Местные сельские праздники в перспективе культурной памяти русского и финно-угорского населения Нижегородской области

Автор: Ольга Валерьевна Гальцева

Журнал: Финно-угорский мир @csfu-mrsu

Рубрика: Исторические науки

Статья в выпуске: 1 т.13, 2021 года.

Бесплатный доступ

Введение. В статье в контексте культурной памяти анализируется механизм укоренения и последующего функционирования местных религиозных праздников в культурном пространстве российских сельских сообществ XIX–ХХ вв. Материалы и методы. Были исследованы и обобщены материалы, содержащиеся в научных трудах, дающих представление о рассматриваемой проблеме, а также использованы полевые материалы автора, собранные в этнографических поездках по Нижегородской области. Методологической основой исследования являются проблемно-хронологический и сравнительно-исторический методы. При сборе полевых материалов были использованы такие методы полевой этнографии, как непосредственное наблюдение и интервьюирование. Результаты исследования и их обсуждение. В современной гуманитарной науке репрезентативные свойства праздника осмысляются в контексте культурной памяти, где праздник выступает ее элементом или первичной формой. В рамках такого подхода праздник можно рассматривать и как «общий текст», который, по Ю. Лотману, сохраняется и актуализируется в пространстве общей памяти сообщества, и как механизм этой актуализации, действующий из поколения в поколение и позволяющий членам этого сообщества осуществлять культурную самоидентификацию. Автор представляет местные религиозные праздники русского и финно-угорского населения (мордвы и марийцев) Нижегородской области как одну из традиционных форм сохранения, актуализации и межпоколенной передачи информации, значимой для формирования культурной идентичности. Заключение. Местные религиозные праздники являлись тем механизмом, посредством которого коллективная память отдельных сельских сообществ осмыслялась, сохранялась и ретранслировалась через единые традиционные формы общерусской духовной культуры. В культурной памяти финно-угорских народов местные религиозные праздники русских соседей стали ключом к восприятию христианских культов и сыграли важную роль в процессах аккультурации.

Еще

Культурная память, праздник, местный праздник, престольный праздник, духовное наследие, национальная идентичность.

Короткий адрес: https://sciup.org/147218494

IDR: 147218494   |   DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.01.38-48

Список литературы Местные сельские праздники в перспективе культурной памяти русского и финно-угорского населения Нижегородской области

  • Абрамян Л. А. Первобытный праздник и мифология. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1983. 230 с.
  • Артюшкина В. В. Праздничная культура, как способ репрезентации культурной памяти // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 5 (79). С. 138–145.
  • Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренесcанса. М.: Худож. лит., 1990. 543 с.
  • Беляева Н. Ф. Престольные праздники мордвы-мокши (XIX – начало ХХ в.) // Проблемы истории, культуры и права. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2002. С. 10–15.
  • Бернштам Т. А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде (XIX – начало XX в.) // Этнические стереотипы поведения: сб. ст. Л., 1985. С. 120– 154. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/Culture/Article/bernscht_budprazd.php (дата обращения: 15.12.2020).
  • Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX – начала ХХ в.: Половозрастной аспект традиционной культуры. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1988. 278 с.
  • Бернштам Т. А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: Учение и опыт церкви в народном христианстве. СПб.: Петерб. востоковедение, 2000. 395 с.
  • Бернштам Т. А. Приходская жизнь русской деревни: очерки по церковной этнографии. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та: Петерб. востоковедение, 2005. 413 с.
  • Быт великорусских крестьян-землепашцев: Описание материалов Этнографического бюро князя В. Н. Тенишева (на примере Владимирской губернии) / авт.-сост.: В. М. Фирсов, И. Г. Киселев. СПб.: Изд-во Европ. Дома, 1998. 152 с.
  • Васильев М. И. Местные праздники в системе праздничной культуры русского народа: традиции и современность // Перекресток культур: междисциплинарные исследования в области гуманитарных наук: сб. ст. М., 2004. С. 10–32.
  • Васильев М. И. Новгородская традиционная праздничная культура: местные праздники Волотовского района. Великий Новгород: б. и., 2001. 129 с.
  • Власова В. В. Заветный праздник в публичном пространстве местного сообщества // Известия Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук. 2014. № 3 (19). С. 127–130.
  • Громыко М. М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. 446 с.
  • Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М.: Наука, 1986. 274 с.
  • Жигульский К. Праздник и культура: Праздники старые и новые. Размышления социолога. М.: Прогресс, 1985. 334 с.
  • Корнишина Г. А. Традиционно-обрядовая культура в системе мордовского этноса. Lap Lambert Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. 371 с.
  • Кремлева И. А. Церковные праздники: место обетных праздников в русле народной культуры // Церковные праздники русского народа: от прошлого к настоящему. М., 2011. С. 122–161.
  • Листова Т. А. Православие в общественно-религиозных праздниках советского и постсоветского времени (по материалам полевых исследований в российско-украинско-белорусском пограничье) // Церковные праздники русского народа: от прошлого к настоящему. М., 2011. С. 161–231.
  • Лотман Ю. М. Память в культурологическом освещении // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Таллин, 1992. Т. 1. С. 200–202.
  • Марийцы: ист.-этногр. очерки. ЙошкарОла: МарНИИЯЛИ, 2005. 336 с. 21. Мельников-Печерский П. И. Очерки мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд., 1981. 134 с.
  • Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Мордва и вера. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. 531 с.
  • Полищук Н. С. Местные праздники // Русские. М., 2005. С. 602–616. (Народы и культура).
  • Попова В. Н. Инсценировки памяти: о современных формах театрализации праздника // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 49. С. 142–149.
  • Приклонский С. А. Крестьянский мир и приходской причт // Северный вестник. 1885. Сентябрь. № 1. С. 42–64.
  • Пропп В. Я. Русские аграрные праздники: (Опыт ист.-этногр. исслед.). СПб.: Азбука, 1995. 174 с.
  • Разлогов К. Э. Память и идентичность // Культурная память в контексте формирования национальной идентичности России в XXI веке: колл. моногр. 2-е изд. М., 2015. С. 11–29.
  • Розов А. Н. Народный календарный праздник и православие // Человек. Культура. Образование. 2018. № 4 (30). С. 122–132.
  • Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М.: Кучково поле, 2011. 543 с.
  • Терещенко А. В. История культуры русского народа. М.: ЭКСМО, 2007. 729 с.
  • Тульцева Л. А. Престольный праздник в картине мира (мироколице) православного крестьянина // Расы и народы: современные этнические и расовые проблемы: ежегодник. М., 1999. Вып. 25. С. 157–210.
  • Черных А. В. Русский народный календарь в Прикамье: праздники и обряды конца XIX – середины ХХ в. Ч. 4. Местные праздники. СПб., 2014. 288 с.
  • Чичеров В. И. Зимний период русского народного календаря XVI–XIX вв. (очерки по истории народных верований). М.: Изд-во АН СССР, 1957. 237 с.
  • Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. 143 с.
Еще
Статья научная