Маскарад в "Герое нашего времени" Лермонтова

Автор: Кривонос Владислав Шаевич

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 3 (38), 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируются знаковые функции масок в связи с проблемой самоидентификации героев в «Герое нашего времени» Лермонтова. Автор раскрывает важные особенности маскарадного действия в романе и показывает, как реализуется присущая маскараду установка на представление. Специально рассматриваются характерные элементы маскарадности во внешнем облике и в речи героев, изучается стиль маскарадного поведения. В результате проведенного анализа автор доказывает, что маскарадная интрига включается в сюжет испытания. При этом мотив маски, связанный с сюжетом испытания, раскрывает свое метафизическое содержание. Все это позволяет по-новому прочитать драматическую историю отношений героев романа.

Еще

Лермонтов, маскарад, мотив, маска, сюжет, испытание

Короткий адрес: https://sciup.org/14914566

IDR: 14914566

Список литературы Маскарад в "Герое нашего времени" Лермонтова

  • Лермонтов М.Ю. Сочинения: в 6 т. М.; Л., 1957. Т. VI. С. 262
  • Мануйлов В.А. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: комментарий. М.; Л., 1966. С. 168
  • Виноградов В. Стиль прозы Лермонтова//Литературное наследство. Кн. 1. Т. 43-44. М., 1941. С. 603
  • Толстая С.М. Одежда//Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. Т. 3. М., 2004. С. 523-526
  • Айхенвальд Ю. Заметка о «Герое нашего времени»//Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994. С. 99
  • Тамарченко Н.Д. Русский классический роман XIX века: проблемы поэтики и типологии жанра. М., 1997. С. 154
  • Манн Ю.В. Русская литература XIX века: эпоха романтизма. М., 2001. С. 305-306
  • Ямадзи А. Значение элементов театральности для романа «Герой нашего времени»//Лермонтовские чтения -2011. СПб., 2012. С. 162
  • Печерская Т.И. Историко-культурные истоки мотива маскарада//Материалы к Словарю сюжетов и мотивов русской литературы: сюжет и мотив в контексте традиции. Вып. 2. Новосибирск, 1998. С. 27-37
  • Печерская Т.И., Никанорова Е.К. Сюжеты и мотивы русской классической литературы. Новосибирск, 2010. С. 60, 76
  • Неклюдов С.Ю. Мотив и текст//Языки культуры: семантика и грамматика. М., 2004. С. 241
  • Савинков С.А. Театральный дискурс в «Княжне Мери»//Лермонтовские чтения -2011. СПб., 2012. С. 172
  • Тюпа В.И. Интрига как нарратологическая универсалия//Универсалии русской литературы. Вып. 5. Воронеж, 2013. С. 41
  • Левинтон Г.А. Инициация и мифы//Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. Т. 1. М., 1987. С. 543-544
  • Кривонос В.Ш. Испытания сюжет//Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008. С. 86
  • Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М., 1994. С. 63
  • Бауэр А.Э. Прием маскирования: лицо как маска в творчестве М.Ю. Лермонтова//Лермонтовские чтения -2014. СПб., 2015. С. 136
  • Вацуро В.Э. «Моцарт и Сальери» в «Маскараде»//Вацуро В.Э. О Лермонтове: работы разных лет М., 2008. С. 261
  • Григорьев А.А. Литературная критика. М., 1967. С. 203
  • Манн Ю.В. Русская литература XIX века: эпоха романтизма. M., 2001. С. 313
  • Виноградов В. Стиль прозы Лермонтова//Литературное наследство. Кн. 1. Т. 43-44. М., 1941. С. 606
  • Пеньковский А.Б. Антропонимические маски маскарада //М.Ю. Лермонтов: pro et contra. Т. 2. СПб., 2014. С. 828
  • Анненский И. Юмор Лермонтов//Анненский И. Книги отражений. М., 1979. С. 139
  • Гурвич И.А. Загадочен ли Печорин?//М.Ю. Лермонтов: pro et contra. СПб., 2002. С. 799
  • Эгеберг Э. "Маски" в "Герое нашего времени" М.Ю. Лермонтова // Poljarnyj vestnik. Norvegian Journal of Slavic Studies. 2005. Vol. 8. P. 32
  • Софронова Л.А. Маска как прием затрудненной идентификации//Культура сквозь призму идентичности. М., 2006. С. 345
  • Иванов Вяч.Вс. Маска как элемент культуры//Иванов Вяч.Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 4. М., 2007. С. 334
Еще
Статья научная