Личные украшения из минеральных и минералоидных материалов в культуре Шич-Жайшань

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются личные украшения из минеральных и минералоидных материалов, обнаруженные на погребальных памятниках культуры шичжайшань (IV-I вв. до н.э., юго-западные районы современного Китая), оставленной населением царства Дянь (Диен): Шичжайшань, Лицзяшань, Цзиньляньшань, Янфутоу, Сюэгуаньбу, Ваньцзяба, Сяочжи-по, Бишань, Бататай и Хэндалу. Дополнительным источником информации служат изображения людей на бронзовых барабанах, позволяющие уточнить функциональное назначение изделий. Анализ материалов показывает, что наиболее распространенными видами украшений были браслеты, серьги и бусы. Браслеты и серьги создавались в основном из нефрита и жадеита. Бусины изготавливались из нефрита, жадеита, агата, бирюзы, малахита, пренита, янтаря, кварцевого алевролита. Нити бус использовались как шейные украшения и украшения рук, кроме того, бусины использовались для декорирования одежды и головных уборов, из них изготавливали ритуальные погребальные одеяния и погребальные покровы (чжужу, чжубэй). Для производства украшений использовалось как местное, так и привозное сырье, поступавшее как из сопредельных (Мьянма), так и из отдаленных районов (центральные районы современной КНР, Синьцзян). Наиболее распространенными минеральными материалами в дяньских памятниках являются нефрит, жадеит, агат, малахит, бирюза, что объясняется относительной доступностью этих видов сырья. На могильниках Лицзяшань и Шичжайшань встречены украшения из более редких материалов: янтаря, пренита, кварцевого алевролита. Бусины из кораллов (могильник Шичжайшань) и травленого сердолика (Лицзяшань, Шичжайшань, Бататай) представляют собой предметы импорта, вероятно, доставленные из Юго-Восточной Азии.

Еще

Юго-западный китай, ранний железный век, культура шичжайшань, дянь, личные украшения, минералы, минералоиды

Короткий адрес: https://sciup.org/145146703

IDR: 145146703   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2023.29.0676-0681

Текст научной статьи Личные украшения из минеральных и минералоидных материалов в культуре Шич-Жайшань

Погребальные памятники культуры шичжайшань (IV–I вв. до н.э.), оставленные жителями царства Дянь (Диен), предоставляют в распоряжение исследователей богатейший материал для всестороннего изучения различных аспектов жизни населения югозападных районов современной КНР во 2-й половине 1-го тыс. до н.э. Находки реальных предметов и детальные изображения на бронзовых барабанах (скульптуры и гравировки) позволяют во всех подробностях воссоздать внешний облик дяньцев, включая особенности костюма, причесок, разнообразных аксессуаров и нательных украшений. При этом в отличие от металлических ювелирных изделий, изучению которых посвящено немало специальных научных работ, украшениям из минеральных (нефрит, жадеит, агат, бирюза и др.) и биоминеральных (янтарь, коралл) материалов пока уделялось гораздо меньше внимания. Однако они также обладают значительным информационным потенциалом для изучения эстетических представлений, производственных технологий и внешних связей дяньского общества. В данной статье на материалах расположенных на территории современной пров. Юньнань, КНР, могильников культуры шичжайшань (Шичжайшань, Лицзяшань, Цзиньляньшань, Янфу-тоу, Сюэгуаньбу, Ваньцзяба, Сяочжипо, Бишань, Бата-тай и Хэндалу) дается краткая характеристика набора личных украшений, изготовленных из минеральных и минералоидных материалов, приводятся доступные в настоящий момент данные о технологии их изготовления и источниках сырья.

Наиболее разнообразны украшения из нефрита и жадеита*, включающие браслеты, серьги, подвески и бусины разных форм (рис. 1). Браслеты в виде плоских или Т-образных в сечении колец обнаружены на памятниках Шичжайшань [Чжан Цзэнци, 1998, с. 101], Лицзяшань [Цзянчуань Лицзяшань…, 2007, с. 206–207], Янфутоу [Куньмин Янфутоу…, 2005, с. 113], Цзиньляньшань [Цзян Чжилун, 2013, с. 44], Бишань [Хуанин Сяочжипо…, 2013, с. 231, 234], Ба-татай [Цюйцзин Бататай…, 2003, с. 110, 112–114], Сю-эгуаньбу [Лулян Сюэгуаньбу…, 2017, с. 62] (рис. 1, 1 ). На назначение этих предметов указывает их расположение внутри могил в области рук погребенных. Серьги представлены двумя видами. Первый включает украшения в форме полумесяца, напоминающие бусины-магатама, с отверстиями у одного или двух концов изделия. Отверстия у нижнего края изделия предназначались для крепления дополнительных подвесок. Серьги этого вида имеются на могильниках Шичжайшань [Чжан Цзэнци, 1998, с. 102], Лицзяшань [Цзянчуань Лицзяшань…, 2007, с. 208–209], Сюэгу-

*В китайских археологических публикациях эти два минерала обобщенно именуются юй , что принято переводить как «нефрит», поэтому если в работе не указано, изготовлено ли изделие из ин юй («твердого нефрита», т.е. жадеита) или жуань юй («мягкого нефрита», т.е. собственно нефрита), то установить материал не представляется возможным.

аньбу [Лулян Сюэгуаньбу…, 2017, с. 61–62] (рис. 1, 3, 4 ). Ко второму виду относятся изделия в форме колец с прорезью ( цзюэ ), подразделяющиеся, в свою очередь, на два подвида — округлые или овальные с уплощенным краем (рис. 1, 2 ). Найдены на памятниках Шичжайшань [Чжан Цзэнци, 1998, с. 102], Лиц-зяшань [Цзянчуань Лицзяшань…, 2007, с. 206–209], Цзиньляньшань [Цзян Чжилун, 2013, с. 44], Сюэгу-аньбу [Лулян Сюэгуаньбу…, 2017, с. 61–62], Сяоч-жипо [Хуанин Сяочжипо…, 2013, с. 149–153], Бата-тай и Хэндалу [Цюйцзин Бататай…, 2003, с. 114, 116, 179–180]. То, что данные предметы представляют собой именно серьги, подтверждают изображения на бронзовых барабанах, причем носили их и мужчины, и женщины, принадлежавшие, вероятно, к различным этническим группам населения царства Дянь [Чжан Цзэнци, 1998] (рис. 2).

Украшения из минералов, найденные на могильниках Шичжайшань и Лицзяшань, были обследованы специалистами геологического факультета Куньминского технического института. Анализ показал, что среди украшений из самоцветов преобладали изделия из жадеита (полупрозрачные, зеленого цвета) и нефрита (непрозрачные, белого или желтого цвета) твердостью выше 6 по школе Мооса. На территории, которую занимало царство Дянь, практически отсутствуют месторождения этих минералов, поэтому доля местного сырья была незначительной, в основном камни поставлялись с территории Мьянмы, выявлено также небольшое количество хотанского нефрита*. Чжан Цзэнци [1998, с. 213] полагает, что извне поступало именно сырье, а его обработка происходила на месте, поскольку готовые украшения, несмотря на обращение к общим для всей Восточной Азии формам, таким как кольца, кольца с прорезью (типа цзюэ ), изделия в форме полумесяца или запятой и т.п., характеризуются рядом специфических морфологических особенностей (пропорции предметов, их размеры) [Hung Hsio-chun, 2016; Qin Xiaoli, 2015]. В пользу локального производства свидетельствуют также однородность набора изделий и высокая степень стандартизации. Чжан Цзэнци в общих чертах реконструирует технологию изготовления украшений из самоцветов, включавшую следующие стадии: расщепление фрагмента сырья для создания заготовки, ее обработка путем шлифовки и полировки, сверление отверстий. Для резания могла применяться металлическая дисковая пила с ножным приводом с использованием влажного мелкозернистого песка в качестве абразива. Подобная технология возникает на территории Китая еще в бронзовом веке [Дэн Цун, 2023, с. 459]; она описана в посвященной сельскому хозяйству и ремеслам энциклопедии 1637 г.

Рис. 1. Украшения из нефрита и жадеита (по: [Чжан Цзэнци, 1998, с. 58, рис. 117; Цзянчуань Лицзяшань…, 2007, цв. вкл. 165, рис. 4, цв. вкл. 166, рис. 1, 2]).

1 – браслеты, могильник Шичжайшань; 2 – серьги в виде колец с прорезью ( цзюэ ), могильник Лицзяшань; 3, 4 – серьги в форме полумесяца, могильник Лицзяшань.

«Тяньгун кайу» («Использование сил природы») и до наших дней используется в народных промыслах пров. Юньнань [Чжан Цзэнци, 1998, с. 212]. Однако к настоящему моменту данные о развитии дяньского камнерезного ремесла остаются весьма ограниченными, поскольку пока не были обнаружены остатки мастерских и не идентифицированы специализированные инструменты, которые могли бы применяться для обработки камня.

Что касается украшений, изготовленных из других минеральных материалов, на дяньских памятниках найдено значительное количество бусин разных форм, цветов и размеров из агата, бирюзы, малахита. Нанизанными на нити их носили на шее или на запястьях (как браслеты). Кроме того, они, по-видимому, служили украшениями одежды и головных уборов. Возможно также, что из бусин состояли особые погребальные одеяния чжужу или погребальные покровы чжубэй, известные по письменным источникам («Хань шу», «Хоу Хань шу», «Си цзин цза цзи»). Так, в погр. 10 могильника Шичжайшань было обнаружено изделие длиной ок. 145 см, шириной ок. 45 см, состоящее из бусин и пронизей, изготовленных из нефрита, агата, бирюзы и малахита [Чжан Цзэнци, 1998, с. 104].

Бусины из полупрозрачного агата твердостью ок. 6,5 по шкале Мооса красного, белого, фиолетового цветов найдены в погребениях могильников Шичжайшань [Чжан Цзэнци, 1998, с. 102–103], Лиц-зяшань [Цзянчуань Лицзяшань…, 2007, с. 216–218], Цзиньляньшань [Цзян Чжилун, 2013, с. 44], Бататай [Цюйцзин Бататай…, 2003, с. 117–119], Бишань [Ху-анин Сяочжипо…, 2013, с. 231], Сюэгуаньбу [Лулян Сюэгуаньбу…, 2017, с. 63–64] и Янфутоу, причем на по следнем памятнике они количественно преобла-

Рис. 2. Изображения людей с серьгами на бронзовых барабанах (по: [Чжан Цзэнци, 1998, с. 40, рис. 23, с. 130, рис. 71, с. 142, рис. 73]).

1 – фигурка женщины; 2 – изображение цянов; 3 – изображение представителей племен юэ .

дают среди украшений из самоцветов [Куньмин Янфутоу…, 2005, с. 112–113]. В погр. М72 могильника Цзиньлянь-шань наряду с бусинами обнаружена одна агатовая серьга в форме плоского кольца с прорезью (цзюэ), аналогичная нефритовым серьгам [Цзян Чжилун, 2013, с. 44]. Многочисленность агатовых украшений объясняется доступностью этого вида сырья. На территории современной пров. Юньнань имеются богатые месторождения агата, из них несколько находится в районе оз. Дяньчи – в основном ареале культуры шичжайшань [Чжан Цзэнци, 1998, с. 214].

Бусины из бирюзы, найденные на дяньских памятниках (Шичжайшань [Чжан Цзэнци, 1998, с. 103], Лицзяшань [Цзянчуань Лицзяшань…, 2007, с. 220– 221], Цзиньляньшань [Цзян Чжилун, 2013, с. 45], Бататай [Цюйцзин Бататай…, 2003, с. 119–120], Сюэгуаньбу [Лулян Сюэгуаньбу…, 2017, с. 65–66], Сяочжипо [Хуанин Сяочжипо…, 2013, с. 148–149], Ваньцзяба [Чжан Цзэнци, 1998, с. 212]), можно разделить на две разновидности. К первой из них относятся бусины из голубой непрозрачной или просвечивающей бирюзы твердостью 4–4,5 по шкале Мооса, найденные в погребениях Шичжайшань. По своим характеристикам, она схожа с бирюзой, добываемой на территории района Юньян городского округа Шиянь пров. Хубэй, и, по-видимому, поступала в Дянь именно из этого месторождения, находившегося в то время под контролем царства Чу. Ко второй разновидности принадлежат бусины желто-зеленого цвета с серовато-белыми пятнами, обнаруженные на могильнике Ваньцзяба. Они изготовлены из местного сырья, добываемого на территории уезда Аньнин городского округа Куньмин [Чжан Цзэнци, 1998, с. 212].

Изделия из малахита представлены шейными украшениями в виде нанизанных на нити мелких бусин диаметром 3–5 мм и пронизок длиной от 5 мм до 2 см светло-зеленого и бирюзового цвета. Такие бусы найдены в погребениях могильников Шичжайшань [Чжан Цзэнци, 1998, с. 103], Цзиньляньшань [Цзян Чжилун, 2013, с. 45], Сюэгуаньбу [Лулян Сюэгуаньбу…, 2017, c. 64–65]. Все дяньские малахитовые украшения производились из местного сырья, добытого на месторождениях меди, широко распространенных на территории пров. Юньнань [Чжан Цзэнци, 1998, с. 215].

На могильниках Шичжайшань и Лицзяшань представлены украшения, изготовленные из более редких для дяньской культуры материалов. В одном из погребений Шичжайшань была обнаружена нить янтарных бус желто-коричневого и бледно-красного цвета [Чжан Цзэнци, 1998, с. 214]. Бусины из янтаря красно-коричневого цвета (16 экз.) найдены и в Лицзя-шань [Цзянчуань Лицзяшань…, 2007, с. 221] (рис. 3, 1 ). Сведения о добыче янтаря на территории округа Юнчан (в западной части пров. Юньнань) содержатся в «Хоу Хань шу» (V в.). Известно также, что янтарь использовался аборигенным населением юго-западных районов Китая не только для изготовления ювелирных украшений, но и как лекарственное средство в традиционной медицине. При этом на территории Юньнани отсутствуют месторождения красного янтаря, ближайшее из них находится в районе г. Танай штата Качин в северной части Мьянмы, откуда, по-видимому, и было доставлено сырье или же готовые бусины [Чжан Цзэнци, 1998, с. 214]. Одна янтарная бусина обнаружена также в погр. 41 могильника Ба-татай [Цюйцзин Бататай…, 2003, с. 119]. К предметам импорта или изделиям, произведенным из импортированного материала, следует отнести найденные в Шичжайшань коралловые бусины темно-красного цвета твердостью 3,5–4 по шкале Мооса, диаметр варьирует в пределах 3–8 мм. На этом же памятнике обнаружено также небольшое количество пренитовых бусин зеленого и желто-зелено цвета, полупрозрачных, твердостью 6 по шкале Мооса, а также несколько фрагментов необработанного пренита. Месторождения этого минерала есть на территории уездов Сюаньвэй, Фуминь и Цзяньшуй пров. Юньнань. По-видимому, сырье поступало из этих районов, а его обработка осуществлялась вблизи могильника. Также в Шичжайшань было найдено более десяти бусин

Рис. 3. Бусины, найденные в погребениях могильника Лицзяшань (по: [Цзянчуань Лицзяшань…, 2007, цв. вкл. 176, рис. 3–6]).

1 – янтарные бусины; 2 – бусины из горного хрусталя; 3, 4 – бусины из травленого сердолика.

из кварцевого алевролита диаметром 5–8 мм, одна из них была обернута в золотую фольгу (на поверхности сохранился фрагмент золотого покрытия) [Чжан Цзэнци, 1998, с. 215–217]. Кроме того, при раскопах погр. М49 могильника Лицзяшань получены четыре граненые бусины округлой формы из горного хрусталя, но они, судя по положению внутри могилы, были не деталями ювелирного украшения, а частью декора серебряной шкатулки, предположительно, произведенной ханьскими ремесленниками [Цзянчуань Лиц-зяшань…, 2007, с. 221–222] (рис. 3, 2 ).

Значительный интерес представляют обнаруженные на дяньских памятниках бусины из травленого сердолика. Наибольшее их количество происходит из погребений могильника Лицзяшань (17 экз.). По два экземпляра найдено на могильниках Шичжай-шань (в погр. 13 и 23) и Бататай (погр. 41 и 48). Бусины из Шичжайшань и большая часть изделий из Лицзяшань – красно-коричневого цвета, полупрозрачные, цилиндрической формы, на поверхности – узор в виде нескольких параллельных белых линий [Цзянчуань Лицзяшань…, 2007, с. 222; Чжан Цзэнци, 1998, с. 214–215] (рис. 3, 3, 4). Бусины из Бататай – также цилиндрические по форме, данные об орнаменте в отчете о раскопках не приводятся [Цюйцзин Бататай…, 2003, с. 119]. Один экземпляр из погр. 24 в Лицзяшань – яйцевидной формы, украшен орнаментом в виде волнистых линий и спиралей. Всего на территории Китая обнаружено не менее 55 травленых сердоликовых бусин доханьского и ханьского времени (1 тыс. до н.э. – нач. 1 тыс. н.э.), которые в основном происходят с территории пров. Юньнань и Синьцзян-Уйгурского автономного района, отдельные экземпляры найдены в пров. Цинхай, Шэньси, Хэнань, Гуандун. Однако техника изготовления травленых бус не была известна в Китае, следовательно, все эти изделия представляют собой предметы импорта, наиболее вероятно, поступавшие из Юго-Восточной Азии или из Индии [Zhao Deyun, 2014].

Подводя итог, можно заключить, что набор украшений из минеральных и биоминеральных материалов, сохранившийся в погребальных комплексах культуры шичжайшань (царства Дянь), весьма обширен. Наиболее распространенными видами ювелирных изделий были нефритовые и жадеитовые браслеты и серьги, а также бусы из различных материалов, служившие украшениями шеи и запястий и использовавшиеся для декора одежды и головных уборов. Для производства украшений использовалось как местное, так и привозное сырье, по ступавшее, в т.ч. и из отдаленных районов (царства Чу, с территории Синьцзяна, Мьянмы). Бусины из коралла и травленого сердолика являются предметами импорта. Минералогический анализ изделий и детальное исследование технологий их изготовления позволят дополнить имеющиеся на данный момент сведения о культуре, экономике и торговых контактах царства Дянь.

Исследование выполнено за счет гранта РНФ по проекту № 23-28-00820,

Список литературы Личные украшения из минеральных и минералоидных материалов в культуре Шич-Жайшань

  • Дэн Цун. Ган жоу бин цзи - юй цзишу сюаньцзэ юй ши-цянь ша шэн цегэ као (Сочетание твердости и мягкости: исследование выбора технологий обработки нефрита и резания с помощью веревки и песка в доисторическую эпоху) // Юйжунь Чжунхуа: Чжунго юйцидэ ваньнянь шиши туц-зюань (Нефритовый Китай: эпическое полотно китайских нефритов длиною в десять тысяч лет). - Нанкин: Цзянсу фэнхуан вэньи чубаньшэ, 2023. - С. 455-461 (на кит. яз.).
  • Куньмин Янфутоу муди (Могильник Янфутоу в Куньмине). - В 4 т. - Пекин: Кэсюэ чубаньшэ, 2005. -1936 с. (на кит. яз.).
  • Лулян Сюэгуаньбу муди (Могильник Сюэгуаньбу в Луляне). - Пекин: Вэньу чубаньшэ, 2017. - 360 с., 99 цв. ил. (на кит. яз.).
  • Хуанин Сяочжипо муди (Могильник Сяочжипо в уезде Хуанин). - Куньмин: Юньнань жэньминь чубаньшэ, 2013. -237 с., 48 цв. ил. (на кит. яз.).
  • Цзян Чжилун. Цзиньляньшань муди яньцзю (Исследование могильника Цзиньляньшань). Дис.. д-ра наук по специальности "Археология и музееведение". - Чаньчунь: Цзилиньский университет, 2013. - 239 с. (на кит. яз.).
Статья научная