Лингвистические принципы в знаменной нотации (на материале музыкально-теоретического руководства «Ключ разумения»)

Бесплатный доступ

В статье показано, что средства знаменной нотации к концу XVII в. образуют разветвленную знаковую систему. На основе выполняемых ими функций предложено разделение знаков на основные и дополнительные. Установлено сходство знаменной нотации с вербальным письмом.

Лексикология, детерминативы, буквенные символы, графические символы, знаменная нотация, знаменный роспев, "ключ разумения", тихон макарьевский

Короткий адрес: https://sciup.org/14969715

IDR: 14969715

Список литературы Лингвистические принципы в знаменной нотации (на материале музыкально-теоретического руководства «Ключ разумения»)

  • Бражников, М.В. Древнерусская теория музыки/М.В. Бражников. -Л.: Музыка, 1972. -424 с.
  • Гусейнова, З.М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века/З.М. Гусейнова. -СПб.: Изд-во СПбГК, 1995. -217 с.
  • Гусейнова, З.М. Комбинаторный анализ знаменной нотации XI-XIV веков/З.М. Гусейнова//Проблемы дешифровки древнерусских нотаций. -Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1987. -С. 27-49.
  • Конотоп, А.В. О «странных голосах» двознаменного музыкально-теоретического руководства конца XVII века/А.В. Конотоп//Проблемы истории и теории древнерусской музыки. -Л.: ЛГК: ЛГИТМиК: ГПБ, 1979. -С. 160-172.
  • Кручинина, А.Н. Попевка знаменного роспева в русской музыкальной теории XVII века/А.Н. Кручинина//Певческое наследие Древней Руси (история, теория, эстетика). -СПб.: Изд-во СПбГК, 2002. -С. 75-81.
  • Металлов, В.М. Очерк истории православного церковного пения в России/В.М. Металлов. -М.: [б. и.], 1900. -160 с.
  • Мосягина, Н.В. «Ключ разумения» Тихона Макарьевского -«словарь» знаменного роспева второй половины XVII века/Н.В. Мосягина//Музыкальное наследие России: истоки и традиции. -СПб.: Изд-во СПбГК, 2001. -С. 148-156.
  • Мосягина, Н.В. «Теоретические статьи» в «Ключе разумения» монаха Тихона Макарьевского/Н.В. Мосягина//Древнерусское песнопение пути во времени (По материалам научной конференции «Бражниковские чтения -2002»). -СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. -С. 150-156.
  • Никишов, Г.А. Двознаменники как особый вид певческих рукописей последней четверти XVII -н. XVIII вв.: автореф. дис.. канд. искусствоведения/Никишов Георгий Андреевич. -М., 1977. -25 с.
  • Никишов, Г.А. К вопросу о составе «Ключа» Тихона Макарьевского/Г.А. Никишов//Musica antiqua. VII. Acta scientifica. -Bydgoszcz: Filharmonia Pomorska im. I. Paderewskiego w Bydgoszczy, 1985. -P. 707-718.
  • Протопопов, Вл. Русская мысль о музыке в XVII веке/Вл. Протопопов. -М.: Музыка, 1989. -96 с.
  • Разумовский, Д.В. Церковное пение в России/Д.В. Разумовский. -М.: [б.и.], 1867. -136 с.
  • Реформаторский, А.А. Введение в языковедение/А.А. Реформатский. -М.: Аспект Пресс, 1999. -536 с.
  • Финдейзен, Н.Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в. В 2 т. Т. 1/Н.Ф. Финдейзен. -M.; Л.: Музсектор Госиздата, 1928. -365 с.
Еще
Статья научная