Локус Комаровский скит в дилогии П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах»

Автор: Алексеева Любовь Викторовна

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: т.12, 2014 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена изучению одного из старейших нижегородских старообрядческих скитов, Комаровского скита, в дилогии П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». В дилогии опыт изучения П. И. Мельниковым-Печерским исторической действительности выразился в художественной форме. В статье Комаровский скит рассматривается как категория художественного пространства. Комаровский скит в дилогии - отчетливо доминирующий пространственный образ. В современном литературоведении для обозначения пространственных образов часто используется понятие «локус». Текст дилогии позволяет рассматривать Комаровский скит как локус, поскольку он обладает некоторыми существенными признаками этого понятия: тождественность объекту реального мира, культурная значимость для определенного социума, дискретность, антропологическая обусловленность. В статье проводится анализ текста, исходя из определяющих понятие локуса признаков, это понятие применимо к пространственному образу Комаровского скита.

Еще

П. и. мельников-печерский, русское старообрядчество, комаровский скит, локус, художественное пространство, пространственный образ

Короткий адрес: https://sciup.org/14748902

IDR: 14748902

Список литературы Локус Комаровский скит в дилогии П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах»

  • Бахарева Н. Н., Белякова М. М. Изучение и государственная охрана мест, связанных с историей старообрядчества в Нижегородской области//Мир старообрядчества. М., 1998. Вып. 4. С. 132-139.
  • Гневковская Е. В. Мастерство романиста П. И. Мельникова -Андрея Печерского (Дилогия «В лесах» и «На горах»: характерология, художественное пространство и время). Н. Новгород: Вектор ТиС, 2003. 200 с.
  • Гневковская Е. В. Художественное пространство скита в дилогии Мельникова-Печерского//Учен. зап. Волго-Вятского отделения Международной Славянской акад. наук, образования, искусств и культуры. Н. Новгород, 2003. Вып. 12. С. 149-152.
  • Лепахин В. В. Знаток икон и иконописи: историк, этнограф, иконовед и писатель П. И. Мельников-Печерский//Икона в русской художественной литературе: икона и иконопочитание, иконопись и иконописцы. М., 2002. С. 217-242.
  • Лотман Ю. М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя//Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллин: Александра, 1993. Т. 1. С. 413-447.
  • Махов А. Е. Топос//Литературная энциклопедия терминов и понятий/Под ред. А. Н. Николюкина. М.: НПК «Интелвак», 2001. Стб. 1076.
  • Прокофьева В. Ю. Категория пространство в художественном преломлении: локусы и топосы//Вест. Оренбург. ун-та. 2005. № 11. С. 87-94.
  • Пыхтина Ю. Г. К проблеме использования пространственной терминологии в современном литературоведении//Вест. Оренбург. ун-та. 2013. № 11 (160). С. 29-36.
  • Сухих С. И. Теоретическая поэтика А. А. Потебни. Н. Новгород: КиТ издат, 2001. 288 с.
  • Топоров В. Н. Пространство и текст//Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 227-284 . Режим доступа: http://ec-dejavu.ru/p/Publ_Toporov_Space.html
  • Усов П. С. П. И. Мельников, его жизнь и литературная деятельность//Мельников П. И. Полн. собр. соч.: В 14 т. М.; СПб., 1897. Т. 1. 324 с.
  • Шамаро А. «Ревнители древлего благочестия»//Наука и жизнь. 1994. № 2. С. 100-107.
Еще
Статья научная