Медико-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Дашиева Баирма Антоновна, Карауш И. с, Куприянова И.Е.

Журнал: Сибирский вестник психиатрии и наркологии @svpin

Рубрика: Детско-подростковая психиатрия

Статья в выпуске: 5 (62), 2010 года.

Бесплатный доступ

В двух регионах Сибири (Республика Бурятия, Томская область) обследовано 268 учащихся спецшкол - детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее распространенными являются нарушения психологического развития - F83 (149 чел. - 55,6 %), умственная отсталость -F70 (12 чел. - 4,5 %), речевые расстройства - F80 (63 чел. - 23.5 %), нарушения поведения с началом в детском возрасте - F90 (6 человек - 2,2 %). Большинство учащихся имели сочетанные расстройства. Разрабатываются программы медико-психолого-педагогического сопровождения.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, психическое здоровье, медико-психолого- педагогическое сопровождение

Короткий адрес: https://sciup.org/14295450

IDR: 14295450

Текст научной статьи Медико-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

НИИ психического здоровья СО РАМН

634014, Томск, ул. Алеутская, 4

В двух регионах Сибири (Республика Бурятия, Томская область) обследовано 268 учащихся спецшкол – детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее распространенными являются нарушения психологического развития – F83 (149 чел. – 55,6 %), умственная отсталость – F70 (12 чел. – 4,5 %), речевые расстройства – F80 (63 чел. – 23,5 %), нарушения поведения с началом в детском возрасте – F90 (6 человек – 2,2 %). Большинство учащихся имели сочетанные расстройства. Разрабатываются программы медико-психолого-педагогического сопровождения. Ключевые слова : дети с ограниченными возможностями здоровья, психическое здоровье, медико-психологопедагогическое сопровождение.

RELEVANT ISSUES AND PROSPECTS OF MEDICO-PSYCHOLOGICAL COACHING THE PROCESSES OF TRAINING AND UPBRINGING OF CHILDREN WITH DISABILITIES . Dashiyeva B. A., Karaush I. S., Kupriyanova I. E. Mental Health Research Institute SB RAMSci. 634014, Tomsk, Aleutskaya Street, 4. In two regions of Siberia (Republic of Buryatiya, Tomsk District) 268 schoolchildren of special schools have been examined. Of most prevalence are disturbances of psychological development – F83 (149 persons – 55,6 %), mental retardation – F70 (12 persons. – 4,5 %), speech disorders – F80 (63 persons – 23,5 %), behavioral disturbances with onset in childhood – F90 (6 persons – 2,2 %). Most schoolchildren had combined disorders. Programs of medico-psychological-pedagogical coaching are developed. Key words : children with disabilities, mental health, medico-psychological-pedagogical coaching.

Статистические исследования, проводимые в ряде западно-европейских стран, США и России показывают, что количество детей с особыми образовательными потребностями растет из года в год. Принятая Правительством РФ «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» достаточно четко определяет приоритетные цели и задачи, реше- ние которых требует построения адекватной системы медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в развитии [4].

Основные причины роста количества детей с особыми образовательными потребностями – увеличение количества факторов риска нарушений развития (наследственность, патология беременности и родов, неблагоприятная экологическая среда, профессиональные вредности, алкоголизм и др.) и совершенствование систем перинатальной реабилитации, диагностики [6].

Дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности, дети-инвалиды) – дети, у которых нарушения в развитии предоставляют им возможность иметь бинефицитарный статус, т. е. позволяют пользоваться социальными льготами и пособиями.

Численность детей с ограниченными возможностями здоровья составляет свыше 1,5 млн человек по РФ, это почти 5 % от общего количества детей, из них 590 тысяч имеют инвалидность. При этом специальные условия для получения образования предоставляются только 1/3 этих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. По данным Росстата, при общем количестве детей-инвалидов 590 тысяч человек получают образование 250 тысяч детей-инвалидов. Из них 140 тысяч детей обучаются в общеобразовательных школах, 40 тысяч детей – на дому и только около 70 тысяч детей – в системе специального образования.

В Республике Бурятии 4 480 детей-инвалидов, из них 3310 детей – школьного возраста. Более 1,7 тысячи детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обучаются в 11 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. По данным Г. Б. Баировой (2009), 72 % детей школьного возраста с инвалидностью обучаются на дому по индивидуальным программам в специализированных учреждениях либо не учатся вообще.

В столице республики функционирует школа индивидуального обучения № 60 – школа социальной адаптации детей-инвалидов (348 учащихся) для детей, не имеющих возможности посещать общеобразовательные учреждения. Всего в общеобразовательных школах Республики Бурятии обучается более 1 500 детей с инвалидностью.

Несмотря на разнообразие форм обучения, качество получаемого образования не соответствует требованиям современности и затрудняет дальнейшую адаптацию в социуме. Причинами трудностей в обучении и появления особенностей в поведении детей являются несоответствие педагогических требований психофизическим возможностям, уровню умствен- ного развития, соматического и нервнопсихического состояния ребенка либо неготовность к школьному обучению (недоразвитие отдельных психических функций, навыков общения, незрелость эмоционально-волевой сферы) и др. Все это является основанием для поиска новых путей помощи детям.

Биологическое неблагополучие ребенка, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в его психическом развитии. Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так, например, немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире вероятным, но необязательным следствием слепоты. Таким образом, уровень психического развития пришедшего в школу ребенка с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего обучения и воспитания.

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: расстройствами слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ очень большой: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженные различия наблюдаются не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей.

Вследствие неоднородности состава группы уровень и содержание школьного образования тоже должны быть различными, соответствующими возможностям и потребностями всех детей с ОВЗ. Вышесказанное определяет развитие инновационной сети психолого-медико-социальных служб в системе образования для детей с ОВЗ, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Несмотря на постоянно меняющиеся технологии, методы, цели и формы образования, проблемы, сопровождающие развитие ребенка, становление его лично- сти, остаются неизменными. Принимая это за аксиому, можно констатировать, что принцип «Каждому конкретному ребенку – индивидуальную траекторию развития с учетом его возможностей, способностей и здоровья» никогда не потеряет своей актуальности. А значит, потребность в психолого-педагогической и медикосоциальной помощи будет постоянной. Поэтому разработка модели межведомственного взаимодействия призвана осуществлять комплексное сопровождение ребенка, целью которого является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессом развития и обучения детей и их потенциальными возможностями, а также создание условий для социальнопсихологической адаптации ребенка к полноценной жизни в социуме [5].

Межведомственным научно-практическим центром психического здоровья НИИПЗ СО РАМН (заведующая центром – к.м.н. В. А. Семке) в рамках темы НИР начата работа по изучению уровней психического здоровья детей с ОВЗ и разработке программ медико-психологического сопровождения процессов обучения и воспитания детей с ОВЗ. В научно-практической деятельности мы придерживаемся принципов межведомственного и полидисциплинарного взаимодействия специалистов различного профиля, что обеспечивает индивидуализацию реабилитационной программы.

Объектом исследования явились учащиеся школы № 60 социальной адаптации детей-инвалидов (Улан-Удэ Республики Бурятии) и Томской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 15 Ι и ΙΙ видов и их родители.

Методы исследования: клинико-психопатологический, психологический (определение уровня тревоги – опросник СМАS, агрессивности Басса–Дарки, рисуночные тесты «Дом – дерево – человек», «Рисунок семьи», тест Люшера).

Клинически обследовано 268 учащихся, из них психически здоровыми являются 9,3 % (25 человек). Нозологическая структура представлена следующими расстройствами: нарушения психологического развития – F83 (149 чел. – 55,6 %), нарушения поведения с началом в детском возрасте (гипердинамический синдром) – F90 (6 человек – 2,2), умственная отсталость – F70 (12 чел. – 4,5 %), речевые расстройства – F80 (63 чел. – 23,5 %), расстройства адаптации – F4 (3 чел. – 1,1 %), энурез (2 чел. – 0,7 %), сомнамбулизм (1 чел. – 0,4 %). У 57 (21,3 %) учащихся отмечались отдельные признаки астеноцефалгического синдрома, которые рассматривались как проявления основного заболевания. Большинство учащихся имели сочетанные расстройства.

По результатам наблюдения за учащимися школы социальной адаптации детей-инвалидов по методике Д. Стотта (в основе методики – фиксация форм дезадаптированного поведения в процессе длительного наблюдения) выявляется высокий коэффициент дезадаптированно-сти по следующим синдромам: недоверие к новым людям, вещам, ситуациям; депрессивные проявления; тревожность по отношению ко взрослым; эмоциональная напряженность; тревога по отношению к другим детям; уход в себя; недостаток социальной нормативности.

Выявленные формы дезадаптированного поведения подтверждают утверждения исследователей, что в структуре личности детей-инвалидов прослеживается фобический компонент. Дети страдают от дефицита общения, испытывают страх одиночества, но одновременно боятся встреч с другими людьми, чувствуют себя неготовыми к возвращению в общеобразовательную школу. Гиперопека со стороны родителей ещё больше закрепляет дезадаптированные формы поведения детей. Все эти проявления поведенческой дезадаптированно-сти также требуют внимания [2, 3].

Деятельность реализуется по следующим направлениям:

  • 1.    Психиатрическое обследование (изучение уровня психического здоровья) детей с ОВЗ и особенностей взаимодействия родителей с ребенком.

  • 2.    Психологическая поддержка детей с ОВЗ – помощь в личностном и социальном развитии детей младшего и среднего школьного возрастов, оказание психологической поддержки подросткам, имеющим инвалидность, в форме индивидуального консультирования и психологической помощи в группах сверстников, имеющих аналогичные трудности.

  • 3.    Помощь в ориентировке родителей в особенностях и проблемах ребенка – предоставление родителям информации по вопросам развития и воспитания ребенка, уровне его развития, о результатах психологопедагогического обследования, оказание помощи родителям в понимании сущности имеющихся у ребенка проблем, в идентификации и осознании сильных и слабых сторон ребенка, предоставление информации о других организациях, оказывающих помощь детям с особым развитием.

  • 4.    Консультирование родителей – помощь в адаптации семьи к инвалидности ребенка, помощь в снятии тревоги, апатии и депрессивного состояния, связанных с возникающими при воспитании ребенка-инвалида трудностями, нормализация отношений родителей с детьми, формирование у членов семьи активной жизненной позиции в вопросах воспитания и поддержки ребенка.

Задачами медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ являются: 1) максимально раннее (с первых месяцев жизни) выявление нарушений в развитии ребенка и оказание     комплексной     медико-психолого педагогической помощи ребенку и его семье; 2) специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития и создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования; 3) лечение и оздоровление.

При рассмотрении вопросов, относящихся к проблеме социальной адаптации, личностного развития и реабилитации детей, акцент делается не на особенностях дефекта (слепоты, глухоты, умственной отсталости др.), а на их влиянии на психику и на закономерностях развития личности ребенка, независимо от специфики дефекта. Такой подход обусловлен тем, что развитие как нормального, так и аномального ребенка, согласно исследованиям многих современных ученых, подчиняется общим законам формирования психики и личности человека в онтогенезе [1, 6].

Следует признать, что в нашей стране подход к оказанию медицинской помощи детям с ограниченными возможностями в большей мере ориентирован на фармакотерапию основного заболевания при наблюдающемся дефиците психиатрических, коррекционно-психологических и социально-педагогических направлений. Поэтому необходимы ранняя диагностика и коррекция нарушений психического здоровья детей с ОВЗ. Совершенствование профилактического направления в оказании помощи таким детям, включающее межведомственное взаимодействие специалистов, будет способствовать их социальной адаптации и повышению качества жизни.

Статья научная