Оригинальные исследования. Вопросы онкохирургии. Рубрика в журнале - Злокачественные опухоли
Статья научная
Цель исследования: анализ влияния демографических и клинико-морфологических факторов на количество удаленных лимфатических узлов при осложненном раке ободочной кишки Материалы и методы: В когортное ретроспективное исследование включены сведения о 227 больных с осложненным раком ободочной кишки. Критерии включения: больные в возрасте 18 лет и старше, с аденокарциномой ободочной кишки различной степени дифференцировки осложненной обтурационной непроходимостью или перфорацией. Этим больным были выполнены операции в течении 24 часов от момента поступления за период: сентябрь 2016 по декабрь 2022 года в стационарах г. Смоленска. Не включены в исследование: больные с экстренными вмешательствами по поводу обтурационной непроходимости и перфорации, осложнявших течение рака прямой кишки, неэпителиальные злокачественные опухоли, карциноид ободочной кишки, аденокарцинома червеобразного отростка; больные с IV стадией заболевания. Результаты: Медиана возраста на момент развития осложнения рака ободочной кишки составила 70,0 лет. Большинство пациентов имели местный статус опухоли pT3, рТ4а и pN + (1b-2b) статус по регионарным лимфатическим узлам. Средний размер опухоли при осложненном раке ободочной кишки составил 52,4 ± 20,8 мм. Медиана количества исследованных лимфатических узлов составила 10 (3-15). Статистически значимыми факторами, оказавшими существенное влияние на количество удаленных лимфатических узлов, были: возраст на момент постановки диагноза — до 70 лет, местный статус опухоли pT3 и рТ4а, локализация опухоли в правой половине ободочной кишки, наличие метастазов в регионарных лимфатических узлах, низкая дифференцировка аденокарциномы. Выводы: Полученные результаты подтверждают, что на количество удаленных лимфатических узлов влияют демографические факторы (возраст) и клинико-патоморфологические факторы, такие как локализация опухоли, местный статус и размеры опухоли, степень дифференцировки аденокарциномы.
Бесплатно
Статья научная
Введение: Рак желудка является одним из самых распространенных злокачественных новообразований, у многих пациентов требует агрессивного комбинированного лечения, которое сопровождается высокой частотой развития осложнений. Актуальным представляется поиск независимых предикторов развития послеоперационных осложнений и летальных исходов, коррекция которых потенциально могла бы улучшить результаты лечения. Целью данного исследования является оценка прогностической роли кахексии как предиктора развития осложнений в хирургии рака желудка. Материалы и методы: В ретроспективно-проспективное исследование были включены данные о результатах хирургического лечения 144 пациентов, оперированных по поводу рака желудка с 2019 по 2023 гг. на базе 4 онкологического отделения ГБУЗ «ГКБ имени С. С. Юдина ДЗМ» и ГАУЗ НО НИИКО «Нижегородский областной клинический онкологический диспансер». Кахексию в соответствии с международными консенсусными критериями диагностировали при наличии потери массы тела ≥ 5 % от исходной за 6 месяцев до момента начала лечения либо при снижении массы тела ≥ 2 % и наличии саркопении или ИМТ < 20 кг / м2. Для оценки наличия саркопении использовали пороговые значения скелетно-мышечного индекса Prado: 52,4 см2 / м2 для мужчин и 38,5 см2 / м2 для женщин, а также Martin: 41 см2 / м2 для женщин и 43 см2 / м2 для мужчин при ИМТ 25 кг / м2 и 53 см2 / м2 при ИМТ 25 кг / м2. Оценивали частоту развития ранних послеоперационных осложнений в течение 30 дней после выполнения хирургического вмешательства по критериям Клавьен – Диндо, а также показатель 90-дневной летальности. Результаты: У 57 из 144 пациентов (39,5 %) на дооперационном этапе была диагностирована кахексия. Раковая кахексия была более распространена при III стадии заболевания (42,1 % против 24,1 %, p = 0,023), а также среди больных с саркопенией (как измеренной по массе скелетной мускулатуры, 49,1 % против 18,3 %, р < 0,001, так и подтвержденной динамометрической оценкой, 14,3 % против 0 %, р = 0,006). Согласно результатам многофакторного анализа, кахексия оказалась независимым предиктором развития послеоперационных осложнений (ОШ = 2,208, 95 % ДИ 1,051–4,638, p = 0,036) и инфекций области хирургического вмешательства (ИОХВ) (ОШ = 3,916, 95 % ДИ 1,146–13,3874, p = 0,029). Показатель 90-дневной послеоперационной летальности был значимо выше в группе пациентов с кахексией (10,5 % против 2,3 %, p = 0,039). Выводы: Данное исследование демонстрирует, что раковая кахексия является перспективным предиктором развития осложнений в хирургии рака желудка. Коррекция кахексии на дооперационном этапе может способствовать снижению числа послеоперационных осложнений.
Бесплатно
Малоинвазивное хирургическое лечение глиобластом методом интерстициальной фотодинамической терапии
Статья научная
Цель исследования: Изучить возможности использования метода интерстициальной фотодинамической терапии в составе комплексной терапии как малоинвазивного метода лечения у пациентов с глиобластомой. Материал и методы: В исследование были включены 9 пациентов глиобластомой, имеющих один опухолевый очаг, с максимальным размером до 3,5 см и статусом по шкале Карновского не менее 70 баллов. В исследуемой группе было 6 (66,7 %) мужчин и 3 (33,3 %) женщины. Средний возраст пациентов составил 55,3 ± 9,8 года; 7 (77,8 %) пациентов имели первый рецидив опухоли глиобластомы, в 2 (22,2 %) случаях глиобластома была диагностирована впервые. В качестве ФС использовали препарат фотодитазин, вводимый внутривенно в дозе 1 мг / кг. Внутритканевое облучение выполняли с использованием лазера (Латус 2,5 (Аткус, Россия)) с длиной волны 662 нм и максимальной мощностью 2,5 Вт цилиндрических рассеивающих волокон. Пространственное точное внутритканевое облучение объема опухоли планировалось с использованием специального программного обеспечения. Длительность облучения не превышала 15 мин. Световая доза составила в среднем 180 Дж / см2. Результаты: Осложнений или побочных эффектов, связанных с введением ФС, у пациентов в раннем послеоперационном периоде не отмечено. Транзиторное нарастание неврологического дефицита после иФДТ в раннем послеоперационном периоде было отмечено у 2 (22,2 %). У 1 пациента отмечено нарастание гемипареза, у другого пациента — появление дизартрии и дисфазии. При этом у одного пациента с гемипарезом неврологический дефицит после операции сохранялся более пяти недель после иФДТ, но отмечался значительный регресс симптоматики в последующие пять недель. Катамнез прослежен у всех 9 пациентов. Продолжительность наблюдения после иФДТ достигла 61 месяца. Основной причиной смерти у всех 9 пациентов было прогрессирование опухоли. Медиана общей выживаемости составила 29,1 месяца. Медиана безрецидивной выживаемости составила 13,3 месяца. Заключение: иФДТ — селективная, минимально инвазивная методика с многообещающими результатами и минимальными побочными эффектами при лечении пациентов с глиобластомами. Методика является потенциальным вариантом лечения для небольших по размеру и глубоко расположенных опухолей у пациентов с высоким хирургическим риском и для пациентов с рецидивом опухоли.
Бесплатно
Статья научная
Актуальность: Вопрос о необходимости выполнения профилактической центральной шейной лимфодиссекции в лечении локализованных форм высокодифференцированного рака щитовидной железы остается открытым, так как дооперационное обследование не всегда позволяет достоверно определить наличие поражения регионарного лимфоколлектора VI группы.Цель: Оценка частоты поражения центрального лимфатического коллектора шеи при клиническом N0-Nx по результатам морфологического исследования после выполнения превентивной центральной шейной лимфодиссекции.Материалы и методы: Пациенты оперированы в период с 2016-2022 гг. по поводу папиллярного рака щитовидной железы - сТ1-2N0-x. Соотношение мужчин и женщин - 11,5% (n = 34) и 88,5% (n = 261) соответственно. Из них в возрасте менее 55 лет - 40,7% (n = 120), более 55 лет - 59,3% (n = 175). Всем пациентам выполнено хирургическое лечение в объеме тиреоидэктомии или гемитиреоидэктомии с центральной шейной лимфодиссекцией.Результаты: В исследование включено 295 пациентов: сT1-247 (83,7%) и сT2-48 (16,3%). По результатам морфологического исследования у части пациентов отмечено изменение стадии опухолевого процесса: стадия pT1 установлена в 80,3% (n = 237), рТ2 - в 9,2% (n = 27), рТ3 - в 10,5% (n = 31). У 77 (26,1%) из 295 больных выявлены метастазы в лимфатических узлах центральной клетчатки шеи. Отмечена корреляция частоты метастазирования с размером первичной опухоли, соответствующей рТ1 в 22,8% случаев (n = 54), рТ2 - в 33,3% (n = 9), рТ3 - 45,2% (n = 14). Транзиторная гипокальциемия была выявлена у 32% пациентов при рТ1, 69% - при рТ2 и у 84% - при рТ3. У двух пациентов был отмечен односторонний транзиторный парез гортани.Выводы: Проведенный анализ позволяет сказать, что выполнение профилактической центральной шейной лимфодиссекции при высокодифференцированном раке щитовидной железы является необходимым компонентом хирургического лечения, позволяющим повысить радикальность лечения с последующим снижением риска прогрессирования основного заболевания вследствие уточненного стадирования заболевания. В ходе исследования у 77 (26,1%) из 295 пациентов выявлены метастазы в лимфатических узлах центральной клетчатки шеи. Отмечена корреляция частоты метастазирования с размером первичной опухоли, а также зависимость количества пораженных лимфатических узлов от распространенности первичной опухоли. Частота послеоперационных осложнений, влияющих на качество жизни пациентов, приемлема. В период лечения отмечено 0,67% парезов гортани и 39% гипокальциемий легкой степени тяжести.
Бесплатно
Статья научная
Цель исследования: Оценить влияние неоадьювантной химиотерапии (НеоАХТ) на результаты лечения III стадии рака ободочной кишки (Node-Rads 3–5). Материалы и методы: В проспективное одноцентровое рандомизированное исследование в МКНЦ им. А. С. Логинова ДЗМ включено 108 пациентов, разделенных на две группы: группа НеоАХТ (n = 54) и группа первичной хирургии (n = 54). В группе НеоАХТ проводили лечение по схемам CapOX (4 курса) или FOLFOX6 (6 курсов) с последующим оперативным вмешательством. Оценивались непосредственные результаты хирургического вмешательства (длительность операции, интраоперационная кровопотеря, частота конверсии, частота послеоперационных осложнений по Clavien-Dindo, количество койко-дней), результаты морфологического исследования, токсичность и завершенность проведенного химиотерапевтического этапа лечения. Результаты: НеоАХТ не оказала негативного влияния на хирургические исходы: медиана длительности операции составила 180 минут, медиана послеоперационного койко / дня — 8,7, интраоперационная кровопотеря — 50–100 мл в обеих группах. В группе НеоАХТ выявлено значимое увеличение частоты конверсии из лапароскопии в лапаротомию (p = 0,046). Частота послеоперационных осложнений 3a-b по Clavien-Dindo — 4,2 и 3,8 % соответственно (р = 1). При сравнении клинической и патоморфологической стадии опухоли после НеоАХТ отмечено значимое увеличение частоты выявления pN0 (p < 0,001), уменьшение частоты выявления лимфоваскулярной инвазии (p < 0,001), выраженное уменьшение частоты выявления pT4b (р = 0,053), pN2 (р = 0,06). Частота назначения адъювантной химиотерапии в группе НеоАХТ была значительно ниже: 44,7 % пациентов получали АХТ 6 месяца против 66,7 %, пациентов в группе первичной хирургии, p = 0,029). Заключение: НеоАХТ не увеличивает частоту хирургических осложнений, но способствует снижению стадии и, как следствие, сокращению объёма адъювантной химиотерапии. Включение в исследование пациентов 4–5 баллов по Node-RADS позволяет снизить риск завышения стадии при отборе на неоадъювантную терапию с 25–33 % до 8 %.
Бесплатно
Статья научная
Цель исследования: Показать безопасность и удовлетворительные результаты хирургического лечения больных протоковым раком тела и хвоста поджелудочной железы с инвазией магистральных вен в объеме дистальной субтотальной резекции поджелудочной железы с резекцией верхней брыжеечной и / или воротной вен. Материал и методы: Дистальную субтотальную резекцию поджелудочной железы с резекцией верхней брыжеечной и / или воротной вен провели 29 больным протоковым раком тела и хвоста поджелудочной железы. У 15 (51,7 %) пациентов выполнили пристеночную резекцию магистральных вен протяженность от 1,0 до 3,0 см с использованием пристеночного шва, у 14 (48,3 %) — циркулярную резекцию протяженностью от 1,5 до 5,0 см. При циркулярной резекции у 11 человек сформировали анастомоз «конец-в-конец», у 2 выполнили пластику с помощью синтетического протеза Gore-Tex и у 1 — аутовенозную пластику. Пережатие портальной вены во время операции длилось от 10 до 16 минут при формировании прямого анастомоза «конец-в-конец» и от 12 до 27 мин при использовании протеза. Ввиду поражения опухолью соседних органов провели резекцию печени у 1 (3,5 %) больного, клиновидную резекцию стенки желудка — у 3 (10,3 %), адреналэктомию — у 2 (6,9 %), резекцию тонкой кишки — у 2 (6,9 %), однократно выполнили резекцию диафрагмы, нефрэктомию и гемиколэктомию. Длительность операций варьировала от 2 до 6,5 часов, объем кровопотери — от 300 мл до 5,6 л. Результаты: У 89,6 % больных провели операции в объеме R0, у 6,9 % — в объеме R1, у 3,5 % — в объеме R2. По данным патогистологического исследования материала, удаленного во время операции, ретроперитонеальная инвазия верифицирована у 69,0 % пациентов, периневральная — у 65,5 %, инвазия верхней брыжеечной и / или воротной вен — у 55,2 %. Осложнения возникли у 51,7 % больных, частота осложнений III и выше классов по классификации Clavien – Dindo составила 34,5 %. Все осложнения купированы консервативным путем. Летальных исходов не было. Отдаленные результаты лечения: Одно- и трехлетняя общая выживаемость больных составили соответственно 74,6 % и 14,9 % (медиана 14,6 мес.), выживаемость без признаков прогрессирования заболевания — 31,0 % и 15,5 %, соответственно (медиана 8,0 мес.). Сравнение показателей 26 больных, оперированных в объеме R0, и 3 пациентов, оперированных в объеме R+, не выявило статистически значимых различий. Вывод: Дистальная субтотальная резекция поджелудочной железы с резекцией верхней брыжеечной и / или воротной вен относительно безопасна и дает возможность увеличить продолжительность и качество жизни больных протоковым раком тела и хвоста поджелудочной железы.
Бесплатно
Статья научная
Цель исследования: Определить показания и оценить безопасность и эффективность предоперационной эмболизации общей печеночной артерии у больных с инвазией чревного ствола при раке тела и хвоста поджелудочной железы. Материал и методы: Дистальная субтотальная резекция поджелудочной железы с резекцией чревного ствола и общей печеночной артерии произведена 32 больным. Из них у 8 была выполнена предоперационная эмболизация общей печеночной артерии. Показанием служило отсутствие адекватного коллатерального кровотока по панкреатодуоденальным аркадам. Результаты: У 8 больных, которым была выполнена предоперационная эмболизация общей печеночной артерии, во всех случаях удалось полностью перекрыть кровоток по общей печеночной артерии, несмотря на наличие инвазии чревного ствола. Осложнений при выполнении рентгеноэндоваскулярного вмешательства не было. При контрольной верхней мезентерикографии у всех больных отмечалось адекватное кровоснабжение печени за счет развития коллатерального кровотока из бассейна верхней брыжеечной артерии. В послеоперационном периоде ишемических осложнений со стороны печени не отмечено, однако у одного больного развилась клиника острого холецистита, который купирован на фоне консервативной терапии. Выводы: Предоперационная эмболизация общей печеночной артерии является технически выполнимой и безопасной процедурой, позволяющей снизить риск ишемических осложнений у больных, перенесших дистальную субтотальную резекцию поджелудочной железы с резекцией чревного ствола и общей печёночной артерии без ангиопластики.
Бесплатно
Тенденции и результаты лечения рака мочевого пузыря за последнее десятилетие
Статья научная
Введение: Цистэктомия, как в радикальном, так и спасительном режимах, эффективно применяется при уротелиальном раке мочевого пузыря, однако риск послеоперационного рецидива заболевания остается достаточно высоким, что требует поиска новых решений. Цель данного ретроспективного исследования - проанализировать влияние самостоятельного применения БЦЖ-терапии, лучевой терапии (ЛТ), неоадъювантной (НТ) и адъювантной терапии (АТ) при цистэктомии на отдаленные 10-летние онкологические результаты.Материалы и методы: В ретроспективное одноцентровое когортное исследование были включены результаты хирургического лечения 484 пациентов с подтвержденным диагнозом РМП cTis-4N0-3, которым выполнена цистэктомия в период с 2012 по 2021 годы. Финальный анализ включил 455 случаев, медиана возраста пациентов составила 65 лет, большинство были мужчины (82,6 %). Предшествующая самостоятельная ЛТ проводилась у 6,4 % больных, БЦЖ-терапия - у 5,9 %, НТ - у 23,5 %, АТ - у 49 (10,8 %). Протокол исследования был утвержден комитетом по биомедицинской этике (№32 / 355 от 23.12.2020).Результаты: Частота назначения НТ выросла за 10-летний период наблюдения с 7,1 % до 58,3 % случаев (р 75 лет смогли получить НТ. При анализе факторов рецидива РМП наиболее значимым оказался факт проведения самостоятельной ЛТ: ОР 2,84 (95 % ДИ: 1,70-4,70; p function show_abstract() { $('#abstract1').hide(); $('#abstract2').show(); $('#abstract_expand').hide(); }
Бесплатно
Статья научная
Введение: Вопрос тактики лечения больных раком желудка (РЖ) с конкурирующими сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ) остаётся дискуссионным ввиду распространенности данных заболеваний и отсутствия клинических рекомендаций по хирургическому лечению данной группы больных. Цель исследования: Анализ результатов одномоментного и этапного хирургического лечения больных РЖ и кардиоэзофагеальным раком (КЭР) Зиверт тип I–III с конкурирующими ССЗ. Материалы и методы: Период набора материала: январь 2020 года — март 2024 года. Критерии включения: больные с резектабельным, морфологически верифицированным РЖ и КЭР Зиверт тип I–III. Первичные конечные точки: количество летальных исходов, интра- и послеоперационных осложнений, число удаленных лимфатических узлов и частота R1-края резекции. Вторичные конечные точки: длительность операции и госпитализации, количество осложнений и длительность промежутка (дни) между операциями при выборе этапной тактики лечения. Основная группа: 31 больной РЖ с конкурирующими ССЗ (15 пациентов — симультанные вмешательства, 16 пациентов — этапные). Контрольная группа: 69 больных РЖ без конкурирующих ССЗ. Группы статистически не различались по полу, возрасту, стадиям онкологического заболевания, шкале ECOG, объему онкологического вмешательства. В основной группе были достоверно более тяжёлые пациенты по шкале ASA, в группе сравнения чаще использовались миниинвазивные технологии. Группы одномоментного и этапного лечения достоверно не различались по всем параметрам. Результаты: Количество интраоперационных, послеоперационных осложнений и летальных исходов достоверно не различалось во всех группах. В группе больных с конкурирующими ССЗ достоверно больше была продолжительность оперативных вмешательств и послеоперационных «койко-дней»; при этом в группе этапного лечения данные показатели были больше, чем в группе одномоментного. Частота положительных краёв резекции и число удаленных лимфатических узлов достоверно не различались во всех группах. Выводы: При одномоментном и этапном хирургическом лечении больных РЖ и КЭР с конкурирующими ССЗ достоверно не повышается количество интра- и послеоперационных осложнений. Хирургическое лечение конкурирующего заболевания не снижает радикальность онкологического этапа. Преимуществ одномоментной или этапной тактики лечения выявлено не было.
Бесплатно