Материалы раннего неолита памятника Петропавловка-Остров
Автор: Медведев В.Е., Филатова И.В.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология каменного века палеоэкология
Статья в выпуске: XX, 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются неолитические комплексы памятника Петропавловка-Остров (раскопки 1969, второй половины 1980-х гг.). Впервые выделены, интерпретированы и обобщены материалы мариинской ранненеолитической культуры, а также керамика локального культурно-хронологического типа неолита Нижнего Приамурья. Дана общая характеристика «транзитного» островного памятника широкого культурно-хронологического масштаба.
Нижнее приамурье, петропавловка-остров, ранний, средний неолит, керамика, комплексы, локальный тип
Короткий адрес: https://sciup.org/14522176
IDR: 14522176
Текст научной статьи Материалы раннего неолита памятника Петропавловка-Остров
Памятник расположен на острове, среди изрезанной многочисленными протоками и заливами обширной амурской поймы, примерно в 1 км к северу от с. Петропавловка, находящегося на правом коренном берегу протоки Малышевской, соединяющей оз. Петропавловское с р. Амур. Безымянный остров – сложенный базальтами и перекрытый грунтами останец – возвышается на 10–12 м над уровнем омываемой его с востока Малышевской протоки. От восточного каменистого мысовидного края острова в западном направлении более чем на 0,5 км распространяется сравнительно широкое рёлкообразное возвышение. Поверхность острова довольно пологая, а в восточной его оконечности даже ровная, удобная для жизнедеятельности. Верхний почвенный слой нарушен вспашкой, огородами.
Проводя в 1935 г. разведывательные работы на Амуре, А.П. Окладников в окрестностях с. Петропавловка зафиксировал несколько памят- ников эпохи древности, в т.ч. на юго-восточной стороне острова - эта местность в его отчете названа Буколо. Отмечен разновременный характер памятника, наличие неолитических находок [Окладников, 1980, с. 13]. Поскольку в прежних публикациях памятник не обозначен как островной, мы предлагаем называть его Петропавлов-ка-Остров.
В 1969 г. у восточного края острова при раскоп -ках был получен значительный материал, главным образом, по урильской культуре раннего железа [Деревянко, 1973, с. 189,190 и др.]. Во второй половине 1980-х гг. исследованиями в той же части памятника выявлены погребения польцевской культуры [Копытько, 1988], другие комплексы раннего железа, чжурчжэньской средневековой культуры, а также эпохи неолита. Последние залегали преимущественно в нижнем культурном слое, собранная коллекция неолитического материала до этого оставалась не изученной.
В коллекции* представлен разновременный и разнокультурный неолитический материал. Общее число артефактов составляет 617, включая 68 изделий из камня и 549 единиц керамики.
В каменном инвентаре определяются две традиции: пластинчатая и галечная. В пластинчатой технике изготовлены скребки (два целых из серой кремнистой породы и один обломок из красно-коричневой яшмы) с подработкой спинки отвесной краевой ретушью (рис. 1, 1–3), черешковый наконечник стрелы из светлого окремнелого туфа (рис. 1, 4) с выделенным краевой приостряющей ретушью острием и обломанным насадом; ножевидные пластинки (рис. 1, 5, 6). Ярко выраже-

Рис. 1. Изделия из камня памятника Петропавловка-Остров (раскоп 1969 г.).
1 – 3 – скребки; 4 – наконечник стрелы; 5 , 6 – ножевидные пластинки; 7 – 14 – нуклеусы; 15 – нож; 16 – вкладыш; 17 – тесловидно-скреб-ловидное орудие. Художник Ю.В. Табарева.
на серия нуклеусов (22 экз.) и галек со сколами (5 экз.). Нуклеусы (рис. 1, 7 – 14 ) на естественных гальках яшмовидных (15 экз.) и прочих пород; в основном подпризматические одноплощадные. Ударные площадки прямые или скошенные, как правило, предварительно подготавливались. Негативы снятий на одной-двух сторонах, реже по всему периметру. Значительная часть нуклеусов, скорее всего, мариинской культуры (нижний культурный горизонт). Есть технические сколы (5 экз.). В галечной традиции – орудия, их обломки и заготовки (17 экз.), 2 отщепа с ретушью, скол. Первичная обработка осуществлялась оббивкой и скалыванием, вторичная – ретушированием, шлифовкой, заточкой. Тесловидно-скребловидное орудие (рис. 1, 17 ) и 6 обломков шлифованных топоров и тесел неопределенных культур из серого алевролита связаны с обработкой дерева. Прочие орудия, обломки и заготовки – с охотой и обработкой добычи. Подавляющая часть их – бифасы: нож (рис. 1, 15 ) и вкладыш (рис. 1, 16 ) из яшмовидных галек, часть наконечника дротика и рукоять ножа из алевролита, заготовка наконечника копья или ножа из яшмы. Есть рыболовные грузила (28 экз.) на естественных плоских песчаниковых гальках. В целом же артефакты пластинчатой традиции относятся к мариинской культуре, галечной – к более поздним этапам неолита. В коллекции отмечен также небольшой обломанный конусовидный предмет из серого песчаника явно неутилитарного назначения.
Керамика Петропавловки-Острова – это ярко выраженные мариинский и малышевский (ранний и средний) комплексы, а также небольшое количество фрагментов кондонской (ранний комплекс), вознесеновской (поздний комплекс) культур и локального хронологического типа.
Мариинская культура представлена 15 фрагментами керамики из раскопа 1969 г. и 14 – из раскопов второй половины 1980-х гг., составляющими единый комплекс из 13 обломков верхних частей и 16 венчиков сосудов открытых форм (рис. 2, 1 – 9 ). Все фрагменты украшены в мариинской манере вдавлениями «гребенки» (от 2–3 до 7–9 и 11 зубцов) почти вплотную с кромкой венчика или чуть ниже. Иногда оттисками «гребенки» оформлялась верхняя кромка или края отогнутых наружу, реже прямых венчиков. Тесто рыхловатое с примесью дресвы, единично дресвы и шамота. Поверхности коричневато-серых черепков заглаживались, иногда лощились изнутри, покрывались ангобом.
Керамика малышевской культуры включает ранний (5 обломков верхних частей, 5 венчиков и 12 стенок) и развитый (сосуд, 12 фрагментов верхних и нижних частей, 69 венчиков, 347 сте-62
нок и 37 донцев; 65 % орнаментировано) комплексы. Декор ранней керамики (рис. 2, 10 – 12 ) прост: вертикальные вдавления гребенчатого штампа (от трех до пяти зубцов) скомпонованы в горизонтальные пояса от внешнего бортика венчика до придонной стенки; есть сочетания «гребенки» с ромбами и/или кружками, составленными в сетку-«плетенку». Орнамент керамики развитого комплекса (рис. 2, 13 – 15 ) разнообразнее: оттиски гребенчатого и фигурного штампов, отступающей лопаточки, зубчатого колесика составлялись в прямые и ломаные линии, горизонтальный зигзаг, «лесенку», «жгут», меандр, сетку, сетку-«плетенку». Есть налепные валики (прямые и волнистые), а также красноокрашенные образцы (8,3 %). Различаются и технологические характеристики. Темные серо-коричневые черепки раннего комплекса отличаются рыхловатым тестом с примесью дресвы или дресвы и шамота, заглаженными поверхностями, наличием ангоба. Для керамики развитого комплекса характерны охристые оттенки, плотное тесто с дресвой и шамотом, шамотом или раковиной и шамотом (единично), нередко залощенные поверхности, иногда с ангобом. Для ранней керамики типичны открытые формы, для развитой – открытые и закрытые формы сосудов.
Керамика кондонской (рис. 2, 16 ) и вознесе-новской культур немногочисленна. Кондонские черепки (фрагмент верхней части, 4 венчика и 9 стенок) орнаментированы оттисками «гребенки» (от 3 до 11 зубцов) и фигурного штампа (овал, треугольник, ромб), компоновавшихся в горизонтальные пояса, сетку. Характерно рыхловатое тесто с примесью дресвы, заглаженные поверхности. Вознесеновская керамика орнаментирована вертикальным зигзагом в отступающе-накольча-той и врезной технике; в рыхлом тесте – примесь раковин.
В составе анализируемой неолитической коллекции отмечены обломки сосудов (8 верхних частей и 1 стенка) с повторяющимися признаками (рис. 2, 17 – 19 ): 1) отогнутыми наружу венчиками с овальными оттисками по кромке и вдавлениями «гребенки» (от четырех до шести зубцов) по шейке; 2) довольно плотным тестом с примесью дресвы и заметно «запесоченным»; 3) заглаженными поверхностями (изнутри почти до блеска); 4) темным коричнево-серым цветом; 5) хорошо профилированными открытыми формами. Эту группу керамики, заметно отличающуюся по своему облику от прочей, предварительно, можно рассматривать, как локальный (петропавловский) культурно-хронологический тип неолита Нижнего Приамурья. В коллекции есть другие

Рис. 2. Керамика памятника Петропавловка-Остров (раскопы 1969 и второй половины 1980-х гг.). Мариинская ( 1 – 9 ), малышевская ( 10 – 15 ), кондонская ( 16 ) культуры, локальный культурно-хронологический тип ( 17 – 19 ).
неолитические глиняные изделия: конусовидный предмет высотой 4,5 и диаметром до 3,0 см, фрагменты трех стерженьков.
Мариинская керамика с Петропавловки-Ос-трова не выглядит столь же «архаичной», как с о. Сучу. У некоторых образцов прослеживаются признаки смешения технологических традиций (более плотное тесто с дресвой и шамотом, лощение, а также отсутствие декора по кромке венчика). Возможно, носители поздней мариинской культуры неоднократно посещали удобный для поселения остров, вступая во время таких «визитов» в контакты с малышевцами или кондонцами и заимствуя некоторые их технологические приемы. Это могло быть, скорее всего, в основном в конце VII тыс. до н.э. Что касается малышевс-кой керамики рассматриваемого памятника, то ее ранний комплекс не отличается от материалов Малышево-1 и других подобных памятников [Медведев, Филатова, 2014, рис. 35], а в развитом комплексе прослеживаются явные параллели с поселением Гася.
Отдельного внимания заслуживает керамика локального культурно-хронологического типа, имеющая некоторое сходство с ранней малышев-ской и кондонской керамикой, но по ряду признаков все-таки отличающаяся от них. Есть все основания считать, что памятник Петропавлов-ка-Остров относится к числу весьма ценных, но пока недостаточно изученных местонахождений, заселявшихся людьми неоднократно в различные культурно-хронологические периоды. По характеру материала он может быть включен в круг «транзитных» поселений, где происходили контакты носителей разных культур широкого временнóго диапазона – с начального неолита до развитого средневековья.
Список литературы Материалы раннего неолита памятника Петропавловка-Остров
- Деревянко А.П. Ранний железный век Приамурья. -Новосибирск: Наука, 1973. -354 с.
- Копытько В.Н. Петропавловка -могильник раннего железного века (Польцевская культура)//Новейшие исследования памятников первобытной эпохи на юге Дальнего Востока СССР. -Препр. -Владивосток: ИИАЭ ДВО АН СССР, 1988. -С. 3-7.
- Медведев В.Е., Филатова И.В. Керамика эпохи неолита Нижнего Приамурья (орнаментальный аспект). -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2014. -168 с.
- Окладников А.П. О работах археологического отряда Амурской комплексной экспедиции в низовьях Амура летом 1935 г.//Источники по археологии Северной Азии (1935-1976 гг.). -Новосибирск: Наука, 1980. -С. 3-52.