Медиаэкология: выбор пути

Автор: Бондаренко Елена Анатольевна

Журнал: Медиа. Информация. Коммуникация @mic-iej

Рубрика: Теория медиа

Статья в выпуске: 23, 2017 года.

Бесплатный доступ

Медиасреда постепенно становится естественной средой обитания и коммуникации молодого поколения. Пока идут споры о влиянии этого процесса на традиционные формы образования, воспитания, культуры, на трансформацию мира и процесса его познания в целом и в частностях, отметим: не стоит забывать о том, что медиаэкология не менее важна, нежели защита окружающей биологической среды.

Медиасреда, медиаэкология, медиаобразование

Короткий адрес: https://sciup.org/147218061

IDR: 147218061

Текст научной статьи Медиаэкология: выбор пути

В европейском образовании мы насчитывает более сорока активных моделей медиаобразования. Однако все они показали некоторую слабость в условиях открытых информационных атак и сильной модерации информационного пространства. Оказалось, что слишком рано делать выводы о наличии активного критического мышления аудитории, способности сопротивляться медиавирусам, формировать собственное мнение и не следовать предлагаемым вариантам информационных атак.

В рамках реформ российского образования разрабатывается методология включения в систему образования внешкольных ресурсов (создание образовательной среды); развитие модели образования, ориентированного на будущее, и создание системы самообразования, способствующего формированию способов учения и развитию компетенций. Сам образовательный процесс в новых стандартах рассматривается, как взаимодействие обучения и самообразования.

В образовании одна из главных проблем – конкуренция с теми источниками информации, которые, не являясь официально частью общего среднего образования, тем не менее, содержат сведения, благодаря которым у учащихся складывается мировосприятие. Специальный термин «параллельная школа» отражает остроту проблемы – у образования действительно появился серьезный конкурент. Разнородность, неточность, эмоциональная яркость информации, получаемой учащимися по каналам массовой коммуникации, образная природа языка средств массовой информации, наличие «скрытого смысла», низкий уровень профессионализма и общей культуры большинства медиатекстов, – именно эти факторы определяют опасность влияния «параллельной школы» на формирование картины мира. Здесь и возможность формирования «информационных коконов», ограничивающих восприятие любой не соответствующей тематическим эталонам информации и ведущих к образованию «замкнутых» молодежных течений, неадекватных форм социального протеста (вплоть до терроризма); и неточные знания; и неправильное понимание «скрытого смысла» медиатекстов, что приводит к формированию другой морали, другой этики, другой системы мотиваций, установок и ценностных ориентаций.

Можно ссылаться на извечную пропасть между поколениями, глубокий социальный кризис, проклятие «эпохи перемен». Однако уроки истории показывают, что сами кризисные явления возникают в первую очередь там, где происходит разрыв культуры, где формируется новое отношение к реальности. Если система ценностей (ценностных ориентаций) не передается следующему поколению, а опыт искажается либо не транслируется, неизбежно углубление кризиса.

Поэтому выход, на наш взгляд, следует искать в первую очередь в сфере формирования культуры. Для борьбы с отрицательными эффектами «параллельной школы», для адаптации учащихся к новой информационной среде, к жизни в новом обществе, для формирования коммуникативной компетентности, критического мышления, толерантности, необходимо выделить область информационной культуры, которая определяет взаимодействие СМИ и общества – медиакультуру.

Медиаобразование – оптимальный способ достижения этой цели. Медиаобразование как идеология педагогической деятельности в данной ситуации является гарантией эффективности формирования общих учебных умений, информационной культуры учителя и обучающегося.

Однако области, где наиболее эффективна реализация медиаобразования, постоянно меняются. Напомним – в настоящее время оптимальными областями, где необходима медиаобразовательная работа, являются:

сфера обеспечения информационной безопасности личности (умение ориентироваться в медиапространстве, грамотно осуществлять навигацию, бороться с эффектами медиавирусов и интернет-аддикции);

сфера поиска информации (умение составлять поисковые запросы, отбирать и фильтровать информацию, сохранять и изменять ее по заданным параметрам; важно здесь также осуществление и стимулирование потребности в новой информации)

сфера восприятия и интерпретации медиатекста (восприятия, понимания, освоения контекста, умения воспринимать концепцию и скрытый смысл /скрытые смыслы/ медиатекста, умение выстраивать свою концепцию по поводу полученной информации);

сфера медиатворчества (создания собственных медиатекстов – как самостоятельно, так и в соавторстве; от репродуктивного уровня – через креативный – к творческому);

практическое освоение медиапространства (умения соблюдать этику общения в медиапространстве, понимать направленность медиатизированного диалога; степень участие в создании и функционировании медиапространства на различных уровнях – от локального (например, школьного) медиапространства до общемировых информационных сетей). Именно здесь мы обозначаем медиаэкологию как базовую стратегию формирования медиакультуры – культуры общества на новом этапе развития.

В формируемых при этом мировоззренческих позициях ведущее значения должна занимать медиаэкология как особое отношение к миру, понимание важности проблем функционирования и развития информационного пространства как новой области бытия человечества.

Предлагаемые компоненты обеспечивают оперативность реагирования на смену ситуации и требования времени - в частности, именно так , в ответ на реальные требования школы и практический интерес подростков, возникли методики практического освоения новых технологий - видеосъемки, видеомонтажа, изучения и использования мультимедиа технологий в комплексных творческих проектах, использование гаджетов в целях образования, создание новых средств обучения и информационных сред в целях обеспечения сферы саморазвития и самообразования обучающихся, расширения возможностей их самореализации в среде информационного общества.

Специфика современной школы – сочетание интенсивных способов освоения информации и необходимость освоения основ медиаграмотности и информационной культуры – определяет на сегодня особую роль комплексного медиаобразования как использования всего комплекса возможностей медиатехнологий для активизации процесса образования в целом. С нашей точки зрения, в современных российских школах необходимо именно комплексное медиаобразование, поскольку оно объединяет преимущества формирования медиакультуры во всей деятельности учащихся (урочной, внеурочной, внеучебной).

По концепции комплексного медиаобразования, в качестве групповых показателей индикаторов медиаграмотности предлагается использовать: область обеспечения информационной безопасности личности, факторы восприятия, понимания, интерпретации медиатекстов/информационных сообщений, критерии практического освоения личностью современного медиапространства .

Проблемы, которые ставит перед традиционным образованием «параллельная школа», не исчерпываются ни необходимостью научить вырабатывать научный подход к фактам, ни потребностью формировать критическое мышление. Здесь, на стыке педагогики и мира за порогом школы необходимо умение адаптироваться в современном информационном пространстве.

«Параллельная школа» должна стать частью мира современной школы и союзником современного учителя.

Современные школьники в некоторых отношениях опережают своих учителей. Оставаясь подростками, которым предстоит проходить все этапы становления личности, они обретают невиданные возможности для общения и самовыражения в среде новых информационных технологий, где вкусовые критерии являются ведущими, где царит свой жаргон и выявляются свои закономерности бытия, где притяжение среды столь велико, что может легко сформировать самые разные формы психологической зависимости. Повторяя, что современный учитель больше не единственный авторитет и источник знания, мы забываем о том, что механизм образования – многоуровневое внедрение в сознание образа мира. Объявляя учителя «педагогом, оказывающим образовательные услуги», мы ставим его в ситуацию полного отрицания предыдущих ценностей. Для того, чтобы быть консультантом, советчиком, тьютором, руководителем самостоятельной работы учеников, прежде всего он должен иметь в обществе статус учителя, а не «мерчендайзера знаний».

Необходимо помнить и о том, что и сам процесс формирования и самосозидания личности так быстро не меняется. Фиксируя физиологические изменения (например, «компьютерное поколение» московских детей первого десятилетия нового века отличается пониженным весом и увеличенным объемом черепа [2, с.4], мы обнаруживаем, что процессы формирования личности отличаются большей стабильностью. Если какие-то этапы развития оказались «свернутыми», непройденными, их все равно придется отработать, пережить, сделать выводы и осознать их. Если авторитетом для школьника будет не учитель - найдется замена в виртуальных мирах Интернета; вот только к решению и осознанию проблем становления личности в этом случае можно идти гораздо дольше.

«Убирая» сложившуюся не годами, но веками систему восприятия мира и отношения к нему, мы рискуем получить различные степени социальной неадаптированности, личностной «незрелости», надолго растянутой во времени и пространстве. В этих условиях любые механизмы формирования и активизации критического мышления становятся чрезвычайно важными, и роль медиаобразования в новом информационном пространстве трудно переоценить.

На наших глазах меняется культурная среда, привычные ценностные ориентации далеко не стабильны; можно называть это катастрофой и очередной гибелью цивилизации, однако всегда есть варианты других решений и интерпретаций. Путешествие по реке всегда ведет к смене пейзажей. Поэтому не будем в ужасе закрывать глаза - но попробуем понять, где же мы очутились и к чему это может привести.

В настоящее время в школах развернут интенсивный поиск здоровьесберегающих технологий обучения. В этих рамках медиаобразование также представляет большой интерес, поскольку психологический комфорт и психическое здоровье современного подростка находятся под угрозой.

Сейчас перед нами стоит проблема: следовать в своей деятельности бесчисленным предлагаемым образцам - образцам поведения (приобретения только определенных товаров - согласно рекламному имиджу), следования одним и тем же схемам, - или «идти своей дорогой», да еще и постоянно ощущать ответственность за свой выбор. Практика показывает, что характерное для западной бытовой культуры влияние предлагаемого образца в случае российского менталитета часто принимает уродливо искаженные формы; однако реальность жизни требует самостоятельности принятия решений, ответственности, умения видеть вопросы и проблемы с разных сторон; умения ставить задачи (в том числе и самому себе), разрешать их и адекватно оценивать ситуации. Один из вариантов выхода - освоение образного мышления; эстетическое восприятие определяет внешнюю незаинтересованность оценки событий или явлений, а это, в свою очередь, способствует многоплановости видения и подхода к проблемам, овладению различных уровней восприятия и анализа, умению найти выход практически из любой ситуации, потому что кроме объема знаний оказываются задействованными такие сферы мышления, как интуиция, использование различных типов логических построений, поиск аналоговых ситуаций в бытии и динамике культуры... Именно поэтому становится столь важной сфера художественного образования в работе с искусством экрана. Это область знания, где освоение новых форм поведения и поиск новых путей познания происходит в неразрывной связи с историческим бытием человечества. Область, где так легко найти и выделить культурные традиции - народа, страны. времени... так же легко, как и потерять, утратить, растворить конкретные и определенные признаки и явления в мозаичном хаосе восприятия.

Например, экранный образ несет в себе в свернутой форме базис для формирования миросозерцания, может быть толчком для формирования мировоззрения личности. Формальная пассивность восприятия экранного образа понемногу сменяется различными формами интерактивности. Здесь возможны и пути, на которых человек адаптируется к окружающему миру и станет его творцом, и варианты ухода в информационные коконы, ограничения любых раздражителей, кроме уже понятных и привычных.

Именно поэтому формирование медиакультуры - насущная необходимость времен развитой технологии. Человек двадцать первого века должен быть прежде всего человеком информационно грамотным и творческим. Для ориентации в информационных системах и работы в высокотехнологичных структурах просто необходимы практические навыки диалоговых коммуникаций и развитое образное мышление; и ничто не может заменить искусства и культуры в образовании и воспитании. При этом для процесса обучения важна не столько историческая хронология, сколько именно способ мышления и познания, формирования личности, определяемый существованием и развитием как системы искусств, так и информационно-коммуникативной среды. И союз медиаобразования и медиапсихологии дает возможность искать пути выхода из кризиса не в новом и неизведанном, но на основе накопленного на рубеже веков конкретного знания и опыта. Бытие человека в медиасредах становится одной из первостепенных проблем нашего времени. И предлагаемые рамки освоения медиасред требуют тех же подходов, которые в свое время привели к возникновению школьного предмета «Экология». Мы стремительно движемся к миру, где экология будет одним из определяющих условий выживания и эффективности действий человека в медиасреде. И медиаобразование на современном этапе может (и должно) рассматриваться как один из наиболее эффективных способов подготовки человека к жизни в информационном обществе, формирования экологического сознания людей в медиасреде.

На современном этапе развития информационного общества цели медиаобразования таковы:

  •    формирование критической компетенции (осознание воздействий медиатекстов на психику и мировоззрение) у взрослых и подростков;

  •    освоение языка средств массовой информации через создание собственных медиатекстов, освоение медиаграмотности детьми и подростками;

  •    умение адаптироваться в медиасреде;

  •    обеспечение самоопределения детей и подростков в современной медиасреде через медиатворчество;

  •    формирование медиакультуры педагогического сообщества, родителей, органов управления образованием.

Мы видим, что медиасреда постепенно становится естественной средой обитания и коммуникации молодого поколения. Пока идут споры о влиянии этого процесса на традиционные формы образования, воспитания, культуры, на трансформацию мира и процесса его познания в целом и в частностях, отметим: не стоит забывать о том, что медиаэкология не менее важна, нежели защита окружающей биологической среды. Медиасреда антропологична, и в центре преобразований инфосферы необходима опора на человека и качественное обновление его диалога с миром, а не надежда на решение проблемы за счет развития и совершенствования технологий.

Список литературы Медиаэкология: выбор пути

  • Жилавская И.В. Медиаактивность молодежи как фактор медиаобразования [Электронный ресурс] // МИК URL: http://mic.org.ru/4-nomer-2012/150-mediaaktivnost-molodezhi-kak-faktor-mediaobrazovaniya (дата обращения: 09.03.2017).
  • Калмыков А.А. E-learning как инструмент медиаобразования / А.А.Калмыков [Текст]. - Высшее образование в России, № 10. 2009. - С.29
  • Камнев М. "Новое поколение выбирает…"/Газета "Столица № 22/2010.
  • Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну/ Н.Б.Кириллова [Текст]. - М., 2005. - 260 с.
  • Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество [Текст]. - М., 2004
  • Маклюэн М. Понимание медиа: внешнее расширение человека. М., 2003. - 340 с.
  • Якушина Е.В. Разработка курса "Медиа-информационная грамотность и информационная безопасность // Материалы Третьей Международной научно-практической конференции "Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты" (ISC-14): Сборник статей и тезисов. [Электронное издание] / Отв. редактор Бродовская Е.В. - М.: РИЦЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. - 390 с., С. 337-355.
Статья научная