Локализация авестийского оронима "хребет Хараберезайти" по данным изучения культа огня

Бесплатный доступ

Отождествление многих авестийских географических названий с реально существующими природными объектами до сих пор остается спорным. Дискуссионным считается и место расположения мифологического горного хребта Хара Березайти. Для решения этой проблемы в работе был проведен сравнительный анализ «Авесты» и других зороастрийских письменных источников (пехлевийская литература), изучены обычаи современных зороастрийцев, использованы иные сведения, преимущественно полученные русскими учеными. Результаты такого исследования в совокупности с археологическими и этнографическими материалами (похоронный и свадебный обряды), локализованными на территории Горно-Бадахшанской автономной области Республики Таджикистан, позволили подкрепить новыми фактами уже существующую гипотезу о возможности отождествления хребта Хара Березайти с горной системой Тянь-Шань - Памир - Гиндукуш. Соотнесение топонимов «Авесты» с реальными природными объектами позволяет более достоверно проследить расселение зороастрийского населения.

Еще

Авеста, хребет хара березайти, тянь-шань - памир - гиндукуш, памирские народы, зороастрийцы, культ огня, храмы огня, погребальный обряд, свадебныйобряд

Короткий адрес: https://sciup.org/147219294

IDR: 147219294

Список литературы Локализация авестийского оронима "хребет Хараберезайти" по данным изучения культа огня

  • Авеста в русских переводах (1861-1996). СПб.: Летний Сад, 1998. 480 с.
  • Андреев М. С. Таджики долины Хуф. Сталинабад: Изд-во АН ТаджССР, 1953. Вып. 1. 251 с.
  • Аристов Н. А. Этнические отношения на Памире и в прилегающих странах по древним, преимущественно китайским, историческим известиям (Продолжение) // Русский антропологический журнал. 1900. Кн. 20, № 4. С. 62-197.
  • Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. М.: Мысль, 1983. 206 с.
  • Бубнова М. А. Работы Памирского археологического отряда на Западном Памире в 1976 году // АРТ. Душанбе, 1982. С. 179-184.
  • Бубнова М. А. Культовое сооружение Ка-фыркала // АРТ. Душанбе, 1990. Вып. 22. (1982 г.) С. 301-310.
  • Бубнова М. А. Культовое сооружение Кафыркала I-IV. Разведки в 1983 г. (Шугнанскийр-он) // АРТ. Душанбе, 1991. Вып. 23. (1983 г.). С. 227-236.
  • Бубнова М. А. От культа огня к храмам огня // Research in Ancient Iran and Avesta. Amers foort; Paris: Rudaki, Payvand and Ancient culture Society. 1997. Vol. 1. P. 165-196. (The Second International Congress in Indo-Iranian Civilisation. Amers foort. October, 1997). (на перс. яз.)
  • Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В. Индоевропейские языки и индоевропейцы. Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1984. Т. 2. С. 440- 1328.
  • Дорошенко Е. А. Зороастрийцы в Иране. М.: Наука, 1982. 132 с.
  • Жарникова С. К вопросу о возможности локализации священных гор Меру и Хара индоиранской (арийской) мифологии // МАИКЦА. 1986. № 11. С. 31-41.
  • Зайцев В. П. Памирская страна - центр Туркестана. Историко-географический очерк (с картой). Новый Маргелан: Типогр. Ферганского обл. правл., 1903. 78 c.
  • Зороастрийские тексты. Суждение Духа разума (Дадестан-и меног-и храд). Сотворение основы (Бундахишн) и другие тексты / Изд подгот О. М. Чунаковой. М.: Вост лит., 1997. 352 с.
  • История таджикского народа. М.: Вост. лит., 1963. Т. 1: С древнейших времен до V в. н. э. 596 с.
  • Клейн Л. С. Время кентавров. Степная прародина греков и Ариев. СПб.: Евразия, 2010. С. 496 с.
  • Книга о праведном Виразе (Арда Вираз Немаг) и другие тексты / Введение, транслит. пехл. текстов, пер. и коммент. О. М. Чунаковой. М.: Вост. лит., 2001. 208 с.
  • Куклина И. В. Этногеография Скифии по античным источникам. Л.: Наука, 1985. 208 с.
  • Лашкариев А. З. Поминальные обряды очищения дома и возжигания священной лампады у исмаилитов Западного Памира // ЭО. 2008. № 1. С. 101-105.
  • Литвинский Б. А. Древние кочевники «Крышимира». М.: Наука, 1972. 269 с.
  • Литвинский Б. А. Семантика древних верований и обрядов памирцев // Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье (история и культура). М.: Наука, 1981. С. 90-121.
  • Литвинский Б. А., Пичикян И. Р. Эллинистический храм Окса (Южный Таджикистан). М.: Вост. лит., 2000. Т. 1: Раскопки. Архитектура. Религиозная жизнь. 503 с.
  • Моногарова Л. Ф. Преобразование в быту и культуре припамирских народностей. М.: Наука, 1972. 174 с.
  • Мухиддинов И. Обычаи и обряды памирских таджиков, связанные с жилищем // СЭ. 1982. № 2. С. 76-83.
  • Немоевский А. История креста // Атеист. 1927. № 16. С. 67-80.
  • Рагозина З. А. История Мидии, Вавилонского царства и возникновения Персидской державы. СПб.: Изд. А. Ф. Маркса, 1903. 522 с.
  • Рапопорт Ю. А. Из истории религии Древнего Хорезма (оссуарии). М.: Наука, 1971. 128 с. Риттер К. Иран. СПб.: Имп. АН, 1874. Ч. 1. 656 с.
  • Серебренников А. Очерк Памира. СПб.: Типогр. гл. упр. уделов, 1900. 97 с.
  • Снесарев Г. П. Реликты домусульманских верований у узбеков Хорезма. М.: Наука, 1969. 336 с.
  • Стеблин-Каменский И. М. Прижизненные поминки - зороастрийский обряд в мусульманском обиходе // Эрмитажные чтения 1986-1994 памяти В. Г. Луконина (21.I. 1932 - 10.IX.1984). СПб: Изд-во ГЭ, 1995. С. 101-105.
  • Толстов С. П. По древним дельтам Окса и Яксарта. М.: Вост. лит., 1962. 324 с.
  • Фрай Р. Наследие Центральной Азии. От древности до тюркского нашествия. Душанбе: Сурушан, 2000. 291 с.
  • Хлопин И. Н. Изображение креста в древнеземледельческих культурах Южной Туркмении // КСИА. 1962. Вып. 91. 128 с.
  • Ходжаева Н. Локализация авестийских гор Хара Березаити, рек Вахви-Даити, Ранха и моря Ворукаша. Душанбе: Дониш, 2003. 135 с.
  • Ходжаева Н. Памир в географических представлениях древних иранцев // Вопросы Памироведения. 2013. № 1. С. 65-97.
  • Юсуфбекова З. Семья и быт шугнанцев (конец XIX - начало XX в.). Душанбе: «Шарки Озод», 2001. 182 с.
  • Bartholomae Chr. Altiranisches Wörter- buch. Strassburg: Verlag von Karl J. Trübner, 1904. 2000 S.
  • Bashiri I. Firdowsi’s Shah-Name: 1000 years after. Dushanbe: Supreme Soviet of Tajikistan Publ., 1994. 314 p.
  • Boyce M. A Persian stronghold of Zoroastrianism. Oxford: Clarendon Press, 1977. 284 p. (Ratanbai Katrak lectures. 1975)
  • Bundahis, Bahman-Yasht [Pahlavi], and Shâyast [and: Appendix to the Bundahis: Selections of Zâdspram, brother of dastûr Pârs and Kirmân, A.D. 881. Oxford: University Press, 1880. 434 p.
  • Part I. Chapters I-IX (Paraphrase of Bundahis, I-XVII)] / Transl. by E. W. West. P. 1-151. (SBE. Vol. 5). Cambridge History of Iran / Ed. by E. Yar- sharter. Cambridge: Univ. Press, 1986. Vol. 3: The Seleucid, Parthian, and Sassanid Periods. P. 1.
  • Duchesne-Guillemin J. Fire in Iran and Greece // East and West. 1962. Vol. 13, № 2-3. P. 198-206.
  • Geiger W. Civilization of the eastern Irānians in Ancient times with an introduction on the Avesta religion. P. 2. The old Iranian polity and the age of the Avesta / Transl. from the German by Dārāb Dastur Peshotan Sanjānā. London: Henry Frowde Amen Cornewr, 1886. 299 p.
  • Gershevitch I. The Avestan hymn to Mithra. Cambridge: University Press, 1959. 357 p.
  • Gnoli G. Zoroaster’s time and homeland. Naples: Instituto Universitario Orientale, 1980. 279 p.
  • Mouchet J. La Vallee du Wakhan. Afghanistan. 1972. Vol. 25. № 1. P. 78-87.
  • Pavry J. C. The Zoroastrian doctrine of a future life from death to individual judgment. New York: Columbia Univ. Press, 1929. 126 p.
  • Pahlavi Rivōyat аcсomponying the Dāde-stān ī Dēnīg. P. I: Transliteration, Transcription and Glossary by A. V. Williams. Copenhagen: Munksgaard, 1990. 357 p.; P. II: Translation.
  • Commentary and Pahlavi Text by A. V. Williams. Copenhagen: Munksgaard, 1990. 381 p.
  • Schippmann K. Die iranischen feuerheiligtümer. Berlin: Gruyter, 1971. 555 S.
  • Zend-Avesta. P. I: The Vendîdâd / Transl. by J. Darmesteter. Oxford: Univ. Press, 1880. 240 p. (SBE. Vol. IV); P. II: The Yasna, Visperad, Sîrôzahs, Yasts, Nyâyis / Transl. by J. Darmesteter. Oxford: University Press, 1882. 384 p. (SBE. Vol. 23).
Еще
Статья научная