Оригинальные исследования. Вопросы онкохирургии. Рубрика в журнале - Злокачественные опухоли

Статья научная
Цель исследования: анализ влияния демографических и клинико-морфологических факторов на количество удаленных лимфатических узлов при осложненном раке ободочной кишки Материалы и методы: В когортное ретроспективное исследование включены сведения о 227 больных с осложненным раком ободочной кишки. Критерии включения: больные в возрасте 18 лет и старше, с аденокарциномой ободочной кишки различной степени дифференцировки осложненной обтурационной непроходимостью или перфорацией. Этим больным были выполнены операции в течении 24 часов от момента поступления за период: сентябрь 2016 по декабрь 2022 года в стационарах г. Смоленска. Не включены в исследование: больные с экстренными вмешательствами по поводу обтурационной непроходимости и перфорации, осложнявших течение рака прямой кишки, неэпителиальные злокачественные опухоли, карциноид ободочной кишки, аденокарцинома червеобразного отростка; больные с IV стадией заболевания. Результаты: Медиана возраста на момент развития осложнения рака ободочной кишки составила 70,0 лет. Большинство пациентов имели местный статус опухоли pT3, рТ4а и pN + (1b-2b) статус по регионарным лимфатическим узлам. Средний размер опухоли при осложненном раке ободочной кишки составил 52,4 ± 20,8 мм. Медиана количества исследованных лимфатических узлов составила 10 (3-15). Статистически значимыми факторами, оказавшими существенное влияние на количество удаленных лимфатических узлов, были: возраст на момент постановки диагноза — до 70 лет, местный статус опухоли pT3 и рТ4а, локализация опухоли в правой половине ободочной кишки, наличие метастазов в регионарных лимфатических узлах, низкая дифференцировка аденокарциномы. Выводы: Полученные результаты подтверждают, что на количество удаленных лимфатических узлов влияют демографические факторы (возраст) и клинико-патоморфологические факторы, такие как локализация опухоли, местный статус и размеры опухоли, степень дифференцировки аденокарциномы.
Бесплатно

Статья научная
Введение: Рак желудка является одним из самых распространенных злокачественных новообразований, у многих пациентов требует агрессивного комбинированного лечения, которое сопровождается высокой частотой развития осложнений. Актуальным представляется поиск независимых предикторов развития послеоперационных осложнений и летальных исходов, коррекция которых потенциально могла бы улучшить результаты лечения. Целью данного исследования является оценка прогностической роли кахексии как предиктора развития осложнений в хирургии рака желудка. Материалы и методы: В ретроспективно-проспективное исследование были включены данные о результатах хирургического лечения 144 пациентов, оперированных по поводу рака желудка с 2019 по 2023 гг. на базе 4 онкологического отделения ГБУЗ «ГКБ имени С. С. Юдина ДЗМ» и ГАУЗ НО НИИКО «Нижегородский областной клинический онкологический диспансер». Кахексию в соответствии с международными консенсусными критериями диагностировали при наличии потери массы тела ≥ 5 % от исходной за 6 месяцев до момента начала лечения либо при снижении массы тела ≥ 2 % и наличии саркопении или ИМТ < 20 кг / м2. Для оценки наличия саркопении использовали пороговые значения скелетно-мышечного индекса Prado: 52,4 см2 / м2 для мужчин и 38,5 см2 / м2 для женщин, а также Martin: 41 см2 / м2 для женщин и 43 см2 / м2 для мужчин при ИМТ 25 кг / м2 и 53 см2 / м2 при ИМТ 25 кг / м2. Оценивали частоту развития ранних послеоперационных осложнений в течение 30 дней после выполнения хирургического вмешательства по критериям Клавьен – Диндо, а также показатель 90-дневной летальности. Результаты: У 57 из 144 пациентов (39,5 %) на дооперационном этапе была диагностирована кахексия. Раковая кахексия была более распространена при III стадии заболевания (42,1 % против 24,1 %, p = 0,023), а также среди больных с саркопенией (как измеренной по массе скелетной мускулатуры, 49,1 % против 18,3 %, р < 0,001, так и подтвержденной динамометрической оценкой, 14,3 % против 0 %, р = 0,006). Согласно результатам многофакторного анализа, кахексия оказалась независимым предиктором развития послеоперационных осложнений (ОШ = 2,208, 95 % ДИ 1,051–4,638, p = 0,036) и инфекций области хирургического вмешательства (ИОХВ) (ОШ = 3,916, 95 % ДИ 1,146–13,3874, p = 0,029). Показатель 90-дневной послеоперационной летальности был значимо выше в группе пациентов с кахексией (10,5 % против 2,3 %, p = 0,039). Выводы: Данное исследование демонстрирует, что раковая кахексия является перспективным предиктором развития осложнений в хирургии рака желудка. Коррекция кахексии на дооперационном этапе может способствовать снижению числа послеоперационных осложнений.
Бесплатно

Малоинвазивное хирургическое лечение глиобластом методом интерстициальной фотодинамической терапии
Статья научная
Цель исследования: Изучить возможности использования метода интерстициальной фотодинамической терапии в составе комплексной терапии как малоинвазивного метода лечения у пациентов с глиобластомой. Материал и методы: В исследование были включены 9 пациентов глиобластомой, имеющих один опухолевый очаг, с максимальным размером до 3,5 см и статусом по шкале Карновского не менее 70 баллов. В исследуемой группе было 6 (66,7 %) мужчин и 3 (33,3 %) женщины. Средний возраст пациентов составил 55,3 ± 9,8 года; 7 (77,8 %) пациентов имели первый рецидив опухоли глиобластомы, в 2 (22,2 %) случаях глиобластома была диагностирована впервые. В качестве ФС использовали препарат фотодитазин, вводимый внутривенно в дозе 1 мг / кг. Внутритканевое облучение выполняли с использованием лазера (Латус 2,5 (Аткус, Россия)) с длиной волны 662 нм и максимальной мощностью 2,5 Вт цилиндрических рассеивающих волокон. Пространственное точное внутритканевое облучение объема опухоли планировалось с использованием специального программного обеспечения. Длительность облучения не превышала 15 мин. Световая доза составила в среднем 180 Дж / см2. Результаты: Осложнений или побочных эффектов, связанных с введением ФС, у пациентов в раннем послеоперационном периоде не отмечено. Транзиторное нарастание неврологического дефицита после иФДТ в раннем послеоперационном периоде было отмечено у 2 (22,2 %). У 1 пациента отмечено нарастание гемипареза, у другого пациента — появление дизартрии и дисфазии. При этом у одного пациента с гемипарезом неврологический дефицит после операции сохранялся более пяти недель после иФДТ, но отмечался значительный регресс симптоматики в последующие пять недель. Катамнез прослежен у всех 9 пациентов. Продолжительность наблюдения после иФДТ достигла 61 месяца. Основной причиной смерти у всех 9 пациентов было прогрессирование опухоли. Медиана общей выживаемости составила 29,1 месяца. Медиана безрецидивной выживаемости составила 13,3 месяца. Заключение: иФДТ — селективная, минимально инвазивная методика с многообещающими результатами и минимальными побочными эффектами при лечении пациентов с глиобластомами. Методика является потенциальным вариантом лечения для небольших по размеру и глубоко расположенных опухолей у пациентов с высоким хирургическим риском и для пациентов с рецидивом опухоли.
Бесплатно

Статья научная
Актуальность: Вопрос о необходимости выполнения профилактической центральной шейной лимфодиссекции в лечении локализованных форм высокодифференцированного рака щитовидной железы остается открытым, так как дооперационное обследование не всегда позволяет достоверно определить наличие поражения регионарного лимфоколлектора VI группы.Цель: Оценка частоты поражения центрального лимфатического коллектора шеи при клиническом N0-Nx по результатам морфологического исследования после выполнения превентивной центральной шейной лимфодиссекции.Материалы и методы: Пациенты оперированы в период с 2016-2022 гг. по поводу папиллярного рака щитовидной железы - сТ1-2N0-x. Соотношение мужчин и женщин - 11,5% (n = 34) и 88,5% (n = 261) соответственно. Из них в возрасте менее 55 лет - 40,7% (n = 120), более 55 лет - 59,3% (n = 175). Всем пациентам выполнено хирургическое лечение в объеме тиреоидэктомии или гемитиреоидэктомии с центральной шейной лимфодиссекцией.Результаты: В исследование включено 295 пациентов: сT1-247 (83,7%) и сT2-48 (16,3%). По результатам морфологического исследования у части пациентов отмечено изменение стадии опухолевого процесса: стадия pT1 установлена в 80,3% (n = 237), рТ2 - в 9,2% (n = 27), рТ3 - в 10,5% (n = 31). У 77 (26,1%) из 295 больных выявлены метастазы в лимфатических узлах центральной клетчатки шеи. Отмечена корреляция частоты метастазирования с размером первичной опухоли, соответствующей рТ1 в 22,8% случаев (n = 54), рТ2 - в 33,3% (n = 9), рТ3 - 45,2% (n = 14). Транзиторная гипокальциемия была выявлена у 32% пациентов при рТ1, 69% - при рТ2 и у 84% - при рТ3. У двух пациентов был отмечен односторонний транзиторный парез гортани.Выводы: Проведенный анализ позволяет сказать, что выполнение профилактической центральной шейной лимфодиссекции при высокодифференцированном раке щитовидной железы является необходимым компонентом хирургического лечения, позволяющим повысить радикальность лечения с последующим снижением риска прогрессирования основного заболевания вследствие уточненного стадирования заболевания. В ходе исследования у 77 (26,1%) из 295 пациентов выявлены метастазы в лимфатических узлах центральной клетчатки шеи. Отмечена корреляция частоты метастазирования с размером первичной опухоли, а также зависимость количества пораженных лимфатических узлов от распространенности первичной опухоли. Частота послеоперационных осложнений, влияющих на качество жизни пациентов, приемлема. В период лечения отмечено 0,67% парезов гортани и 39% гипокальциемий легкой степени тяжести.
Бесплатно

Тенденции и результаты лечения рака мочевого пузыря за последнее десятилетие
Статья научная
Введение: Цистэктомия, как в радикальном, так и спасительном режимах, эффективно применяется при уротелиальном раке мочевого пузыря, однако риск послеоперационного рецидива заболевания остается достаточно высоким, что требует поиска новых решений. Цель данного ретроспективного исследования - проанализировать влияние самостоятельного применения БЦЖ-терапии, лучевой терапии (ЛТ), неоадъювантной (НТ) и адъювантной терапии (АТ) при цистэктомии на отдаленные 10-летние онкологические результаты.Материалы и методы: В ретроспективное одноцентровое когортное исследование были включены результаты хирургического лечения 484 пациентов с подтвержденным диагнозом РМП cTis-4N0-3, которым выполнена цистэктомия в период с 2012 по 2021 годы. Финальный анализ включил 455 случаев, медиана возраста пациентов составила 65 лет, большинство были мужчины (82,6 %). Предшествующая самостоятельная ЛТ проводилась у 6,4 % больных, БЦЖ-терапия - у 5,9 %, НТ - у 23,5 %, АТ - у 49 (10,8 %). Протокол исследования был утвержден комитетом по биомедицинской этике (№32 / 355 от 23.12.2020).Результаты: Частота назначения НТ выросла за 10-летний период наблюдения с 7,1 % до 58,3 % случаев (р 75 лет смогли получить НТ. При анализе факторов рецидива РМП наиболее значимым оказался факт проведения самостоятельной ЛТ: ОР 2,84 (95 % ДИ: 1,70-4,70; p function show_abstract() { $('#abstract1').hide(); $('#abstract2').show(); $('#abstract_expand').hide(); }
Бесплатно

Статья научная
Введение: Вопрос тактики лечения больных раком желудка (РЖ) с конкурирующими сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ) остаётся дискуссионным ввиду распространенности данных заболеваний и отсутствия клинических рекомендаций по хирургическому лечению данной группы больных. Цель исследования: Анализ результатов одномоментного и этапного хирургического лечения больных РЖ и кардиоэзофагеальным раком (КЭР) Зиверт тип I–III с конкурирующими ССЗ. Материалы и методы: Период набора материала: январь 2020 года — март 2024 года. Критерии включения: больные с резектабельным, морфологически верифицированным РЖ и КЭР Зиверт тип I–III. Первичные конечные точки: количество летальных исходов, интра- и послеоперационных осложнений, число удаленных лимфатических узлов и частота R1-края резекции. Вторичные конечные точки: длительность операции и госпитализации, количество осложнений и длительность промежутка (дни) между операциями при выборе этапной тактики лечения. Основная группа: 31 больной РЖ с конкурирующими ССЗ (15 пациентов — симультанные вмешательства, 16 пациентов — этапные). Контрольная группа: 69 больных РЖ без конкурирующих ССЗ. Группы статистически не различались по полу, возрасту, стадиям онкологического заболевания, шкале ECOG, объему онкологического вмешательства. В основной группе были достоверно более тяжёлые пациенты по шкале ASA, в группе сравнения чаще использовались миниинвазивные технологии. Группы одномоментного и этапного лечения достоверно не различались по всем параметрам. Результаты: Количество интраоперационных, послеоперационных осложнений и летальных исходов достоверно не различалось во всех группах. В группе больных с конкурирующими ССЗ достоверно больше была продолжительность оперативных вмешательств и послеоперационных «койко-дней»; при этом в группе этапного лечения данные показатели были больше, чем в группе одномоментного. Частота положительных краёв резекции и число удаленных лимфатических узлов достоверно не различались во всех группах. Выводы: При одномоментном и этапном хирургическом лечении больных РЖ и КЭР с конкурирующими ССЗ достоверно не повышается количество интра- и послеоперационных осложнений. Хирургическое лечение конкурирующего заболевания не снижает радикальность онкологического этапа. Преимуществ одномоментной или этапной тактики лечения выявлено не было.
Бесплатно