование связи характеристик самоотношения у безработных женщин с фактором социально-психологической адаптации // Этнорегиональные ресурсы гармонии человека с природой и социумом как факторы психологического здоровья, межнационального согласия и межкультурной коммуникации: материалы международной научно-практической конференции (Иркутск, 11‒16 сентября 2024 г.) / ответственные редакторы А. Д. Карнышев, И. А. Журавлева, О. А. Карнышева. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2024. С. 306‒321. Текст: непосредственный.
- Михайлов Р. В. Социально-психологическая адаптация людей разного возраста: выпускная квалификационная работа. Екатеринбург, 2017. 50 с. Текст: непосредственный.
- Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Теоретическая психология. Москва: Academia, 2001. 496 с. Текст: непосредственный.
- Пиаже Жан. Психологический словарь / под редакцией В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. Москва, 1996. С. 261. Текст: непосредственный.
- Сметанин Е. Н. Адаптация населения к современной экономической ситуации // Социс. 1995. № 4. С. 82‒87. Текст: непосредственный.
- Степнова Л. А. «Акме» в контексте развития индивидуальности человека // Акмеология: учебное пособие / под редакцией А. А. Деркача. Москва: Изд-во РАГС, 2004. С. 355‒365. Текст: непосредственный.
- Столяренко Л. Д. Основы психологии: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2005. С. 84‒85. Текст: непосредственный.
- Тихомиров О. К. Психология мышления: учебное пособие. Москва: Изд-во МГУ, 1984. С. 232‒254. Текст: непосредственный.
- Хьелл Ларри, Зиглер Дениель. Теории личности. Санкт-Петербург: Питер, 2017. Текст: непосредственный.