Медиация и конфликтология: методологические и предметно-содержательные различия
Автор: Цой Любовь Николаевна, Иванов Олег Борисович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Экспертиза
Статья в выпуске: 10, 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье раскрывается проблема инструментального обеспечения деятельности конфликтологов и медиаторов. Раскрываются разные позиции, рассматривающие конфликт в своем предметном содержании, которые сложно согласуются между собой. Показаны инструментальные возможности медиации, основные ограничения. Авторы проводят критический анализ федерального закона о медиации, сформулируют проблемные вопросы и рекомендации, а также раскрывают содержательные различия между профессионалом и любителем.
Конфликт, медиация, любитель, профессионал, закон о медиации, конфликтология, конфликтолог, медиатор
Короткий адрес: https://sciup.org/170168189
IDR: 170168189
Текст научной статьи Медиация и конфликтология: методологические и предметно-содержательные различия
Преамбула
Становление и развитие относительно новых для российского общества про-фессий/позиций, таких как конфликтолог и медиатор, вынуждает профессиональные сообщества осмысливать и обсуждать возникающие в их деятельности проблемы различного характера, в т.ч. инструментального (понятийного).
В наши дни управленцы находятся перед непростым выбором инструментария, который наиболее применим для успешного выхода из конфликта. Технология разрешения конфликтов, основанная на насилии, редко приводит к их урегулированию. Она лишь может временно отсрочить их, создать видимость разрешения, в действительности усугубляя и ожесточая противостояние. Люди не в состоянии договариваться в ситуации, когда даже сама мысль об обсуждении проблемы не приходит им в голову [Медиация… 2008]. Следовательно, возрастает роль научных и практических дисциплин, ориентированных на выработку и применение инструментов разрешения конфликтов, таких как конфликтология и медиация.
В литературе по конфликтологии можно обнаружить разные роли/позиции в конфликтологической деятельности, функции которых как пересекаются, так и различаются: юрист, судья (арбитр), медиатор (посредник), переговорщик, конфликтолог, психолог, конфликт-менеджер.
Многолетние дискуссии показывают, что у специалистов, деятельность которых в той или иной степени связана с управлением/разрешением конфликтов, нет четких и понятных представлений о роли и месте каждой функции в процессе разрешения конфликта.
Медиаторы считают себя конфликтологами, чем вводят в заблуждение людей, не особо различающих специфические требования профессиональных функций. Вопрос, является ли медиатор конфликтологом, появился не из чистого любопытства. Этот вопрос выводит нас в область инструментального обеспечения (обучения и требований к профессиональным стандартам) как конфликтолога, так и медиатора.
Анализ кейса: постановка проблемы
На очередном семинаре по управлению конфликтами один из участников (потенциальный клиент) рассказал, что у него в организации существует конфликт, который он хотел бы разрешить с помощью собравшихся здесь специалистов в области практической конфликтологии. В работе семинара принимали участие медиаторы, психологи, юристы, социологи, философы, конфликтологи. Участник кратко рассказал о конфликте и попросил совета, с чего надо начинать в первую очередь. Мы не будем пересказывать содержание конфликта, нам важно отметить, как ответили разные функциональные позиции на вопрос «начала начал» – с чего надо начинать при работе с конфликтом.
Медиатор. В целях досудебного разбирательства конфликта и достижения согласия требуется привлечь медиатора.
Психолог. Начать надо с анализа психологических проблем в коллективе для оказания психологической помощи.
Юрист. Начать надо с анализа правовой базы и сбора правовых фактов, нарушающих права конфликтующих сторон.
Социолог. Надо провести социологическое исследование (анкетирование) и выявить реальные причины конфликта в организации.
Конфликтолог. Для начала необходимо провести первичную диагностику и картографию конфликта, чтобы определить, что является самым главным звеном (проблема, предмет, норма и пр.) в этом конфликте.
Разные советы указывают одновременно как на специфический инструментарий функциональных позиций, так и на их ограничения. Не вызывает сомнения то, что между функциональными позициями коммуникация затруднена, а вопросы понимания и прояснения требуют времени. Как любая прикладная, технологическая дисциплина, медиация носит ярко выраженный междисциплинарный характер, совмещает в себе несколько отраслей знания [Алешина, Косовская 2012] (см. рис. 1).

Рисунок 1. Медиация как область специализации нескольких дисциплин
На наш взгляд, вопросы о методологических, технологических и предметносодержательных различиях являются основополагающими в становлении и развитии в России медиации и конфликтологии как системных дисциплин.
Медиация: возможности инструментария и его основные ограничения
Усложнение процессов взаимодействия государства и общества несет в себе опасность актуализации потенциальных конфликтов, опасность необратимой дезорганизации и даже распада государства. Именно государство является основным механизмом, который должен быть нацелен на интеграцию общества. В этом плане государство является медиатором – как организационное воплощение интеграции общества, как объединяющий его костяк. Медиация (от лат. medius – занимающий середину между двумя точками зрения) – это процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры с помощью третьей стороны – посредника (медиатора), оказывающего содействие в урегулировании спора.
Над вопросами, какова основная функция медиации, тождественна ли она функции государства, размышляет А. Ахиезер, который считает, что «медиатор и государство в принципе тождественны» [Ахиезер 1998: 99-101]. Логика рассуждения автора такова. Если основной функцией государства является сохранение целостности государства, создание правовых условий для разрешения конфликтов между разными социальными группами и институтами, то основной медиационной задачей государства является интеграция общества и поиск меры между конфликтующими силами. Решать медиационную задачу – значит преодолевать противоречия между массовым сознанием, т.е. культурой, господствующей в обществе, точнее, ее массовой основой, и интеграцией общества, его организационной формой. Медиационную задачу могут выполнять и другие социальные институты, такие как партия, церковь, профсоюзы и т.д., потенциально – все гражданское общество, которое способно воспроизводить механизм интеграции общества и договоренностей между конфликтующими сторонами.
Можно сформулировать стратегическую цель медиации и основную медиа-ционнную задачу. Цель медиации – формирование социальной среды для разрешения разного рода конфликтов в обществе. Основная медиационная задача – досудебное разрешение конфликтов.
Федеральный закон о медиации: проблемные вопросы
В 2010 году в России был принят закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»1. Указанный закон достаточно четко, хоть и не без изъянов, регулирует правоотношения, возникающие в связи с осуществлением медиации. В частности, установлено, что итогом процедуры медиации служит медиативное соглашение, которое заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения. Правительством России утвержден и профессиональный стандарт медиатора2.
Важный момент: ответственность за достижение соглашения лежит на самих сторонах, у медиатора нет полномочий решать проблемы вместо сторон [Клечкин 2008: 38].
Что вызывает недоумение в этом законе, так это ст. 15 п. 1: «Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе».
А что же означает «на непрофессиональной основе»? Это значит, на основе
Таблица 1
Наименование |
Любитель |
Профессионал |
Цели |
Своевольные и не осознаются |
Развитие профессиональной деятельности |
Задачи |
Любые по настроению и желанию |
Профессиональные, для решения конкретных проблем – теоретических и практических |
Инструментарий (методы, подходы, знания, теория и пр.) |
Не осознается |
Рефлексируется и критически обсуждается в профессиональном сообществе |
Язык |
Свободный |
Профессионально-понятийный |
Мотивация действий |
Делает то, что нравится (хочу) |
Делает то, что необходимо для деятельности (должное) |
Профессиональное образование |
Не требуется |
Требуется |
Требование соответствия профессиональному стандарту |
Игнорируется, не обязательное соответствие |
Соответствует требованиям профессионального стандарта |
Профессиональный контроль |
Не осуществляется |
Осуществляется |
Повышение квалификации |
Не требуется |
Требуется для аттестации и профессионального роста |
Оплата за труд |
Нет |
Оплата в разных формах как подтверждение и признание качества профессиональной работы |
Коммуникация |
Нет требований |
Ограничение принципами и нормами профессионально-этического кодекса |
Основные различия между любителем и профессионалом
любительства. Но между любителем и профессионалом существуют значительные содержательные различия (см. табл. 1).
Итак, ФЗ о медиации уравнял любителей и профессионалов, в равной степени имеющих одинаковое право заниматься этой деятельностью. От любителей нельзя требовать соответствия профессиональным нормам деятельности. Представьте такую ситуацию, когда к преподаванию в вузе, школе, к лечению больных, градостроительству, архитектуре и т.д. был бы открыт доступ любителям, предоставлена возможность заниматься этой деятельностью на уровне государства (!).
В понимании современного российского законодателя медиатор – это в большей степени пассивный участник разрешения конфликта. И возможно, что в таком подходе есть внутренняя логика, однако здесь важно соблюсти разумный баланс, который в действующем федеральном законе все-таки нарушен. Так, в литературе высказывается довольно справедливое предложение расширить сферы применения процедуры медиации до вопросов уголовного права [Давыденко 2015: 15]. Также представляется, что многие запреты для медиатора, установленные действующим законодательством, нецелесообразны. Но самым главным запретом, который способен сделать бессмысленной всю процедуру медиации, является запрет оказывать какой-либо стороне юридическую, кон- сультационную или иную помощь [Шаманова 20014: 63]. Возникает вопрос, можно ли урегулировать правовой спор, не применяя нормы права? Ответ очевиден – невозможно. Данный запрет оказания медиатором помощи (в первую очередь юридической) подрывает весь интерес к медиации в целом.
Сама медиация может быть предметом изучения конфликтологии, т.к. вмешательство в конфликт третьей стороны – это всегда его обострение в связи с проявлением скрытого, того, что отвергается и не принимается конфликтующими сторонами. Нельзя не согласиться с замечанием российских исследователей, что сущность любого конфликта такова, что при любом вмешательстве извне напряжение в нем возрастает. Даже в том случае, когда вмешательство в конфликт осуществляет профессионал (конфликтолог или медиатор), на первом этапе это способствует его обострению.
Конфликтология:общие положения и место медиации в конфликте
Конфликтология – это теоретическая и практическая наука.
Теоретический уровень конфликтологии имеет дело с объектом под названием «конфликт», что полагает наличие рефлексивной дистанции между исследователем и объектом исследования. Развитая научная дисциплина должна содержать не менее 8 основных типов единиц, которые включают в себя:
– эмпирические факты;
– средства выражения (язык описания, оперативные системы математики, системы понятий);
– методики (системы методик, процедуры научно-исследовательской работы);
– онтологические схемы, изображающие модель идеальной ситуации;
– модели, репрезентирующие частные объекты исследования;
– знания, объединяемые в систему, теории;
– проблемы, которые исследуются данной научной дисциплиной;
– задачи научного исследования.
Между всеми этими единицами-блоками существуют отношения и связи рефлексивного отображения [Щедровицкий 1995: 648-650].
Конфликтология изучает природу конфликта, причины, факторы и другие элементы/процессы/связи конфликта как объекта исследования/анализа/диа-гностики. (Медиация с таким объектом дело не имеет.)
В конфликтологии выделяются три уровня, на которых разворачиваются конфликты: макро-, мезо- и микроуровень. В основу классификации уровней конфликта положен территориальный масштаб и границы конфликтной ситуации.
Масштабность и степень эскалации конфликта показывает число участников, вовлеченных в конфликт. Чем больше людей и государств вовлечено в конфликты, чем мощнее оружие, применяемое в их борьбе, тем большей опасности подвергается все человечество.
Микроуровень – первичный/локальный уровень – это внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты; мезоуровень – конфликты между организациями и регионами; макроуровень – конфликты между государствами и конфликт цивилизаций.
Судя по работам отечественных исследователей, медиаторы в России работают на микроуровне.
Для конфликтолога важно использовать профессиональные средства для того, чтобы:
-
– распознать конфликт на ранних стадиях;
-
– выявить проблемы и противоречия;
-
– способствовать актуализации конструктивных процессов в конфликте;
-
– смоделировать развитие конфликта;
-
– выявить деструктивные и конструктивные процессы в конфликте;
– разработать технологию локализации деструктивных форм конфликтного взаимодействия. (Для задач медиации вышеперечисленные средства работы с конфликтом не нужны.)
Конфликтная ситуация включает в себя три этапа: предконфкликт, развитие конфликта и постконфликтная ситуация. Медиация востребована только после второго этапа (постконфликтная ситуация), когда конфликт уже приобрел четкие ориентиры, формы и процессы. Остальные этапы не находятся в поле зрения медиаторов. А значит, основной инструментарий медиатора – это технологии переговоров.
Резюме
Таким образом, методологический анализ показывает, что средства медиаторов – это малая часть конфликтологии, которая востребована на этапе постконфликтной ситуации с привлечением технологий переговоров.
На наш взгляд, здесь требуется широкое профессиональное обсуждение следующих вопросов.
-
1. Внесение корректировки в закон о медиации в части ограничений и возможностей взаимодействия с другими функциональными позициями в процессе разрешения конфликтов и споров в досудебном порядке.
-
2. Обсуждение учебной Программы подготовки медиаторов в контексте практической конфликтологии.
Управление конфликтом требует выбора конкретного конфликтологического инструментария, который наиболее применим не только для рационального/ эффективного/успешного выхода из конфликта, но и для решения проблем в системе деятельности.
Список литературы Медиация и конфликтология: методологические и предметно-содержательные различия
- Ахиезер А.С. 1998. Россия: Критика исторического опыта: От прошлого к будущему. Т. II. Социокультурный словарь. 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск: Сибирский хронограф. 600 с
- Давыденко А.В. 2015. Актуальность применения в Российской Федерации института медиации. -Российский судья. № 2. С. 14-17
- Клечкин А.А. 2008. Теоретико-правовой аспект медиации правового конфликта. -История государства и права. № 9. С. 37-41
- Медиация -понять, принять и применять: интервью с А.Д. Карпенко. 2008. -Вестник Арбитражного суда города Москвы. № 5
- Щедровицкий Г.П. 1995. Избранные труды. М.: Школа культурной политики. 800 с