Массовое высшее образование: проблемы и перспективы развития

Автор: Пацукевич О.В.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 4-2 (9), 2013 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140106139

IDR: 140106139

Текст статьи Массовое высшее образование: проблемы и перспективы развития

Образование, среди прочего, определяет инновационный потенциал человека, и чем он выше, тем лучше его готовность к восприятию и освоению чего-то нового, неизведанного. В связи с этим современная экономика, позиционируемая как постиндустриальная, напрямую зависит от качества человеческого капитала, формирование которого предполагает качественную образовательную систему. Конкурентоспособность любого государства в мировом масштабе определяется такими параметрами как «количество» и «качество» образования трудоспособного населения. Если с измерением «количества» образования более-менее понятно, то с оценкой «качества» все непросто.

Так, согласно международным методикам «количество» образования связывается с относительным количеством людей старше 25 лет, имеющих диплом о некоем признанном международным сообществом уровне образования. В этом отношении отечественное образование догоняющими темпами наверстывает отставание от Юго-Восточной Азии, Северной Америки и Западной Европы. Поэтому всеобщее высшее образование предопределило одну из основных черт современной образовательной системы – массовость [1].

Первыми к ней перешли США в конце 1920-х годов, за ними последовали европейские страны в 1960-е годы, а в 1970-е–1980-е годы было взято на вооружение развивающимися странами Азии.

В 1960-х гг. в Европе утвердилось мнение, что увеличение набора в вузы создает предпосылки к стимулированию экономического роста. Так, число студентов с 1960-го по 1980 год в среднем увеличилось в три с половиной раза, в Финляндии, Швеции и Италии – в шесть раз, в Испании и Норвегии – почти в десять раз. В результате начался переход к массовому высшему образованию. Только к началу XXI в. стремительный рост числа студентов в большинстве развитых стран замедлился.

В России же, число лиц, получающих высшее образование с начала 90-х выросло почти в два с половиной раза: со 190 до 448 студентов в расчете на каждые 10 тыс. человек населения и сейчас составляет 6,5 млн. человек. Поэтому тенденция перехода к массовому высшему образованию сохранится еще как минимум в ближайшее десятилетие в силу укорененной в общественном сознании необходимости получения высшего образования для достижения успеха в как профессиональной деятельности, так и в жизни вообще. Специфика российской ситуации проявляется в том, что если в Европе и США переход к массовому высшему образованию происходил на фоне экономического подъема и роста «бэби-бума» – вступления во взрослую жизнь детей послевоенного поколения, то в России этот процесс совпал с началом затяжного демографического спада и весьма неоднозначной экономической ситуации. В некоторых регионах, число студентов с 1995 года возросло в три-четыре раза, при том, что за эти годы население сократилось на 20%.

Причин массового обучения в вузах несколько, и они схожи для всех стран.

Во-первых, резко выросло число рабочих мест, требующих от претендентов более сложной и длительной подготовки, чем дает начальное и среднее профессиональное образование.

Во-вторых, в условиях, когда ситуация на рынке труда быстро меняется, высшее образование позволяет легче переходить с одной кадровой позиции на другую, так как человек с высшим образованием легче адаптируется.

В-третьих, в последней четверти XX века изменились социальные функции высшего образования. Оно стало минимумом, необходимым для профессиональной и социальной карьеры, допуска в значимые общественные коммуникации.

Современное высшее образование функционирует в условиях, когда на формирование системы ценностей молодых граждан весомое влияние оказывает массовая культура. Она воспитывает систему потребительских установок, пропагандирующих получение легко достижимого удовольствия во всех сферах жизни, включая образование. Возможности противостоять этому существенно ограничены, в том числе и из-за тех изменений, которые вносятся в содержание образования под предлогом обеспечения его соответствия целям и задачам постиндустриального социума. Воспитанные на клипах и рекламных роликах молодые люди и в вузах предпочли бы участвовать в образовательном процессе, построенном на основе развлекательных телепередач, лишний раз, получая подтверждение в необязательности кропотливой и вдумчивой работы над учебным материалом.

Довольно часто при выборе направления образования абитуриенты руководствуются внешними мотивами, причем теми из них, которые не приводят к высокому качеству обучения и, к сожалению, так и сохраняются до конца их пребывания в вузе. Это отрицательно сказывается на самом учебном процессе, поскольку он лишается главного – четко поставленной и ясной цели, в соответствии с которой подбираются средства ее достижения. Такое положение является довольно распространенным в системе социально-гуманитарного образования, которое во многом работает на «корочки». В данной ситуации значительное количество выпускников соответствующих факультетов и вузов не планируют связывать свою карьеру с этой важной, но недостаточно оплачиваемой сферой деятельности. Массовое высшее образование влечет за собой занижение требований, которые становятся расплывчатыми, необязательными, формальными, а оценка знаний студентов носит весьма приблизительный характер, что приводит к ее девальвации. Повышению объективности в оценивании уровня подготовки студентов будет способствовать создание условий для формирования в академических группах такой образовательно-культурной среды, которая бы стимулировала бы потребность в знаниях, создавала культ учебы, ответственное к ней отношение, формировала понимание того, что учеба – это труд, и нелегкий.

развития, не обладая абсолютно никакими природными ресурсами [1].

Таким образом, к анализу феномена массовизации высшего образования применим двойственный подход. С одной стороны, эта общемировая образовательная тенденция приводит к весьма печальным последствиям — высшая школа в значительной степени утрачивает свою функцию воспроизводства ителлектуальной элиты, способной поддерживать и транслировать высокий уровень духовной культуры. Сегодня массовое высшее образование ассоциируется с более низким качеством, по сути, оно девальвируется. С другой стороны, университетское образование теперь является лишь ступенькой для выработки у обучающегося междисциплинарного критического мышления, приспосабливающегося к требованиям научно-технического прогресса, а задачей – «научить учиться» в течение всей жизни.

Статья